Бонини, Северо
1582 - 1663
Назад
Bonini, Severo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Северо Бонини был итальянским композитором, писателем о музыке, органистом и поэтом. Его крестильное имя могло быть Джакопо или Лука; он принял имя "Северо", когда стал монахом. Он принял облачение валломброзанских бенедиктинцев 3 декабря 1595 года и был пострижен 30 апреля 1598 года. В 1601 году он покинул Валломброзу для завершения гуманитарных и теологических исследований в университете конгрегации в Пассиньяно; он сам сообщал, что молодые бенедиктинцы как в Валломброзе, так и в Пассиньяно также получали обучение в григорианском пении и полифонии, а также игре на органе. Сначала он был назначен в аббатства Санта-Тринита (1605, 1609), Риполи (1607) и Сан-Панкрацио (1608), все во Флоренции или рядом с ней. По-видимому, он учился у Джулио Каччини во время своего пребывания в Санта-Трините, где также приобрел покровительство приора Симоне Финарди; его связь с этими двумя мужчинами открыла ему вход во флорентийские музыкальные круги. В эти ранние годы успеха он опубликовал четыре сборника музыки и поэму, посвященную свадьбе принца Козимо Медичи в 1608 году. В том же году он был избран писцом в Сан-Панкрацио, а в 1611 году был назначен органистом Санта-Триниты. К 1613 году он покинул Флоренцию и стал органистом аббатства Сан-Меркуриале в Форли; находясь там, он опубликовал по крайней мере еще три тома музыки. Под покровительством аббата Иларио Мортани он исполнял свои произведения перед аристократами и церковниками в Романье. В 1615 году он был назначен камарингом аббатства Сан-Микеле в Форколе, Пистойя, и вернулся в аналогичном качестве в Сан-Меркуриале в 1619 году. С 1623 по 1637 год он был настоятелем прихода Сан-Мартино-ин-Страда в окрестностях Форли. Затем он провел еще два года в Сан-Меркуриале и вернулся в 1640 году в Санта-Триниту во Флоренции, где оставался органистом и руководителем капеллы до своей смерти.
Как композитор Бонини преуспел в усвоении и сочетании ряда различных стилей. Он был ранним восторженным поклонником нового монодического стиля и почитателем Джулио Каччини, что ясно из его трактата и предисловия к его "Духовным мадригалам и канцонеттам" (1607); в этом томе он применил вокальный стиль Каччини к традиции духовной песни, создавая монодии на строфические, народные, священные тексты. Два года спустя, взяв за образец концертированный мотет, он опубликовал в своем сочинении 3 простые сопровождаемые трехголосные полифонические пьесы, оживленные концертирующими мотивами и украшениями. Также в 1609 году его книга сольных мадригалов и мотетов демонстрирует слияние концертированного мотета и духовной монодии. Его обработка длинного отрывка из "Ариадны" Ринуччини (1613), включая жалобу Ариадны, является одной из ряда работ того периода, находящихся под влиянием обработки жалобы Монтеверди. Взаимодействие стилей достигло кульминации в "Духовных аффектах" в — цитируя титульную страницу — "смешанном стиле", сочетающем технику и формальную ясность концертированного мотета с аффективным языком "флорентийского стиля". Некоторые диалогические мотеты здесь представляют собой зародышевые кантаты, состоящие из коротких, чередующихся разделов речитатива и ариозо, а сильно орнаментированные мотеты "Небесной серены" демонстрируют дальнейшие эксперименты с интегрированными структурами. Бонини продолжал писать музыку, но больше не публиковался. В письме 1649 года, сетуя на отсутствие покровительства, он утверждал, что всего им создано десять опубликованных и двенадцать неопубликованных работ.
Его трактат "Рассуждения и правила о музыке и контрапункте" традиционно считается завершенным к 1649–1650 годам, хотя внутренние свидетельства предполагают более позднюю датировку 1651–1655 годами. Это важный источник информации о возвышении монодии и оперы. Этот амбициозно задуманный трактат, который также охватывает такие традиционные вопросы, как место музыки во вселенной и происхождение музыки и музыкальных инструментов, проникнут предрассудками Бонини и наставительным тоном. Его манера отрывочна и анекдотична, а его возвышенный язык граничит то с поэзией, то с фарсом. Ряд побочных ссылок на источники вводят в заблуждение, поскольку обсуждение почти полностью заимствовано у Дзарлино, Галилея, Каччини, Грегуара де Тулуза и различных библейских комментариев. Главными целями Бонини были защита благородства музыки от тех, кто называл ее "шутовством", доказательство превосходства современной музыки (в частности, стиля речитативо) над музыкой античности, утверждение, что Каччини изобрел стиль речитативо, и одобрение (с существенными оговорками) использования концертированной музыки в церкви. Помимо ценной информации о современных ему флорентийских музыкантах, он также обсуждал многих композиторов полифонической музыки.
Вокальная музыка
Теоретические труды
Ноты сочинений Северо Бонини на сайте библиотеки IMSLP