Буамортье, Жозеф Боден де
1689 - 1755

Назад

Жозеф Боден де Буамортье (Joseph Bodin de Boismortier) - Французский композитор

Родился 23 декабря 1689 года, Тионвиль - умер 28 октября 1755, Руасси-ан-Бри. 

Детство он провел в Тионвиле, а около 1700 года переехал в Мец. В 1713 году он был начальником королевской табачной службы при руссильонских войсках в Перпиньяне. 7 ноября 1720 года он женился на Марии Валетт, дочери городского казначея Гийома Валетта. Он оставался в Перпиньяне примерно до 1723 года, после чего обосновался в Париже. В сентябре 1724 года он получил королевскую привилегию на гравировку своих работ и начал процесс их публикации, который прекратился только после его смерти. С 1743 по 1745 год он был су-шефом, а затем шеф-поваром-оркестром в ресторане Foire St Laurent, а также, в 1745 году, в ресторане Foire St Germain. Он был плодовитым композитором, написавшим очень прибыльные произведения, которые, по данным "Меркюр де Франс" (октябрь 1747 года), принесли ему более 500 000 экю, позволив ему жить в славе и роскоши, не занимая никакого официального поста. Его рождественский мотет Fugit nox (ныне утраченный) на темы Ноэля был популярен в концертном зале "Спиричуэл" с 1743 по 1770 год, где за органом играли Л.-К. Дакен и К.-Б. Бальбастр. Его пастораль "Дафнис и Хлоя" на либретто Пьера Лаужона была хорошо принята в опере в сентябре 1747 года и даже была пародирована в Итальянской комедии под названием "Ловеласы качества", когда она была возобновлена 4 мая 1752 года. После его смерти его дочь продолжила продавать имеющиеся у него работы, а также опубликовала еще несколько. Буамортье написал очень много музыки. Многие из его сочинений, предназначенных для любительских ансамблей, требуют лишь среднего технического мастерства и предусматривают различные возможные комбинации инструментов, как, например, сонаты для флейты и виолончели с аккордами без баса, соч.51 и сонаты для двух фаготов и четырех флейт. Он также сочинял для таких модных инструментов того времени, как мюзетта, шарманка и поперечная флейта. Последний был его любимым инструментом, и он значительно расширил его репертуар. В своих инструментальных пьесах он уделял равное внимание различным партиям, которые могут состоять просто из серии имитаций; в его ранних сонатах для клавишных и флейты, соч.91 (c1741–2), эти два инструмента дополняют друг друга, тогда как в то время в таких произведениях обычно использовался клавесин чтобы доминировать. Буамортье использовал трехчастную форму, излюбленную итальянскими композиторами. Он писал концерты для множества различных инструментов. Некоторые из них, такие как его VI концерт для четырех флейт, играющих на авторских инструментах без баса, соч.15 (1727), предназначены для необычных ансамблей. Это не столько сольные концерты, сколько произведения во французском стиле "Королевских концертов" Франсуа Куперена (1722) и "Пьес из клавесина на концерте" Рамо (1741). Кантаты и мотеты Буамортье искусно сочетают французские и итальянские элементы, в них преобладает троичная форма. Довольно легкие анонимные тексты его кантат типичны для того периода. Больше всего ему нравились короткие формы, и после 1738 года он последовал моде, отказавшись от кантаты в пользу кантатиллы. Его приятные мелодии были созданы для того, чтобы понравиться слушателям, а виртуозный вокал в его песнопениях находится под сильным влиянием итальянского стиля. В своих сценических работах он сотрудничал с великими либреттистами того времени: Шарлем-Антуаном Ле Клерком де Лабрюэром (который также написал либретто оперы Рамо "Дарданус"), Пьером Ладжоном и Шарлем-Симоном Фаваром. Он сочинял музыку в соответствии со вкусом того времени, как, например, в его балете-комедии на модную тему "Дон Кихот у герцогини", в музыке которого нет никакого местного японского колорита, а есть живые, непринужденные мелодии. Педагогические сочинения Буамортье ("Наставления для флейты" и "Скрипичный инструмент"), по-видимому, утеряны, но тот факт, что он их написал, свидетельствует о дидактической направленности, проявляющейся и в таких инструментальных произведениях, как "Различные приемы игры на флейте", "правила игры на одном инструменте", соч.22. (1728) и его "Quinque sur l'Октава", "Словарь гармоник" (1734). Музыка Буамортье демонстрирует огромную легкость, и приходится сожалеть, что он написал так мало крупномасштабных произведений. Трудно не согласиться с Ла Борде, который сказал: "Профессионалы всегда будут считать его хорошим гармонистом... Любой, кто возьмет на себя труд раскопать эту заброшенную шахту, может найти там достаточно золотой пыли, чтобы сделать из нее слиток’.

Ноты сочинений Жозефа Бодена де Буамортье на сайте библиотеки IMSLP