Боккерини, Луиджи
1743 - 1805
Назад
Boccherini, Luigi
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Луиджи Боккерини родился в музыкальной семье в тосканском городе Лукка. Его отец, Леопольдо Боккерини, был профессиональным контрабасистом и виолончелистом, а также переписчиком нот. Первые уроки музыки Луиджи получил у отца, проявив незаурядные способности к виолончели уже в детстве. В 1757 году он был отправлен для продолжения образования в Рим, где стал учеником выдающегося виолончелиста Джованни Баттисты Костанци, капельмейстера собора Святого Петра.
В 1761 году Боккерини вернулся в Лукку, где вместе с отцом играл в местном оркестре. Уже в этот период начал проявляться его композиторский талант. Важным этапом стало его знакомство с композитором Филиппо Манфреди, вместе с которым он предпринял концертное турне по Северной Италии в 1765-1766 годах. Их успешные выступления привлекли внимание знатоков музыки.
В 1767 году музыканты отправились в Париж, где творчество Боккерини получило первое серьезное признание. Именно здесь были опубликованы его первые сочинения - струнные квартеты опуса 1. Парижский период оказался crucial для формирования его композиторского стиля.
В 1768 году Боккерини принял приглашение испанского посла в Париже и переехал в Мадрид. Здесь он поступил на службу к инфанту дону Луису, брату короля Карла III, где проработал семнадцать лет (1768-1785). Этот период стал самым плодотворным в его творчестве. После смерти инфанта композитор оказался в сложном финансовом положении.
В 1786 году Боккерини занял должность придворного композитора у прусского короля Фридриха Вильгельма II, страстного любителя виолончели. Хотя композитор остался жить в Мадриде, он регулярно отправлял свои новые сочинения в Берлин. После смерти короля в 1797 году эта должность была упразднена.
Последние годы жизни Боккерини провел в крайней нужде. Он потерял покровительство испанского двора, столкнулся с серьезными финансовыми трудностями и проблемами со здоровьем. Несмотря на помощь друзей и продолжающуюся композиторскую деятельность, он умер в бедности 28 мая 1805 года и был похоронен в безымянной могиле.
Музыкальное наследие итальянского виолончелиста и композитора Л. Боккерини почти целиком состоит из инструментальных сочинений. В "век оперы", как нередко называют XVIII столетие, он создал лишь несколько музыкально-сценических произведений. Виртуоза-исполнителя влекут к себе музыкальные инструменты и инструментальные ансамбли. Перу композитора принадлежат около 30 симфоний; различные оркестровые произведения; многочисленные скрипичные и виолончельные сонаты; скрипичные, флейтовые и виолончельные концерты; около 400 ансамблевых сочинений (струнные квартеты, квинтеты, секстеты, октеты). Начальное музыкальное образование Боккерини получил под руководством отца, контрабасиста Леопольда Боккерини, и Д. Ваннуччини. Уже в 12 лет юный музыкант вступает на путь профессионального исполнительства: начав с двухлетней службы в капеллах Лукки, он продолжает исполнительскую деятельность солиста-виолончелиста в Риме, а затем вновь в капелле родного города (с 1761). Здесь Боккерини вскоре организует струнный квартет, в который входят известнейшие виртуозы и композиторы того времени (П. Нардини, Ф. Манфреди, Дж. Камбини) и для которого они же на протяжении пяти лет (1762-67) создают немало произведений в жанре квартета. 1768 г. Боккерини встречает в Париже, где с триумфом проходят его выступления и получает европейское признание композиторское дарование музыканта. Но вскоре (с 1769) он перебирается в Мадрид, где до конца своих дней служит придворным композитором, а также получает высокооплачиваемую должность в музыкальной капелле императора Вильгельма Фридриха II - большого ценителя музыки. Постепенно исполнительская деятельность отступает на второй план, освобождая время интенсивной композиторской работе.
Музыка Боккерини ярко эмоциональна, как и сам ее автор. Французский скрипач П. Роде вспоминал: "когда чье-либо исполнение музыки Боккерини не отвечало ни замыслу, ни вкусу Боккерини, композитор не мог больше себя сдерживать; он приходил в волнение, топал ногами, а как-то, потеряв терпение, убежал со всех ног, с криком, что терзают его детище".
За истекшие 2 столетия творения итальянского мастера не потеряли своей свежести, непосредственности воздействия. Сольные и ансамблевые пьесы Боккерини ставят перед исполнителем высокие технические задачи, дают возможность раскрыть богатые выразительные и виртуозные возможности инструмента. Именно поэтому современные исполнители охотно обращаются к творчеству итальянского композитора.
Стиль Боккерини - это не только темперамент, мелодизм, изящество, в которых мы узнаем признаки итальянской музыкальной культуры. Он впитал и черты сентименталистского, чувствительного языка французской комической оперы (П. Монсиньи, А. Гретри), и ярко экспрессивного искусства немецких музыкантов середины столетия: композиторов из Мангейма (Я. Стамица, Ф. Рихтера), а также И. Шоберта и знаменитого сына Иоганна Себастьяна Баха - Филиппа Эмануэля Баха. Композитор испытал и влияние крупнейшего оперного композитора XVIII в. - реформатора оперы К. Глюка: не случайно одна из симфоний Боккерини включает широко известную тему танца фурий из 2 акта глюковской оперы "Орфей и Эвридика". Боккерини был одним из зачинателей жанра струнного квинтета и первым, квинтеты которого обрели европейское признание. Их высоко ценили В. А. Моцарт и Л. Бетховен - создатели гениальных произведений в жанре квинтета. И при жизни, и после смерти Боккерини оставался среди наиболее почитаемых музыкантов. А его высочайшее исполнительское искусство оставило неизгладимый след в памяти современников и потомков. Некролог в Лейпцигской газете (1805) сообщал, что он был превосходным виолончелистом, который восхищал своей игрой на этом инструменте благодаря несравненному качеству звука и трогательной выразительности в игре.
Оркестровые сочинения
Камерная музыка
Духовная музыка
Вокальные сочинения
Ноты сочинений Луиджи Боккерини на сайте библиотеки IMSLP