Бём, Георг
1661 - 1733

Назад

Böhm, Georg

  • Дата рождения: 2 сентября 1661
  • Место рождения: Хоэнкирхен, близ Ордруфа
  • Дата смерти: 18 мая 1733
  • Место смерти: Люнебург

Биография

Георг Бём был немецким композитором и органистом. Он получил свое первоначальное музыкальное образование от отца, который был школьным учителем и органистом; оно, предположительно, включало посещения Ордруфа, где кантором был Иоганн Генрих Хильдебранд. Его отец умер в 1675 году, и он продолжил свое образование в латинской школе в Гольдбахе, а затем в гимназии в Готе, где окончил обучение в 1684 году. В обоих городах, особенно в Готе, который был герцогской резиденцией, были канторы и органисты, которые, как и Хильдебранд, обучались у членов семьи Бахов, Генриха из Арнштадта и Иоганна Кристиана из Эрфурта, и которые могли способствовать дальнейшему развитию Бёма. Он поступил в Йенский университет 28 августа 1684 года. К 1693 году он переехал в Гамбург. Нет записей о том, что он занимал там какую-либо церковную должность, но как образованный человек в большом процветающем городе он, без сомнения, нашел другую подходящую работу, пока завершал свое довольно позднее музыкальное ученичество. В Гамбурге на него многое могло повлиять: Иоганн Куссер, ученик Люлли, дирижировал французскими и итальянскими произведениями в опере; в церкви Святой Екатерины Иоганн Адам Рейнкен был мастером большого четырехмануального органа; он также мог слышать Винсента Любека в nearby Штаде или Дитриха Букстехуде в Любеке. В 1697 году умер Кристиан Флор, органист церкви Святого Иоанна в Люнебурге, и Бём подал прошение в городской совет о прослушивании, намекая, что у него нет постоянной работы. Он был выбран единогласно и занимал этот пост до своей смерти. Он курировал полную перестройку органа церкви Святого Иоанна, осуществленную Маттиасом Дропой в 1712–1714 годах. Вопрос о его преемнике не обошелся без значительных неприятностей. Из его пяти сыновей Якоб Кристиан подавал большие надежды и вполне мог бы украсить эту должность, но он умер, прежде чем его музыкальное образование было завершено. Власти тогда выбрали Бранда Тобиаса Лудольфа, который, несмотря на физический недостаток, был обучен музыке, но он внезапно умер в мае 1732 года. Должность в итоге досталась зятю Бёма, Людвигу Эрнсту Хартманну.

Творчество

Под конец XVII века литургический органный хорал и нелитургическая партита, или вариация, слились в немецкой хоральной партите, в которой хоральная мелодия заменила светский танец или песню, ранее использовавшиеся в качестве основы для вариаций. Множественная форма термина, партиты, обычно применялась как к этой новой форме, так и к хоральным вариациям, но они различаются в нескольких важных аспектах. В частности, хоральные партиты обычно более гомофонны и строже придерживаются фразовой структуры оригинальной мелодии. Бём, вероятно, предназначал свои хоральные партиты для домашнего исполнения на клавире или педальном клавире, а не для литургического использования на органе; например, "Ах, как суетно" опускается ниже диапазона органной клавиатуры до ля. Он проявлял сильную склонность как к партитам, так и к вариациям и использовал несколько различных композиционных техник в синтезе различных национальных стилей. Например, вариации на "Отче наш", высоко орнаментированное произведение в стиле французской музыки для клавесина, представляет короткий вариант хорала над повторяющимся басом. Иоганн Себастьян Бах также перенял эту итальянскую технику девиза в своих партитах. Именно клавирные произведения Бёма раскрывают его самые сильные дарования. Протяженные Прелюдия, Фуга и Постлюдия в соль миноре, которые успешно сочетают французскую грацию и очарование с северонемецкой интенсивностью и глубиной чувства, являются одним из самых важных произведений того периода. За исключением великой Французской сюиты в ре мажоре, 11 сюит Бёма имеют четырехчастную форму – аллеманда, куранта, сарабанда и жига, – установленную Фробергером, и многие из них также демонстрируют тонкое мелодическое очарование Фробергера. Хоровые произведения Бёма гораздо более производны, чем его инструментальная музыка. Его мотеты, например, неотличимы от мотетов второстепенных тюрингских композиторов того времени, а его кантаты обращаются к более ранним моделям XVII века.

