Болуда, Хинес де
1545 - 1604

Назад

Boluda, Ginés de

  • Дата рождения: около 1545 года
  • Место рождения: Эльин
  • Дата смерти: после 24 апреля 1604 года
  • Место смерти: Севилья (предположительно)

Биография

Хинес де Болуда был испанским композитором. В 1578 году он занимал должность руководителя капеллы собора в Кадисе. После смерти Габриэля Гальвеса в том же году, он стал руководителем капеллы собора в Куэнке с 10 сентября, с жалованьем в 200 дукатов. Хотя он оставался на этой должности немногим более года, он заручился постоянным покровительством тогдашнего епископа Куэнки, Родриго де Кастро. В августе 1579 года Болуда попросил разрешения подать заявку на вакансию в соборе Сигуэнсы, но так и не занял эту должность. Вскоре после этого он оставил свои обязанности в Куэнке.

Смерть Андреса Торрентеса в сентябре 1580 года создала вакансию в соборе Толедо, и Болуда был избран руководителем капеллы, опередив таких видных композиторов, как Франсиско де Веласко, Себастьян Виванко и Габриэль Эрнандес, начав свое тринадцатилетнее пребывание в должности в начале 1581 года. Однако ему крайне мало платили, несмотря на заступничество Родриго де Кастро (к тому времени кардинала Севильи) перед архиепископом Толедо, Гаспаром де Кирога. Большинство сохранившихся произведений Болуды датируются его пребыванием в Толедо, и он заметно пополнил музыкальную библиотеку собора, порекомендовав покупку семи томов музыки, большинство из которых до сих пор хранятся в архивах Толедо. Они включали мотеты Герреро 1570 года, "Восемь месс" Ла Хеле (1578), "Две книги месс" Виктории (1583) и важную рукопись, скопированную Фраем Педро Дураном. Музыкальный вкус Болуды подчеркивается преобладанием испанских композиторов в томах, которые он выбрал.

В 1593 году Болуда ушел с поста в Толедо и, по-видимому, оставил профессию музыканта; четыре года спустя он был в Севилье в качестве раздающего милостыню при Родриго де Кастро. В 1601 году он отказался от должности руководителя капеллы королевской капеллы в Гранаде, поскольку больше не желал заниматься этой профессией. В последний раз он упоминается в 1604 году, все еще проживая в Севилье.

Творчество

Все сочинения Болуды являются духовными, и большинство из них принадлежат к службе Вечерни. Хотя они разнообразны по стилю, все они обнаруживают заботу о понятности текста. Используемые техники варьируются от строгого фобордона* до сложного имитационного контрапункта и сочетаются для придания полифонического разнообразия псалмодии, одному из самых строгих жанров испанского Возрождения. Простой распев присутствует во всех сочинениях Болуды (иногда в качестве кантус фирмуса); заимствованный из испанской, а не римской традиции, он никогда не варьируется и не украшается, даже будучи интегрированным в полифоническую ткань.

Произведения

Духовные сочинения

  • "Кирие" ("Kyrie"), для 4 голосов
  • "Окропи меня" ("Asperges me"), антифон, для 4 голосов

Псалмы:

  • "Живущий под кровом Всевышнего" ("Qui habitat in adiutorio") (Пс 90), для 4 голосов
  • "Хвалите, рабы Господни" ("Laudate pueri"), 8-й тон (Пс 112), для 4–5 голосов
  • "Хвалите Господа" ("Laudate Dominum"), 3-й тон (Пс 116), для 4 голосов
  • "Хвалите Господа" ("Laudate Dominum"), 7-й тон (Пс 116), для 4 голосов
  • "Хвали, Иерусалим" ("Lauda Jerusalem"), 3-й тон (Пс 147), для 4 голосов
  • "Хвали, Иерусалим" ("Lauda Jerusalem"), 8-й тон (Пс 147), для 4–6 голосов (неполный)

Гимны:

  • "Привет, морская звезда" ("Ave maris stella"), для 4 голосов
  • "Сей исповедник" ("Iste confessor"), для 4 голосов
  • "Заслуги святых" ("Sanctorum meritis"), для 4 голосов
  • Сомнительные произведения
  • Гимны, для 4 голосов:
  • "Да ликует небо" ("Exsultet coelum")
  • "Боже, воинов Твоих" ("Deus tuorum militum")
  • "Иисусе, венец девственниц" ("Jesu corona virginum")

Утерянные произведения

(Известны по описям и оглавлениям)

  • Месса "Ut re mi fa sol la" ("Месса 'Ут ре ми фа соль ля'"), для 5 голосов
  • "И воплотившегося" ("Et incarnatus est")

Псалмы:

  • "Когда вышел Израиль из Египта" ("In exitu Israel de Egypto") (Пс 113)
  • "Хвали, Иерусалим" ("Lauda Jerusalem"), 1-й тон (Пс 147)
  • "Коплийи на Рождество и Святых Волхвов" ("Coplillas de Navidad y Santos Reyes")


----------

*Фобордон (также встречается написание фобурдон, от итал. falso bordone — «ложный бурдон») — это музыкальная техника, возникшая в эпоху Ренессанса и особенно характерная для музыки XV-XVI веков.

Суть техники:

Это способ гармонизации григорианского песнопения (или другой мелодии), при котором:

  • Основная мелодия (кантус фирмус) располагается в верхнем голосе.
  • Два нижних голоса движутся параллельно ей, образуя преимущественно аккордовые последовательности в основном из трезвучий.
  • Чаще всего используется параллельное движение секстаккордов (интервал сексты между верхним и средним голосом и терции между средним и нижним).

Проще говоря, это ранняя форма аккордового сопровождения мелодии, где аккорды следуют за ней в строгом параллельном движении.

Контекст и значение:

  • Происхождение: Техника развилась из более ранней практики бурдона (бурдон — выдержанный басовый тон) в средневековой музыке, отсюда и название «ложный бурдон» — то есть не настоящий выдержанный тон, а движущийся.
  • Применение: Широко использовался для гармонизации псалмов, гимнов и других литургических текстов. Это делало музыку более полной и богатой, но при этом относительно простой для исполнения.
  • Историческая роль: Фобордон является важным предшественником функциональной гармонии. Он демонстрирует переход от полифонического мышления, где каждый голос самостоятелен, к более вертикальному, гармоническому мышлению, где голоса складываются в аккорды.

Таким образом, фобордон — это не жанр и не конкретное произведение, а композиционная техника, которая была важным шагом в развитии европейской гармонии.