Бессе, Антуан Сьер де Вильдье
1586 - 1643

Назад

Boësset, Antoine Sieur de Villedieu

  • Дата рождения: 1586 г.
  • Место рождения: Блуа, Франция
  • Дата смерти: 8 декабря 1643 г.
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Антуан Бессе был французским композитором. Он был назначен руководителем певчих детей Королевской камеры в 1613 году, руководителем музыки королевы в 1617 году, секретарем Королевской камеры в 1620 году, суперинтендантом музыки Королевской камеры в 1623 году и советником и ординарным метрдотелем короля в 1634 году; он занимал большинство, если не все эти посты одновременно вплоть до своей смерти. Он был широко признан ведущим композитором придворных арий, первые из которых появились в антологиях с 1608 года. Около 200 арий для четырех и пяти голосов из его девяти опубликованных книг были переложены для лютни, а в 1689 году Жан-Батист Кристоф Баллард выпустил сборники полифонических арий. Марен Мерсенн считал Бессе мастером орнаментировки песни и рекомендовал всем молодым композиторам подражать ему. Арии демонстрируют великую мелодическую красоту, а неправильность полифонической фактуры, созданная для придания поэмам определенной театральности, делает его произведения очень современно звучащими. Контрасты языка, ритма и инструментовки способствуют выразительности музыки, но декламационная манера письма, найденная в работах Пьера Гедрона, здесь отсутствует. Начиная с седьмой книги 1630 года, указание "генерал-бас для инструментов" появляется несколько раз, представляя собой первое печатное упоминание о бассо континуо французским композитором. Как суперинтендант музыки Королевской камеры Бессе писал музыку для многих балетов, но нет свидетельств того, что он сочинял духовную музыку; мотеты и мессы, носящие его имя, почти наверняка могут быть приписаны его сыну Жан-Батисту. Включение его произведений в рукописи конца XVII века и переиздание его "Придворных арий" в 1689 году позволяют предположить, что его все еще высоко ценили спустя примерно 50 лет после его смерти.

Творчество

Антуан Бессе является ключевой фигурой во французской музыке первой половины XVII века и бесспорным мастером жанра придворной арии. Его творчество знаменует переход от позднеренессансной полифонии к барочной гомофонии с аккомпанирующим басом. Мерсенн особо отмечал искусность его мелодической орнаментики. Характерной чертой его арий является намеренно "неправильная", изменчивая полифоническая фактура, призванная подчеркнуть драматизм поэтического текста. Бессе принадлежит важное историческое нововведение — он стал первым французским композитором, использовавшим в печати указание "basse continue" (генерал-бас). Его обширное наследие для придворного балета заложило основы развития этого жанра при дворе Людовика XIII.

Произведения

Вокальная музыка

  • "Придворные арии для четырех и пяти голосов, девять книг" ("Airs de cour, 4–5vv, 9 livres")
  • "Духовные пародии" ("Parodies spirituelles") в сборнике "Благочестивый жаворонок"

Балеты

  • "Балет Королевы, представляющий солнце" ("Ballet de la Reyne représentant le soleil")
  • "Балет воров" ("Ballet des volleurs")
  • "Балет фей леса Сен-Жермен" ("Ballet des fées de la Forêt Saint-Germain")
  • "Балет Блаженство" ("Ballet la Félicité")
  • "Балет Триумфы" ("Ballet triomphes")
  • Около 22 балетов, созданных в период с 1615 по 1642 год.

Ноты сочинений Антуана Сьера де Вильдье Бессе на сайте библиотеки IMSLP