Боллиус, Даниэль
1590 - 1638

Назад

Bollius, Daniel

  • Дата рождения: около 1590
  • Место рождения: Хехинген, Вюртемберг
  • Дата смерти: около 1638
  • Место смерти: Майнц

Биография

Даниэль Боллиус был немецким композитором, органистом и учителем. Его отец, Маркус Боллиус, был вице-капельмейстером при дворе Гогенцоллернов в Хехингене. После посещения университета в Диллингене он учился у Якоба Хаслера и Кристиана Эрбаха, а затем с 1613 года до примерно 1619 года был придворным органистом в Зигмарингене, который также находился под властью Гогенцоллернов. К 1626 году он переехал в Майнц в качестве органиста у курфюрста, архиепископа Иоганна Швейкарда фон Кронберга, ревностного покровителя наук и искусств, и оставался там до своей смерти. Не позднее 1631 года он был также капельмейстером, помимо должности органиста. Он был знаменит в свое время как композитор, исполнитель и учитель; у него было несколько выдающихся учеников-органистов.

Творчество

Боллиус в первую очередь важен как композитор одного из самых ранних примеров итальянской ораториальной формы в Германии. "Музыкальное представление", основанное на изложении Святого Луки о ранней жизни Иоанна Крестителя, датируется периодом между 1615 и 1625 годами и, таким образом, является современным или более ранним, чем "История воскресения" Шютца. Построенное по образцу традиционных обработок истории Страстей, оно отличается интерлюдиями для различных указанных инструментов, выразительным, декламационным характером большей части сольного письма, характеристикой каждого участника повествования и гомофонной обработкой турба (толпы) и восьмиголосного эпилога. Другие произведения Боллиуса, которые также представляли исторический интерес своими ораторскими или концертантными стилями, включали псалмы и гимны, а также духовные диалоги и концерты; некоторые рукописные копии, которые когда-то считались уничтоженными во Второй мировой войне, сохранились. За исключением одного мотета, печатные экземпляры неизвестны. Некоторые вокальные упражнения, напечатанные в "Практической музыке" Хербста, демонстрируют интерес Боллиуса к итальянскому орнаментальному стилю пения; другие свидетельства этого встречаются в трех ариях из "Музыкального представления".

Произведения

Духовные сочинения

  • "Приветствую, свет мира" ("Salve lux mundi"), мотет для 3 голосов и бассо континуо (1623)
  • "Музыкальное представление зачатия и рождения Святого Иоанна Крестителя" ("Repraesentatio harmonica conceptionis et nativitatis S Joannis Baptistae") для 4/4 голосов, инструментов и бассо континуо
  • "Нам дан, нам рожден" ("Nobis datus, nobis natus"), концерт для 6 голосов, 2 корнеттов, фагота и бассо континуо
  • "Диалог, Христос и сотник из Капернаума" ("Dialogus, Christus und der Hauptmann von Kapharnaum") для 2 голосов, 6 инструментов и бассо континуо
  • "Пастораль о рождестве Христовом" ("Pastorale nel nascimento di Christo") для 2 голосов, 2 скрипок и бассо континуо

Утерянные сочинения

  • "Духовный диалог на святой день Успения Пресвятой Девы Марии" ("Dialogus sacro die assumptionis Beatae Mariae Virginis") для 3 голосов, 3 инструментов и бассо континуо
  • "Духовный диалог на святой день освящения храма" ("Dialogus sacro die dedicationis templi") для 4 голосов и бассо континуо
  • "Духовный диалог о рождестве Святого Иоанна" ("Dialogus de nativitate S Joannis") для 4 голосов, инструментов и бассо континуо
  • Псалом 88 ("Ps lxxxviii") для голосов, 3 фаготов, теорбы и бассо континуо

Педагогические труды

  • "Основательное и правильное наставление петь по нынешнему итальянскому обычаю" ("Gründliche und rechte Unterweisung uff jetzig italienisch Art zu singen"), опубликовано в "Musica practica" И.А. Хербста (1642)

Ноты сочинений Даниэля Боллиуса на сайте библиотеки IMSLP