Боденшатц, Эрхард
1576 - 1636
Назад
Bodenschatz, Erhard
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Эрхард Боденшатц был немецким музыкальным редактором, композитором и священнослужителем. Он получил музыкальное и академическое образование в княжеской хоровой школе в Дрездене, в Лейпциге и в школе Пфорта, где на него оказал большое влияние Сетус Кальвизий. В 1600 году он стал кантором в школе Пфорта, а в 1603 году — пастором в близлежащем Райхаузене и в 1608 году в Грос-Остерхаузене, близ Кверфурта, где оставался до своей смерти.
Как композитор Боденшатц оставался в рамках современной ему практики. Тем не менее, его мастерское "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") и особенно его 90 бициниев обладают значительными художественными достоинствами и эффективно сочетают склонность раннего барокко к звукописанию с гибкими вокальными линиями. Однако его первостепенная важность заключается в его "Флорилегиум Портенсе", антологии мотетов в двух частях, созданной по образцу неопубликованных антологий Кальвизия. Предназначенная для иллюстрации практики хоровой музыки в школе Пфорта, она предоставляет ценную выборку немецкой и итальянской мотетной композиции около 1600 года. Первая часть, опубликованная в 1603 году, была расширена в 1618 году и включила 115 сочинений 48 композиторов и партию бассо континуо, добавленную редактором. Якоб Хандл, с 19 произведениями, представлен лучше всего, за ним следуют Лассус и Иероним Преториус с девятью каждый. В антологии преобладают немецкие композиторы, включая самого Боденшатца, Кальвизия, Эрбаха, Мельхиора Франка, Гумпельцхаймера, Ханса Лео Хаслера, Михаэля Преториуса, Фульпия, Фридриха Вайсензее и многих других. Несмотря на преобладание латинских мотетов и отсутствие хоральных вариаций, она дает ясное представление о композиционной деятельности немецкого кантора начала XVII века. Вторая часть (1621) точно меняет акцент первой, поскольку в ней преобладают итальянские композиторы — среди них Агаццари, Джованни Кроче, Джованни Габриели, Маренцио, Бенедетто Паллавичино, Векки и Виадана, — хотя немец Мартин Рот, с 15 пьесами, является наиболее представленным композитором. Более половины пьес уже были включены в антологию Шадаэуса "Музыкальная сокровищница" ("Promptuarium musicum") (1611–1617). Обе части содержат в основном восьмиголосные пьесы и тем самым естественно благоприятствуют письму для двойного хора. Включение нескольких пятиголосных пьес Хандла и Лассуса и четырехголосного "Вот как умирает праведник" ("Ecce quomodo moritur iustus") Хандла было, вероятно, сознательно ретроспективным. Титульный лист тома 1621 года и частое повторение определенных комбинаций ключей указывают на возможность инструментального сопровождения. По-видимому, дальнейших изданий "Флорилегиум Портенсе" не было, но издания 1618 и 1621 годов долго использовались и часто переплетались школами в Бремене, Дрездене, Гримме, Галле, Лейпциге (где Бах использовал их в школе Святого Фомы), Люнебурге, Пирне и других местах.
Духовные сочинения:
Редакторская работа и антологии:
Ноты сочинений Эрхарда Боденшатца на сайте библиотеки IMSLP