Блоу, Джон
1648 или 1649 - 1708
Назад
Джон Блоу (John Blow) - Английский композитор, органист и педагог
Родился 23 февраля 1648 или 1649 года, Ньюарке - умер 1 октября 1708 года, Вестминстер, Лондон.
К середине 20-х годов он стал выдающимся музыкантом Англии, а в последующие годы стал старейшим государственным деятелем школы Реставрации, главным светилом которой был Генри Перселл.
Блоу происходил из скромной семьи. Он был вторым ребенком Генри и Кэтрин Блоу, которые поженились в Ньюарке в 1646 году. Берни и Хокинс оба заявили, что он родился в Северном Коллингеме, графство Ноттингемшир, но в тамошних приходских книгах не упоминается никто по фамилии Блоу, в то время как в приходских книгах Ньюарка записаны крещения Блоу и его брата и сестры, свадьба его родителей и похороны его отца; более того, в приходских книгах Ньюарка не упоминается имя Блоу. в издании Lambeth degrees отмечается, что в 1677 году, при получении докторской степени, он сам заявил под присягой, что его родиной был "верный городок Ньюарк’. Вполне вероятно, что он был одним из шести учеников музыкальной школы Магнуса в Ньюарке и был в числе пяти мальчиков из Ньюарка и Линкольна, которых Генри Кук зимой 1660-1661 годов завербовал в хор Королевской капеллы; среди его современников были Пелхэм Хамфри, Роберт Смит, Томас Тадвей, Уильям Тернер и Майкл Уайз. Он рано проявил себя как композитор: когда он еще был певчим, по крайней мере три его гимна ("Возвеличу тебя, Господи, не укоряй меня" и "Господи, ты был нашим прибежищем") входили в репертуар капеллы, а их тексты были включены во второе издание "Богослужений" Джеймса Клиффорда. и гимны, напечатанные в январе 1664 года (музыка утрачена). Также к этому периоду относится песня "I will always give thanks to the Lord", написанная совместно Хамфри, Блоу и Тернером и названная "Клубным гимном", потому что, как объяснил Бойс, она была задумана "как символ их братского уважения и дружбы". В конце 1664 года, когда у Блоу сломался голос, он остался на попечении Кука. Предположительно, он продолжил свое музыкальное образование под руководством Кристофера Гиббонса, одного из органистов капеллы, и, возможно, также помогал Джону Хингестону, хранителю королевских инструментов (как это позже сделал Перселл). Он также продолжал петь, хотя и неофициально: 21 августа 1667 года в доме Сэмюэля Пеписа он исполнил трио с двумя другими бывшими хористами, один из которых, Том Эдвардс, к тому времени уже был слугой Пеписа; последний восхищался их "экстраординарным мастерством", предположительно, в чтении по буквам, но не их юношескими голосами, которые, как он заметил, были настолько фальшивы, что "могли бы свести человека с ума’. В декабре 1668 года Блоу получил первое официальное назначение - органистом Вестминстерского аббатства, сменив Альберта Брайна. Его первый дошедший до нас гимн, "О Господи, я согрешил", был написан в 1670 году для похорон герцога Альбермарльского (бывшего генерала Монка). В январе 1669 года он получил свою первую должность при дворе в качестве музыканта виргинцев, а в 1671 году он стал внештатным органистом, когда Королевская капелла переехала на лето в Виндзор. Он также становился все более заметным среди музыкантов города: к 1672 году он стал помощником гильдии, Корпорации музыки, а в 1673 году и снова в 1676 году стал одним из ее ежегодных попечителей. 