Бёддекер, Филипп Фридрих
1607 - 1683

Назад

Böddecker, Philipp Friedrich

  • Дата рождения: 5 августа 1607 (крещен)
  • Место рождения: Агно, Эльзас
  • Дата смерти: 8 октября 1683
  • Место смерти: Штутгарт

Биография

Филипп Фридрих Бёддекер был немецким композитором, органистом и фаготистом, наиболее значительным представителем большой семьи музыкантов. Первоначальное музыкальное образование он получил от своего отца, Иоахима Бёддекера, а затем обучался у Иоганна Ульриха Штайгледера в Штутгарте. С 1626 по 1629 год он работал органистом и учителем пения в Буксвайлере, Эльзас. Затем он поступил на службу в качестве фаготиста и органиста при дворе в Дармштадте и одновременно занимал такую же должность при дворе в Дурлахе, близ Карлсруэ. В 1638 году он стал органистом церкви Барфюссеркирхе во Франкфурте. В 1642 году он занял пост органиста кафедрального собора в Страсбурге, где также был директором музыки и органистом университета с 1648 года. С 1652 года и до своей смерти он служил органистом коллегиатской церкви в Штутгарте и преподавал музыку в колледже. В 1657 году он надеялся стать капельмейстером при вюртембергском дворе в Штутгарте, но эта должность досталась Самуэлю Фридриху Каприкорну, с которым он впоследствии вступил в затяжной конфликт.

Творчество

"Мирная мелодия" Бёддекера, обработка "Те Деум" для больших сил, представляет собой интересный пример южно-немецкой духовной музыки середины семнадцатого века: она содержит привлекательные темы, хорошо передающие смысл текста, эффективные контрасты звучности и ритма, а также частое чередование контрапунктических и гомофонных разделов. Вокальная музыка в "Священной партитуре" показывает влияние итальянской монодии. Две сонаты, для скрипки и фагота соответственно с бассо континуо, также включенные в этот том, являются одними из самых ранних немецких примеров этого жанра. Соната для скрипки включает двойные ноты и широкое разнообразие пассажей; последняя часть представляет собой пассакалью на развернутую тему (с пометкой "во французском стиле"). Соната для фагота, основанная на монике*, полностью построена как пассакалья. Бёддекер также написал трактат по генерал-басу "Новое руководство", который его сын Филипп Якоб Бёддекер опубликовал с предисловием в Штутгарте в 1701 году. Его творчество демонстрирует синтез немецких, итальянских и французских стилистических элементов, характерный для переходного периода от позднего Возрождения к раннему барокко в южно-немецкой музыке.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Мирная мелодия" ("Melos irenicum") - для 6 солирующих голосов, 4-голосного хора, 2 скрипок, фагота и 3 тромбонов (1650)
  • "Священная партира" ("Sacra partitura") (1651), содержащая:
  • Восемь духовных концертов для сопрано и бассо континуо
  • Соната для скрипки и бассо континуо
  • Соната "на монику" для фагота и бассо континуо

Инструментальная музыка:

  • "Новоозвученная скрипичная услада" ("Neuverstimbte Violenlust") - для 3 скрипок и бассо континуо (1652, утеряна)

Теоретические труды:

  • "Новое руководство по генерал-басу" ("Manuductio nova") - издано посмертно в 1701 году

-------------

*"Моника" (Monica)

В музыке барокко "моника" (иногда "монитор") — это не название произведения или инструмента, а короткая, постоянно повторяющаяся басовая линия (остинатный бас), поверх которой строится всё произведение. По своему принципу она очень близка к пассакалье или чаконе.

Происхождение: Название, вероятно, происходит от итальянского "monica" в значении "няня" или "наставница" — тот, кто постоянно находится рядом и повторяет одно и то же.

Суть: Композитор берёт небольшую мелодическую или гармоническую формулу в басу (обычно длиной 4-8 тактов) и повторяет её на протяжении всей пьесы. Верхние голоса (в данном случае партия фагота) импровизируют, варьируют и развивают материал, создавая разнообразие поверх неизменного фундамента.

Ноты сочинений Филипп Фридрих Бёддекера на сайте библиотеки IMSLP