Боденшатц, Эрхард
1576 - 1636

Назад

Bodenschatz, Erhard

  • Дата рождения: 1576
  • Место рождения: Лихтенберг, Фогтланд
  • Дата смерти: 1636
  • Место смерти: Грос Остерхаузен, Тюрингия

Биография

Эрхард Боденшатц был немецким музыкальным редактором, композитором и священнослужителем. Он получил музыкальное и академическое образование в княжеской хоровой школе в Дрездене, в Лейпциге и в школе Пфорта, где на него оказал большое влияние Сетус Кальвизий. В 1600 году он стал кантором в школе Пфорта, а в 1603 году — пастором в близлежащем Райхаузене и в 1608 году в Грос-Остерхаузене, близ Кверфурта, где оставался до своей смерти.

Творчество

Как композитор Боденшатц оставался в рамках современной ему практики. Тем не менее, его мастерское "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") и особенно его 90 бициниев обладают значительными художественными достоинствами и эффективно сочетают склонность раннего барокко к звукописанию с гибкими вокальными линиями. Однако его первостепенная важность заключается в его "Флорилегиум Портенсе", антологии мотетов в двух частях, созданной по образцу неопубликованных антологий Кальвизия. Предназначенная для иллюстрации практики хоровой музыки в школе Пфорта, она предоставляет ценную выборку немецкой и итальянской мотетной композиции около 1600 года. Первая часть, опубликованная в 1603 году, была расширена в 1618 году и включила 115 сочинений 48 композиторов и партию бассо континуо, добавленную редактором. Якоб Хандл, с 19 произведениями, представлен лучше всего, за ним следуют Лассус и Иероним Преториус с девятью каждый. В антологии преобладают немецкие композиторы, включая самого Боденшатца, Кальвизия, Эрбаха, Мельхиора Франка, Гумпельцхаймера, Ханса Лео Хаслера, Михаэля Преториуса, Фульпия, Фридриха Вайсензее и многих других. Несмотря на преобладание латинских мотетов и отсутствие хоральных вариаций, она дает ясное представление о композиционной деятельности немецкого кантора начала XVII века. Вторая часть (1621) точно меняет акцент первой, поскольку в ней преобладают итальянские композиторы — среди них Агаццари, Джованни Кроче, Джованни Габриели, Маренцио, Бенедетто Паллавичино, Векки и Виадана, — хотя немец Мартин Рот, с 15 пьесами, является наиболее представленным композитором. Более половины пьес уже были включены в антологию Шадаэуса "Музыкальная сокровищница" ("Promptuarium musicum") (1611–1617). Обе части содержат в основном восьмиголосные пьесы и тем самым естественно благоприятствуют письму для двойного хора. Включение нескольких пятиголосных пьес Хандла и Лассуса и четырехголосного "Вот как умирает праведник" ("Ecce quomodo moritur iustus") Хандла было, вероятно, сознательно ретроспективным. Титульный лист тома 1621 года и частое повторение определенных комбинаций ключей указывают на возможность инструментального сопровождения. По-видимому, дальнейших изданий "Флорилегиум Портенсе" не было, но издания 1618 и 1621 годов долго использовались и часто переплетались школами в Бремене, Дрездене, Гримме, Галле, Лейпциге (где Бах использовал их в школе Святого Фомы), Люнебурге, Пирне и других местах.

Произведения

Духовные сочинения:

  • "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat") для 4 голосов (1599)
  • "Псалтирь Давида" ("Psalterium Davidis") для 4 голосов (1607)
  • "Ангельские гармонии, то есть... песни и... псалмы доктора Мартина Лютера и других" ("Harmoniae angelicae, das ist … Lieder und … Psalmen D. Martini Lutheri und anderer") для 4 голосов (1608)
  • "Девяносто избраннейших бициниев... на главные праздники всего года" ("Bicinia XC. selectissima … praecipuorum festorum totius anni composita") для 2 голосов (1615)
  • Три мотета для 5 и 8 голосов (1603, 1621)
  • "Хвалите Господа" ("Lobet den Herren") для 6 голосов
  • "Блажен муж, у которого добродетельная жена" ("Wol dem, der ein tugendsam Weib hat") для 3 голосов

Редакторская работа и антологии:

  • "Флорилегий избраннейших песен выдающихся авторов нашего времени... в знаменитой гимназии Пфорта, используемых ныне до и после принятия пищи" ("Florilegium selectissimarum cantionum praestantissimorum aetatis nostrae autorum … in illustri gymnasio Portensi ante et post cibum sumtum, nunc temporis usitatarum") для 4-8 голосов (1603)
  • "Флорилегий избраннейших гимнов" ("Florilegium selectissimorum hymnorum") для 4 голосов (1606) — аранжировки гимнов Кальвизия
  • "Пфортский Флорилегий, содержащий 115 избраннейших песен выдающихся авторов нашего времени" ("Florilegium Portense continens CXV selectissimas cantiones praestantissimorum aetatis nostrae autorum") для 4-8 голосов и бассо континуо (орган) (1618) — переработанное и расширенное издание 1603 года
  • "Пфортский музыкальный Флорилегий, священные гармонии или мотеты... часть вторая... с добавленным генерал-басом, приспособленным для органа и музыкальных инструментов" ("Florilegii musici Portensis sacras harmonias sive motetas … pars altera … cum adjecta Basi Generali ad organa musicaque instrumenta accomodata") для 5-10 голосов и бассо континуо (орган) (1621)

Ноты сочинений Эрхарда Боденшатца на сайте библиотеки IMSLP