Бокемейер, Генрих
1679 - 1751
Назад
Генрих Бокемейер (Heinrich Bokemeyer) - Немецкий композитор и теоретик
Родился в марте 1679 года, Имменсен, Нижняя Саксония - умер 7 декабря 1751 года, Вольфенбюттель.
Он был другом и частым корреспондентом Й.Г. Вальтера, который опубликовал автобиографический очерк Бокемейера в "Musicalisches Lexicon". Из него мы узнаем несколько фактов, известных из жизни Бокемейера. Сначала он получил образование в своем родном городе, а также в соседней деревне Бургхоф. С 1693 по 1699 год он учился в церковной школе Святого Мартина и Святой Катарины в Брансуике, а в 1702-1704 годах был в университете в Хельмштедте. 2 апреля 1704 года он вернулся в Брансуик в качестве кантора в церкви Святого Мартина. Бокемейер начал брать уроки композиции в 1706 году у Георга Эстеррайха, капельмейстера и кантора герцогского двора Брауншвейг-Люнебурга. Между 1712 и 1717 годами Бокемейер служил кантором в Хузуме (Шлезвиг), где, по его словам, он научился "манере пения аллы сицилийской" у капельмейстера Бартоломео Бернхарди, который также попросил Бокемейера спеть некоторые из его итальянских кантат в присутствии короля Дании. В 1717 году он переехал в Вольфенбюттель, чтобы помогать больному кантору в герцогском дворце Якобу Бенделеру, которого сменил в 1720 году, сохранив эту должность до своей смерти. Бокемейер пользовался большим уважением в Германии как композитор, педагог и теоретик, и его имя фигурирует в работах многих теоретиков 18-го века, включая Маттесона, Адлунга, Шайбе и Мицлера. Г. Вальтера, в котором два ученых человека исследовали различные проблемы, с которыми первый столкнулся при составлении своего лексикона, частично сохранились в 35 письмах Вальтера к Бокемейеру. В 1739 году Бокемейер был приглашен Мицлером присоединиться (вместе с К.Г. Шретером, Г.Х. Штельцель и Телеманн) его Общества музыкальных наук, Лейпцигского соответствующего общества музыкальных ученых и композиторов. Бокемейер продолжил увлекательный полемический спор с Иоганном Маттесоном о важности канона и природе мелодической композиции. Музыкальная критика Маттесона, "Каноническая анатомия", содержит защиту Бокемейером канона, музыкального ремесла, которое он считал высшей вершиной музыкально-поэтического искусства, основой всех фуг, подражания, двойного контрапункта и стиля а капелла, как и все другие. как и сама основа всей музыки. Маттесон противопоставил этим консервативным, схоластическим и явно неитальянским заявлениям свою собственную, более характерную для середины 18 века точку зрения, что канон - бесплодная, бесполезная выдумка; более того, он предположил, что именно мелодия, а не канон, послужила основой музыки. Два теоретика использовали второй аргумент, развиваясь на основе учения Бокемейера о том, как писать хорошие мелодии. Исключая почти все, что предлагал Бокемейер, Маттесон сформулировал обширную доктрину мелодии, которая остается важным источником понимания радикальных изменений музыкальных стилей, происходящих в середине 18-го века. Бокемейер собрал замечательную библиотеку книг и музыкальных рукописей (the Collection Bokemeyer) на протяжении всей своей долгой жизни. После его смерти коллекция, вероятно, была завещана его зятю, целльскому органисту Я.К. Винтеру; впоследствии она была куплена Я.Н. Форкелем, а в 1819 году библиотека Форкеля была продана основателю Королевского академического института Кирхенмузыки в Берлине. В 1844 году вся коллекция была приобретена и передана в собственность Королевской библиотеки. Кюммерлинг в своем исследовании этого выдающегося источника для изучения истории музыки барокко показал масштабы оригинальной коллекции, которая содержала более 1800 партитур и книг, а также около 850 рукописей духовной музыки. Представлено около 300 композиторов, включая Альбинони, П. Агрикола, Аллегри, Бонончини, Букстехуде, Кальдара, Я.В. Франк, Ферч, Ф. Гаспарини, Кейзер, Я.П. Кригер, Кунау, Легренци, Лотти, В. Любек, Австрия, Писточи, Полароли, Розенмюллер, Шюрманн, Штеффани, Телеманн, Тейле и Заков. Большая часть библиотеки первоначально принадлежала Георгу Австриеру, который в качестве капельмейстера при дворе Готторфа копировал или руководил копированием музыки. Собственные сочинения Бокемейера, которых, должно быть, было много, почти полностью утеряны, хотя значительное количество анонимных произведений в его собственной библиотеке вполне могло принадлежать ему.