Бём, Георг
1661 - 1733
Назад
Böhm, Georg
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Георг Бём был немецким композитором и органистом. Он получил свое первоначальное музыкальное образование от отца, который был школьным учителем и органистом; оно, предположительно, включало посещения Ордруфа, где кантором был Иоганн Генрих Хильдебранд. Его отец умер в 1675 году, и он продолжил свое образование в латинской школе в Гольдбахе, а затем в гимназии в Готе, где окончил обучение в 1684 году. В обоих городах, особенно в Готе, который был герцогской резиденцией, были канторы и органисты, которые, как и Хильдебранд, обучались у членов семьи Бахов, Генриха из Арнштадта и Иоганна Кристиана из Эрфурта, и которые могли способствовать дальнейшему развитию Бёма. Он поступил в Йенский университет 28 августа 1684 года. К 1693 году он переехал в Гамбург. Нет записей о том, что он занимал там какую-либо церковную должность, но как образованный человек в большом процветающем городе он, без сомнения, нашел другую подходящую работу, пока завершал свое довольно позднее музыкальное ученичество. В Гамбурге на него многое могло повлиять: Иоганн Куссер, ученик Люлли, дирижировал французскими и итальянскими произведениями в опере; в церкви Святой Екатерины Иоганн Адам Рейнкен был мастером большого четырехмануального органа; он также мог слышать Винсента Любека в nearby Штаде или Дитриха Букстехуде в Любеке. В 1697 году умер Кристиан Флор, органист церкви Святого Иоанна в Люнебурге, и Бём подал прошение в городской совет о прослушивании, намекая, что у него нет постоянной работы. Он был выбран единогласно и занимал этот пост до своей смерти. Он курировал полную перестройку органа церкви Святого Иоанна, осуществленную Маттиасом Дропой в 1712–1714 годах. Вопрос о его преемнике не обошелся без значительных неприятностей. Из его пяти сыновей Якоб Кристиан подавал большие надежды и вполне мог бы украсить эту должность, но он умер, прежде чем его музыкальное образование было завершено. Власти тогда выбрали Бранда Тобиаса Лудольфа, который, несмотря на физический недостаток, был обучен музыке, но он внезапно умер в мае 1732 года. Должность в итоге досталась зятю Бёма, Людвигу Эрнсту Хартманну.
Под конец XVII века литургический органный хорал и нелитургическая партита, или вариация, слились в немецкой хоральной партите, в которой хоральная мелодия заменила светский танец или песню, ранее использовавшиеся в качестве основы для вариаций. Множественная форма термина, партиты, обычно применялась как к этой новой форме, так и к хоральным вариациям, но они различаются в нескольких важных аспектах. В частности, хоральные партиты обычно более гомофонны и строже придерживаются фразовой структуры оригинальной мелодии. Бём, вероятно, предназначал свои хоральные партиты для домашнего исполнения на клавире или педальном клавире, а не для литургического использования на органе; например, "Ах, как суетно" опускается ниже диапазона органной клавиатуры до ля. Он проявлял сильную склонность как к партитам, так и к вариациям и использовал несколько различных композиционных техник в синтезе различных национальных стилей. Например, вариации на "Отче наш", высоко орнаментированное произведение в стиле французской музыки для клавесина, представляет короткий вариант хорала над повторяющимся басом. Иоганн Себастьян Бах также перенял эту итальянскую технику девиза в своих партитах. Именно клавирные произведения Бёма раскрывают его самые сильные дарования. Протяженные Прелюдия, Фуга и Постлюдия в соль миноре, которые успешно сочетают французскую грацию и очарование с северонемецкой интенсивностью и глубиной чувства, являются одним из самых важных произведений того периода. За исключением великой Французской сюиты в ре мажоре, 11 сюит Бёма имеют четырехчастную форму – аллеманда, куранта, сарабанда и жига, – установленную Фробергером, и многие из них также демонстрируют тонкое мелодическое очарование Фробергера. Хоровые произведения Бёма гораздо более производны, чем его инструментальная музыка. Его мотеты, например, неотличимы от мотетов второстепенных тюрингских композиторов того времени, а его кантаты обращаются к более ранним моделям XVII века.
Клавирные сочинения
Хоральные партиты и вариации
Другие хоралы
Свободные формы
Духовные вокальные сочинения
Кантаты
Мотеты
Прочие сочинения
Ноты сочинений Георга Бёма на сайте библиотеки IMSLP