Бокемейер, Генрих
1679 - 1751
Назад
Bokemeyer, Heinrich
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Генрих Бокемейер был немецким композитором и теоретиком. Он был другом и частым корреспондентом Иоганна Готфрида Вальтера, который опубликовал автобиографический очерк Бокемейера в своем "Музыкальном лексиконе". Из него мы узнаем немногие известные факты его жизни. Первоначальное образование он получил в своем родном городе, а также в соседней деревне Бургхоф. С 1693 по 1699 год он учился в церковной школе Святого Мартина и Святой Екатерины в Брауншвейге, а в 1702–1704 годах находился в университете в Хельмштедте. 2 апреля 1704 года он вернулся в Брауншвейг на должность кантора при церкви Святого Мартина. В 1706 году Бокемейер начал брать уроки композиции у Георга Эстеррейха, капельмейстера и кантора при герцогском дворе Брауншвейг-Люнебурга. В период с 1712 по 1717 год Бокемейер служил кантором в Хузуме (Шлезвиг), где, как он утверждает, изучил "манеру пения а-ля сицилиана" у капельмейстера Бартоломео Бернарди, который также попросил Бокемейера спеть некоторые из своих итальянских кантат в присутствии короля Дании. В 1717 году он переехал в Вольфенбюттель, чтобы помогать заболевшему кантору герцогского дворца Якобу Бенделеру, которого сменил в 1720 году и сохранял эту должность до своей смерти.
Бокемейер был широко уважаем в Германии как композитор, учитель и теоретик, и его имя появляется в работах многих теоретиков XVIII века, включая Маттезона, Адлунга, Шайбе и Мицлера. Обширная переписка с Иоганном Готфридом Вальтером, в которой два ученых мужа исследовали различные проблемы, с которыми столкнулся первый при подготовке своего "Лексикона", частично сохранилась в виде 35 писем от Вальтера к Бокемейеру. В 1739 году Мицлер пригласил Бокемейера присоединиться (вместе с Кристофом Готфридом Шрётером, Готфридом Генрихом Штёльцелем и Георгом Филиппом Телеманом) к своему "Обществу музыкальных наук" — лейпцигскому корреспондентскому обществу музыкальных ученых и композиторов.
Бокемейер вел увлекательную полемику с Иоганном Маттезоном относительно важности канона и природы мелодической композиции. "Критическая музыка" Маттезона содержит защиту Бокемейером канона — музыкального ремесла, которое он считал высшим пиком музыкально-поэтического искусства, основой всех фуг, имитаций, двойного контрапункта и стиля а капелла, а также фактической основой всей музыки. Маттезон противопоставил эти консервативные, схоластические и явно не итальянские утверждения своей собственной, более характерной для середины XVIII века точке зрения, что канон является бесплодным искусством; более того, он предположил, что именно мелодия, а не канон, служит основой музыки. Два теоретика продолжили второй спор, вытекающий из доктрины Бокемейера о том, как писать хорошие мелодии. Оспаривая почти все, что предлагал Бокемейер, Маттезон сформулировал обширное учение о мелодии, которое остается важным источником понимания радикального изменения музыкальных стилей, происходившего в середине XVIII века.
Бокемейер собрал замечательную библиотеку книг и музыкальных рукописей на протяжении своей долгой жизни. После его смерти коллекция, вероятно, была завещана его зятю, целльскому органисту Иоганну Кристиану Винтеру; впоследствии она была приобретена Иоганном Николаем Форкелем, а в 1819 году библиотека Форкеля была продана предшественнику Королевского академического института церковной музыки в Берлине. В 1844 году вся коллекция была приобретена и включена в фонды Королевской библиотеки.