Бонно, Джузеппе
1711 - 1788
Назад
Джузеппе Бонно (Giuseppe Bonno) - Австрийский композитор итальянского происхождения
Родился 29 января 1711 года, Вена - умер 15 апреля 1788 года, Вена.
Сын императорского лакея из Брешии, он получил свое первое музыкальное образование у придворного композитора и капельмейстера Стефансдома И.Г. Рейнхардта. В 1726 году Карл VI отправил Бонно в Неаполь, где он оставался в течение десяти лет, изучая композицию (в основном церковную музыку) у Франческо Дуранте и драматическую композицию у Леонардо Лео; он также брал уроки пения. В 1732 году он дебютировал как композитор с пасторалью "Нигелла и низ" (текст Дж. К . Паскуини). В феврале или марте 1736 года Бонно вернулся в Вену. 26 июля того же года в честь именин эрцгерцогини Марии Анны был поставлен его "Камерный праздник" в одном действии - "Непреодолимая любовь", а 1 октября - "Траяно", первое из нескольких сценических произведений, написанных ко дню рождения Карла VI. В следующем году он безуспешно претендовал на должность придворного композитора. Капельмейстер Дж. Фукс, который посчитал, что Бонно "еще недостаточно обучен основам контрапункта", рекомендовал вместо этого назначить его "придворным ученым по композиции", при этом он сам будет проводить необходимые инструктажи. 6 февраля 1739 года Бонно был назначен придворным композитором. Написанной в том же году ораторией "Элеазар" ему удалось покорить вкус венской публики. 25 января 1740 года он женился на Элизабет Штальцингер (1714-1761); от этого брака у него осталось четверо детей. Примерно с 1749 по 1761 год Бонно был капельмейстером при дворе фельдмаршала Йозефа Фридриха, принца Саксен-Гильдбургхаузенского, в Шлосгофе и Маннерсдорфе, где среди его коллег-музыкантов были Глюк (1754-1766) и Диттерсдорф (1751-1761). Зимой Бонно руководил пятничными вечерними концертами принца во дворце Рофрано (ныне Дворец Ауэрсперг) в Вене. В 1774 году Бонно сменил Ф.Л. Гассмана на посту капельмейстера императорского двора в знак признания его особого таланта "в сочинении камерной музыки и сценических произведений’. Позже ему помогал на этом посту Антонио Сальери, его возможный преемник, который дирижировал итальянской оперой, когда Бонно не смог этого сделать. Бонно также сменил Гассмана на посту дирижера Tonkünstler-Societät, благотворительного общества для иждивенцев музыкантов, в котором он также служил с 12 февраля 1774 года в качестве вице-президента, а с 1775 года - президента, сменив принца Хевенхюллера. К 1781 или 1782 году из-за плохого состояния здоровья он был вынужден отказаться от руководства концертами общества; 1 марта 1788 года он отказался от поста президента и в то же время оставил свои придворные обязанности. Бонно был очень уважаемой фигурой в музыкальной жизни Вены. Он тесно сотрудничал с Метастазио, создав первые сценографии к произведениям поэта "Натале любви", "Вера омаджио", "Пастор", "Эроэ синезе", "Изола дезабитата" и "Атенаида", "Как сильно я люблю тебя". Метастазио писал Фаринелли об "Иль ре пасторе": "Музыка так изящна, так хорошо адаптирована и так жива, что очаровывает сама по себе, не задевая страстей персонажа, и доставляет огромное удовольствие". Бонно также был известен как педагог: и Диттерсдорф, и Марианна фон Мартинес учились у него композиции. Диттерсдорф отмечал, что у него был "необыкновенный дар обучать певцов"; среди его учеников были Тереза Тейбер, Карл Фриберт и Катарина Старцер. Бонно сочинял в основном оперы, оратории, а после своего ухода с оперной сцены в 1763 году - церковную музыку. Стилистически он находится между поздним венецианским барокко, которое сохранилось в Вене у Фукса и Кальдары, и классицизмом Глюка и Гайдна. Верный своему неаполитанскому воспитанию, он не был реформатором, как Глюк; он в совершенстве овладел трудностями оперы и в целом был доволен тем, что работал в рамках условностей своего времени, хотя растущее стремление к большему драматическому реализму иногда сказывалось на мелодическом и ритмическом стиле его речитатива. Его оркестровка выходит за рамки рутины, демонстрируя вкус к красочным инструментам и живописным эффектам. Особенно в своих поздних операх он синтезировал неаполитанский стиль, которому обучался в раннем возрасте, с поздним венецианским стилем в Вене; в ариях присутствуют сладкозвучные неаполитанские мелодии, а также контрапунктические формы. Его оратории содержат французские увертюры и фугальные арии, в то время как его использование протяжных ритурнелей и предпочтение формы да капо бросаются в глаза. Его церковная музыка отражает все более светский подход того времени: литургический текст часто подчинен музыке, что приводит к случаям несочетаемого подбора слов.
Ноты сочинений Джузеппе Бонно на сайте библиотеки IMSLP