Жозеф Боден де Буамортье был французским композитором. Он провел свое детство в Тьйонвиле и переехал в Мец около 1700 года. В 1713 году он стал сборщиком королевского налога на табак для войск Руссильона в Перпиньяне. Седьмого ноября 1720 года он женился на Марии Валетт, дочери городского казначея Гийома Валетта. Он оставался в Перпиньяне до примерно 1723 года, когда обосновался в Париже. В сентябре 1724 года он получил королевскую привилегию на гравировку своих произведений и начал процесс их публикации, который прекратился только с его смертью. С 1743 по 1745 год он был заместителем руководителя, а затем руководителем оркестра на ярмарке Сен-Лоран, а также, в 1745 году, на ярмарке Сен-Жермен. Он был плодовитым композитором очень прибыльных произведений, которые, согласно "Меркюр де Франс" (октябрь 1747 года), принесли ему свыше 500 000 экю, что позволило ему жить жизнью славы и роскоши, не занимая никакой официальной должности. Его рождественский мотет "Ночь бежит" (ныне утерянный), на темы из ноэлей, был популярен в "Духовном концерте" (фр. Concert Spirituel) с 1743 по 1770 год, причем за органом были Луи-Клод Дакен и Клод-Бенинь Бальбастр. Его пастораль "Дафнис и Хлоя", на либретто Пьера Ложона, была хорошо принята, когда ее исполняли в Опере в сентябре 1747 года, и была даже спародирована в "Итальянской комедии" под названием "Пастухи качества", когда ее возобновили четвертого мая 1752 года. После его смерти его дочь продолжала продавать его имеющиеся в наличии произведения, а также опубликовала еще несколько.
Творчество
Буамортье написал огромное количество музыки. Многие его сочинения, предназначенные для любительских ансамблей, требуют лишь среднего технического мастерства и предусматривают различные возможные комбинации инструментов, о чем свидетельствуют "Сонаты для одной флейты и одной скрипки аккордами без баса" соч. 51 и сонаты для двух фаготов и четырех флейт. Он также сочинял для таких модных инструментов того времени, как мюзет, вольта (колесная лира) и поперечная флейта. Последняя была его любимым инструментом, и он значительно расширил ее репертуар. В своих инструментальных пьесах он уделял равное внимание различным партиям, которые могут состоять просто из серии подражаний; в его самых ранних сонатах для клавишных и флейты, соч. 91 (примерно 1741-1742), два инструмента дополняют друг друга, тогда как в то время в таких произведениях обычно доминировал клавесин. Буамортье перенял трехчастную форму, предпочитаемую итальянскими композиторами. Он писал концерты для многих различных инструментов. Некоторые, такие как его "Шесть концертов для пяти поперечных флейт или других инструментов без баса" соч. 15 (1727), предназначены для необычных ансамблей. Это не столько сольные концерты, сколько произведения во французском стиле "Королевских концертов" (1722) Франсуа Куперена и "Пьес для клавесина в концерте" (1741) Жана-Филиппа Рамо.
Кантаты и мотеты Буамортье умело смешивают французские и итальянские элементы, причем в ариях доминирует трехчастная форма. Довольно легковесные анонимные тексты его кантат типичны для того периода. Он чувствовал себя наиболее уверенно в малых формах, и после 1738 года последовал моде, отказавшись от кантаты в пользу кантатильи. Его приятные мелодии были созданы, чтобы угодить вкусу его аудитории, а виртуозное вокальное письмо в его мотетах сильно находится под влиянием итальянского стиля. В своих сценических произведениях он сотрудничал с великими либреттистами того периода: Шарлем-Антуаном Леклерком де Ла Брюером (который также написал либретто "Дардана" Рамо), Пьером Ложоном и Шарлем-Симоном Фаваром. Он сочинял в соответствии со вкусом времени, как в его балете-комедии на модную тему, "Дон Кихот у герцогини", в котором музыка не пытается передать какой-либо местный японский колорит, а состоит из живых, легких мелодий.
Педагогические работы Буамортье (самоучители для флейты и дискантовой виолы) по-видимому утеряны, но сам факт, что он их написал, является свидетельством дидактической озабоченности, также проявленной в таких инструментальных произведениях, как его "Различные пьесы для одной поперечной флейты… подходящие для тех, кто начинает играть на этом инструменте" соч. 22 (1728), и его "Пять на октаве, или Гармонический словарь" (1734).
Музыка Буамортье демонстрирует большую легкость, и приходится сожалеть, что он написал так мало произведений крупной формы. Трудно не согласиться с Ла Бордом, который сказал: "Он всегда будет считаться профессионалами хорошим гармонистом… любой, кто потрудится разработать эту заброшенную шахту, сможет найти там достаточно золотой пыли, чтобы слиток получился".
Произведения
Сценические произведения
"Путешествия Амура" ("Les voyages de l’Amour"), соч. 60 (балет, 4 действия, Шарль-Антуан Леклерк де Ла Брюер), Париж, Опера, 26 апреля 1736 (1736)
"Дон Кихот у герцогини" ("Don Quichotte chez la Duchesse"), соч. 97 (балет-комедия, 3 действия, Шарль-Симон Фавар), Париж, Опера, 12 февраля 1743
"Дафнис и Хлоя" ("Daphnis et Chloé"), соч. 102 (пастораль, 4 действия, Пьер Ложон), Париж, Опера, 28 сентября 1747 (1747)
"Дафна" ("Daphné") (лирическая трагедия, Пинье), не поставлена, не опубликована
Прочие вокальные сочинения
"Французские кантаты" ("Cantates françoises"), соч. 5, для одного голоса, инструментов и бассо континуо (1724)
"Первый – Четырнадцатый Сборники застольных и серьезных арий" ("1er – 14e Recueils d’airs à boire et sérieux"), для одного-трех голосов, соч. 16 (1727), 36 (1732), 43 (примерно 1733, утерян), 48 (1734), 54 (1735), 58 (1736), 62 (1737), 70 (1738), 76 (примерно 1739, утерян), 82 (примерно 1740, утерян), 89 (примерно 1741, утерян), 93 (1742), 95 (после 1742, утерян), 98 (после 1742, утерян)
"Мотеты" ("Motets"), для одного голоса, инструментов и бассо континуо, соч. 23 (1728)
"Да услышит Тебя Господь" ("Exaudiat te Dominus"), Мотет для большого хора (1730)
"Вторая книга кантат" ("Second livre de cantates"), соч. 67, для одного голоса, инструментов и бассо континуо (1737)
"Гилас" ("Hilas") (кантатилья), для одного голоса, мюзета/колёсной лиры, баса (1738)