Бонно, Джузеппе
1711 - 1788
Назад
Bonno, Giuseppe
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джузеппе Бонно был австрийским композитором итальянского происхождения. Сын императорского лакея из Брешии, он получил первое музыкальное образование от придворного композитора и руководителя капеллы собора Святого Стефана Иоганна Георга Рейнхардта. В 1726 году Карл Шестой отправил Бонно в Неаполь, где он оставался десять лет, изучая композицию (в основном церковной музыки) у Франческо Дуранте и драматическую композицию у Леонардо Лео; он также брал уроки пения. В 1732 году он дебютировал как композитор пасторалью "Нигелла и Низа" на текст Джованни Клаудио Паскини.
В феврале или марте 1736 года Бонно вернулся в Вену. 26 июля того же года была исполнена его камерная праздничная пьеса в одном действии "Непобедимая любовь" в честь именин эрцгерцогини Марии Анны, а 1 октября была исполнена "Траян", первая из нескольких сценических работ, написанных ко дню рождения Карла Шестого. В следующем году он безуспешно претендовал на должность придворного композитора. Руководитель капеллы Иоганн Йозеф Фукс, который счел его "еще недостаточно обученным основам контрапункта", вместо этого рекомендовал назначить его "придворным стипендиатом по композиции", причем сам Фукс должен был обеспечить необходимое обучение. 6 февраля 1739 года Бонно был назначен придворным композитором. С ораторией "Елеазар", написанной в том же году, ему удалось завоевать вкус венской публики. 25 января 1740 года он женился на Елизавете Штальтцингер (1714-1761); в браке выжили четверо детей. Примерно с 1749 по 1761 год Бонно был руководителем капеллы в доме фельдмаршала Иосифа Фридриха, принца Саксен-Хильдбургхаузенского, в Шлоссхофе и Маннерсдорфе, где его коллегами-музыкантами были Кристоф Виллибальд Глюк (1754-1756) и Карл Диттерс фон Диттерсдорф (1751-1761). Зимой Бонно дирижировал пятничными вечерними концертами принца во дворце Рофрано (ныне дворец Ауэрсперг) в Вене.
В 1774 году Бонно сменил Флориана Леопольда Гассмана на посту руководителя капеллы императорского двора в знак признания его особого таланта "в сочинении камерной музыки и сценических произведений". Позже ему на этой должности помогал Антонио Сальери, его будущий преемник, который дирижировал итальянской оперой, когда Бонно не мог этого делать. Бонно также сменил Гассмана на посту дирижера Общества музыкантов, благотворительной организации для иждивенцев музыкантов, в которой он также служил с 12 февраля 1774 года в качестве вице-президента, а с 1775 года — в качестве президента, заменив князя Кевенхюллера. К 1781 или 1782 году болезнь вынудила его отказаться от руководства концертами общества; 1 марта 1788 года он оставил пост президента и в то же время ушел с придворной службы.
Бонно был высоко ценимой фигурой в музыкальной жизни Вены. Он тесно сотрудничал с Пьетро Метастазио, сочинив первые обработки текстов поэта "Рождение Юпитера", "Истинная дань", "Царь-пастух", "Китайский герой", "Необитаемый остров" и "Афинаида, или Самые великодушные чувства". О "Царе-пастухе" Метастазио писал Фаринелли: "Музыка так изящна, так хорошо адаптирована и так оживленна, что очаровывает своими собственными достоинствами, не нарушая страсти персонажа, и чрезмерно нравится". Бонно также был известен как учитель: и Карл Диттерс фон Диттерсдорф, и Марианна фон Мартинес изучали у него композицию. Диттерсдорф заметил, что у него "необыкновенный дар преподавания певцам"; среди его учеников по пению были Тереза Тейбер, Карл Фриберт и Катарина Штарцер.
Бонно сочинял в основном оперы, оратории и, после своего ухода с оперной сцены в 1763 году, церковную музыку. Стилистически он стоит между поздним венецианским барочным стилем, сохранившимся в Вене с Иоганном Йозефом Фуксом и Антонио Кальдарой, и классицизмом Кристофа Виллибальда Глюка и Йозефа Гайдна. Верный своему неаполитанскому образованию, он не был реформатором, как Глюк; он полностью овладел трудностями оперы и был доволен работой в рамках условностей своего времени, хотя растущая забота о большей драматической реалистичности периодически влияла на мелодический и ритмический стиль его речитатива. Его оркестровка поднимается выше рутины, проявляя вкус к красочной инструментовке и живописным эффектам. Особенно в своих поздних операх он синтезировал неаполитанский стиль своего раннего обучения с поздним венецианским стилем в Вене; арии имеют мелодичные неаполитанские мелодии, а также контрапунктические формы. Его оратории содержат французские увертюры и фугированные арии, в то время как его использование расширенных ритурнелей и предпочтение форме да капо поразительны. Его церковная музыка отражает все более светский подход того времени: литургический текст часто подчиняется музыке, что порождает случаи неуместного оформления текста.
Оперы
Оратории
Духовная музыка
Прочие сочинения
Ноты сочинений Джузеппе Бонно на сайте библиотеки IMSLP