Боденшатц, Эрхард
1576 - 1636

Назад

Эрхард Боденшатц (Erhard Bodenschatz) - Немецкий музыкальный редактор, композитор и священник

Родился в 1576 году, Лихтенберг, Фогтланд - умер в 1636 году, Гросс-Остерхаузен, Тюрингия. 

Он получил музыкальное и академическое образование в электоральной хоровой школе в Дрездене, Лейпциге и Шульпфорте, где на него оказал большое влияние Сетус Кальвизиус. В 1600 году он стал кантором в Шульпфорте, в 1603 году - пастором в соседнем Рехаузене, а в 1608 году - в Гросс-Остерхаузене, недалеко от Кверфурта, где оставался до самой своей смерти. Как композитор Боденшатц оставался в рамках современной практики. Его виртуозный "Магнификат" и особенно "бициния 90", тем не менее, обладают значительными художественными достоинствами и эффективно сочетают склонность раннего барокко к словесной живописи с гибкими вокальными партиями. Однако его главная заслуга заключается в его "Florilegium Portense" - сборнике мотетов в двух частях, созданном по образцу неопубликованных сборников Кальвизия. Предназначенный для иллюстрации практики хорового пения в Шульпфорте, он представляет собой ценное сочетание немецких и итальянских песнопений, сочиненных около 1600 года. Первая часть, опубликованная в 1603 году, была дополнена в 1618 году, включив в нее 115 произведений 48 композиторов и дополнительную часть, предоставленную редактором. Лучше всего представлен Джейкоб Хандл с 19 работами, за ним следуют Лассус и Иеронимус Преториус - по девять работ у каждого. В антологии представлены произведения немецких композиторов, в том числе самого Боденшатца, Кальвизиуса, Эрбаха, Мельхиора Франка, Гумпельцхаймера, Ганса Лео Хасслера, Михаэля Преториуса, Вульпиуса, Фридриха Вайсензее и многих других. Несмотря на преобладание латинских песнопений и отсутствие хоральных вариаций, он дает четкое представление о композиторской деятельности немецкого кантора начала XVII века. Вторая часть (1621) полностью меняет акценты первой, поскольку преобладают итальянские композиторы – среди них Агаццари, Джованни Кроче, Джованни Габриэли, Маренцио, Бенедетто Паллавичино, Векки и Виадана, – хотя лучше всего представлен немец Мартин Рот с 15 произведениями. Более половины произведений уже были включены в антологию Шадеуса "Promptuarium musicum" (1611-1617). Обе части состоят в основном из восьмиголосных пьес и, естественно, отдают предпочтение двуххоровому исполнению. Включение нескольких пятиголосных пьес Хэндла и Лассуса, а также четырехголосного "Ecce quomodo moritur" Хэндла, вероятно, было сознательно ретроспективным. Титульный лист тома 1621 года и частое повторение определенных сочетаний клавиш указывают на возможность инструментального сопровождения. По-видимому, других изданий "Флорилегиума предтеч" не было, но издания 1618 и 1621 годов долгое время использовались и часто переиздавались в школах Бремена, Дрездена, Гримма, Галле, Лейпцига (где Бах использовал их в школе Томаса), Люнебурга, Пирны и других местах.

Ноты сочинений Эрхарда Боденшатца на сайте библиотеки IMSLP