Бессе, Антуан Сьер де Вильдье
1586 - 1643
Назад
Boësset, Antoine Sieur de Villedieu
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антуан Бессе был французским композитором. Он был назначен руководителем певчих детей Королевской камеры в 1613 году, руководителем музыки королевы в 1617 году, секретарем Королевской камеры в 1620 году, суперинтендантом музыки Королевской камеры в 1623 году и советником и ординарным метрдотелем короля в 1634 году; он занимал большинство, если не все эти посты одновременно вплоть до своей смерти. Он был широко признан ведущим композитором придворных арий, первые из которых появились в антологиях с 1608 года. Около 200 арий для четырех и пяти голосов из его девяти опубликованных книг были переложены для лютни, а в 1689 году Жан-Батист Кристоф Баллард выпустил сборники полифонических арий. Марен Мерсенн считал Бессе мастером орнаментировки песни и рекомендовал всем молодым композиторам подражать ему. Арии демонстрируют великую мелодическую красоту, а неправильность полифонической фактуры, созданная для придания поэмам определенной театральности, делает его произведения очень современно звучащими. Контрасты языка, ритма и инструментовки способствуют выразительности музыки, но декламационная манера письма, найденная в работах Пьера Гедрона, здесь отсутствует. Начиная с седьмой книги 1630 года, указание "генерал-бас для инструментов" появляется несколько раз, представляя собой первое печатное упоминание о бассо континуо французским композитором. Как суперинтендант музыки Королевской камеры Бессе писал музыку для многих балетов, но нет свидетельств того, что он сочинял духовную музыку; мотеты и мессы, носящие его имя, почти наверняка могут быть приписаны его сыну Жан-Батисту. Включение его произведений в рукописи конца XVII века и переиздание его "Придворных арий" в 1689 году позволяют предположить, что его все еще высоко ценили спустя примерно 50 лет после его смерти.
Антуан Бессе является ключевой фигурой во французской музыке первой половины XVII века и бесспорным мастером жанра придворной арии. Его творчество знаменует переход от позднеренессансной полифонии к барочной гомофонии с аккомпанирующим басом. Мерсенн особо отмечал искусность его мелодической орнаментики. Характерной чертой его арий является намеренно "неправильная", изменчивая полифоническая фактура, призванная подчеркнуть драматизм поэтического текста. Бессе принадлежит важное историческое нововведение — он стал первым французским композитором, использовавшим в печати указание "basse continue" (генерал-бас). Его обширное наследие для придворного балета заложило основы развития этого жанра при дворе Людовика XIII.
Вокальная музыка
Балеты
Ноты сочинений Антуана Сьера де Вильдье Бессе на сайте библиотеки IMSLP