Произведения

Клавирные сочинения

Хоральные партиты и вариации

  • "Ах, как суетно, ах, как быстротечно" ("Ach wie nichtig, ach wie flüchtig")
  • "На возлюбленного моего Бога" ("Auf meinen lieben Gott")
  • "Из глубокой нужды взываю к Тебе" ("Aus tiefer Not schrei ich zu dir")
  • "Христос, Ты, Кто есть день и свет" ("Christe der du bist Tag und Licht")
  • "Радуйся greatly, о моя душа" ("Freu dich sehr, o meine Seele")
  • "Хвален будь Ты, Иисус Христос" ("Gelobet seist du, Jesu Christ")
  • "Господи Иисусе Христе, обратись к нам" ("Herr Jesu Christ, dich zu uns wend")
  • "Иисус, Ты столь прекрасен" ("Jesu du bist allzu schöne")
  • "Отче наш, сущий на небесах" ("Vater unser im Himmelreich")
  • "Кто лишь возлюбленного Бога уповает" ("Wer nur den lieben Gott lässt walten")

Другие хоралы

  • "Единому Богу на небесах слава" ("Allein Gott in der Höh sei Ehr")
  • "Христос лежал в оковах смерти" ("Christ lag in Todesbanden") [фантазия]
  • "Христос лежал в оковах смерти" ("Christ lag in Todesbanden")
  • "Христа мы должны восхвалять" ("Christum wir sollen loben schon")
  • "Сохрани нас, Господи, при слове Твоем" ("Erhalt uns, Herr, bei deinem Wort") [сомнительно]
  • "Хвален будь Ты, Иисус Христос" ("Gelobet seist du, Jesu Christ")
  • "Ныне молим мы Святого Духа" ("Nun bitten wir den heilgen Geist")
  • "Отче наш, сущий на небесах" ("Vater unser im Himmelreich") [две версии]
  • "С высоты небес" ("Vom Himmel hoch")

Свободные формы

  • "Прелюдия" до мажор ("Praeludium C-Dur")
  • "Прелюдия" ре минор ("Praeludium d-Moll")
  • "Прелюдия" ля минор ("Praeludium a-Moll")
  • "Прелюдия" фа мажор ("Praeludium F-Dur")
  • "Сюита" до минор ("Suite c-Moll")
  • "Сюита" ре мажор ("Suite D-Dur")
  • "Сюита" ре минор ("Suite d-Moll")
  • "Сюита" ми-бемоль мажор ("Suite Es-Dur")
  • "Сюита" фа мажор ("Suite F-Dur")
  • "Сюита" фа минор ("Suite f-Moll")
  • "Сюита" соль мажор ("Suite G-Dur")
  • "Сюита" ля минор ("Suite a-Moll")
  • "Каприччио" ре мажор ("Capriccio D-Dur")
  • "Чакона" соль мажор ("Ciacona G-Dur") [сомнительно]
  • "Прелюдия, фуга и постлюдия" соль минор ("Praeludium, Fuge und Postludium g-Moll")
  • "Менуэт" соль мажор ("Menuet G-Dur")

Духовные вокальные сочинения

Кантаты

  • "Ах, Господи, сойди и помоги сыну моему" ("Ach Herr, komme hinab und hilfe meinem Sohne")
  • "Подобно Царство Небесное царю" ("Das Himmelreich ist gleich einem Könige")
  • "Я радуюсь" ("Ich freue mich") [утеряна]
  • "Ликуйте Богу, все земли" ("Jauchzet Gott, alle Land")
  • "Мой друг — мой" ("Mein Freund ist mein")
  • "Гряди, Спаситель народов" ("Nun komm der Heiden Heiland")
  • "Свят Господь Бог Саваоф" ("Sanctus est Dominus Deus Sabaoth") [сомнительно]
  • "Сатана и его смятение" ("Satanas und sein Getümmel") [сомнительно]
  • "Зачем мятутся народы" ("Warum toben die Heiden") [сомнительно]
  • "Как вожделенны жилища Твои" ("Wie lieblich sind deine Wohnungen")

Мотеты

  • "Восстаньте, народы, благодарите Бога" ("Auf, ihr Völker, danket Gott")
  • "Иисус парит в моих мыслях" ("Jesus schwebt mir in Gedanken") [утерян]
  • "Иисус, драгоценное солнце благодати" ("Jesu, teure Gnadensonne") [утерян]
  • "Ныне все благодарят Бога" ("Nun danket alle Gott")

Прочие сочинения

  • "Страсти по Луке" ("Lukas-Passion") [утеряны]
  • Сборник "Одухотворенные песни" ("Geistreiche Lieder") [23 песни]
  • "Музыка для освящения Дома Милосердия" ("Musik zur Einweihung des Waisenhauses") утеряна

Ноты сочинений Георга Бёма на сайте библиотеки IMSLP