Бёддекер, Филипп Фридрих
1607 - 1683
Назад
Böddecker, Philipp Friedrich
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Филипп Фридрих Бёддекер был немецким композитором, органистом и фаготистом, наиболее значительным представителем большой семьи музыкантов. Первоначальное музыкальное образование он получил от своего отца, Иоахима Бёддекера, а затем обучался у Иоганна Ульриха Штайгледера в Штутгарте. С 1626 по 1629 год он работал органистом и учителем пения в Буксвайлере, Эльзас. Затем он поступил на службу в качестве фаготиста и органиста при дворе в Дармштадте и одновременно занимал такую же должность при дворе в Дурлахе, близ Карлсруэ. В 1638 году он стал органистом церкви Барфюссеркирхе во Франкфурте. В 1642 году он занял пост органиста кафедрального собора в Страсбурге, где также был директором музыки и органистом университета с 1648 года. С 1652 года и до своей смерти он служил органистом коллегиатской церкви в Штутгарте и преподавал музыку в колледже. В 1657 году он надеялся стать капельмейстером при вюртембергском дворе в Штутгарте, но эта должность досталась Самуэлю Фридриху Каприкорну, с которым он впоследствии вступил в затяжной конфликт.
"Мирная мелодия" Бёддекера, обработка "Те Деум" для больших сил, представляет собой интересный пример южно-немецкой духовной музыки середины семнадцатого века: она содержит привлекательные темы, хорошо передающие смысл текста, эффективные контрасты звучности и ритма, а также частое чередование контрапунктических и гомофонных разделов. Вокальная музыка в "Священной партитуре" показывает влияние итальянской монодии. Две сонаты, для скрипки и фагота соответственно с бассо континуо, также включенные в этот том, являются одними из самых ранних немецких примеров этого жанра. Соната для скрипки включает двойные ноты и широкое разнообразие пассажей; последняя часть представляет собой пассакалью на развернутую тему (с пометкой "во французском стиле"). Соната для фагота, основанная на монике*, полностью построена как пассакалья. Бёддекер также написал трактат по генерал-басу "Новое руководство", который его сын Филипп Якоб Бёддекер опубликовал с предисловием в Штутгарте в 1701 году. Его творчество демонстрирует синтез немецких, итальянских и французских стилистических элементов, характерный для переходного периода от позднего Возрождения к раннему барокко в южно-немецкой музыке.
Духовная музыка:
Инструментальная музыка:
Теоретические труды:
-------------
*"Моника" (Monica)
В музыке барокко "моника" (иногда "монитор") — это не название произведения или инструмента, а короткая, постоянно повторяющаяся басовая линия (остинатный бас), поверх которой строится всё произведение. По своему принципу она очень близка к пассакалье или чаконе.
Происхождение: Название, вероятно, происходит от итальянского "monica" в значении "няня" или "наставница" — тот, кто постоянно находится рядом и повторяет одно и то же.
Суть: Композитор берёт небольшую мелодическую или гармоническую формулу в басу (обычно длиной 4-8 тактов) и повторяет её на протяжении всей пьесы. Верхние голоса (в данном случае партия фагота) импровизируют, варьируют и развивают материал, создавая разнообразие поверх неизменного фундамента.
Ноты сочинений Филипп Фридрих Бёддекера на сайте библиотеки IMSLP