16 марта 1673-1674 года он был приведен к присяге как джентльмен Королевской капеллы, став преемником Роджера Хилла. Вскоре последовали другие важные назначения. В июле 1674 года он сменил Хамфри, завещание которого он засвидетельствовал тремя месяцами ранее, как наставник детей в капелле и как ординарный композитор для голосов в Частной музыкальной группе; а в октябре 1676 года он сменил Кристофера Гиббонса на посту одного из трех органистов Королевской капеллы. В сентябре 1674 года он женился на Элизабет, дочери Эдварда Брэддока, наставника хористов Вестминстерского аббатства и джентльмена, а впоследствии и кассира Королевской часовни. У них было пятеро детей, из которых только три дочери пережили своего отца; из сыновей Генри, первенец, умер в младенчестве, а Джон, "юноша с большим рвением и необычайными надеждами", умер в 1693 году в возрасте 15 лет. Элизабет Блоу умерла при родах в октябре 1683 года; Блоу тогда жил в Большом святилище в Вестминстере, где продолжал платить налоги до самой своей смерти. Он так и не женился во второй раз. Как руководитель Children of the Chapel, Блоу оказал сильное влияние на несколько поколений подающих надежды музыкантов, которые были там хористами, включая Уильяма Крофта, Джереми Кларка, Дэниела Перселла, Генри Холла (i), Джона Уолтера, Фрэнсиса Пиготта, Джеймса Хеслетайна, Джона Робинсона, Вогана Ричардсона и Бернарда Ворота. Его обязанности, как домашние, так и музыкальные, были обременительными, но они не истощали его творческой энергии: в 1670-х годах он создал впечатляющее количество духовной музыки, в том числе около 30 гимнов (почти половина из них - сложные примеры с инструментальными симфониями и ритурнелями), несколько служб и, предположительно, девять латинских мотетов предназначен для личного молитвенного использования. В декабре 1677 года декан и капитул Кентерберийского университета присвоили ему первую ламбетскую степень доктора музыки (кафедра была вакантной), что стало свидетельством признания его выдающихся заслуг как церковного музыканта. На Михайлов день 1679 года он освободил место для молодого Перселла, уйдя с поста органиста Вестминстерского аббатства. Этих двух мужчин связывали тесные профессиональные отношения и, похоже, дружба на всю жизнь; в 1682 году Перселл присоединился к Блоу в качестве одного из трех органистов часовни (третьим был Уильям Чайлд), а в 1684 году они вдвоем успешно поддержали отца Смита в его "битве органов" с Ренатусом Харрис в церкви Темпл. В 1680-е годы Блоу по-прежнему активно писал церковную музыку, но он также все активнее занимался светской композицией; почти каждый год, начиная с 1678 года (а возможно, и раньше), он писал по крайней мере одну оду для придворных, а иногда и две-три, а также отдельные произведения для других исполнителей. события, включая Оксфордский акт в двух случаях в 1670-х годах и День Святой Сесилии в 1684 году, а его песни появлялись в опубликованных сборниках начиная с 1678 года. В дополнение к этим разнообразным занятиям он получил еще одну должность при дворе: с Михайлова дня 1682 года он делил с Николасом Стэгинсом, королевским музыкальным руководителем, несколько туманные и, по-видимому, неоплачиваемые обязанности "рядового музыканта по сочинению музыки и игре на скрипках" (в группе которых Перселл был главным музыкантом). официально назначенный композитор). Блоу также увлекся драматической музыкой; его "Маска Венеры и Адониса" была поставлена при дворе, вероятно, в 1683 году, и в апреле того же года он и Стэгинс подали заявку на королевскую лицензию "на строительство Академии или музыкальной оперы и исполнение в них своих музыкальных произведений", хотя больше ничего не известно этого проекта. Для коронации Якова II в 1685 году Блоу исполнил три из восьми гимнов, в том числе "Бог говорил когда-то в видениях", симфонический гимн высочайшего уровня. Четыре года спустя, когда Вильгельм и Мария были коронованы, музыка, как правило, была менее роскошной, и самым крупным из трех вкладов Блоу стала сравнительно скромная песня "Господь Бог - солнце и щит". В 1687 году он неожиданно занял должность раздатчика милостыни и наставника хористов собора Святого Павла, образовавшуюся в связи с внезапной смертью Майкла Уайза. В этом качестве он начал с воссоздания хора, распущенного после Лондонского пожара; как только начались богослужения, сначала во временном помещении, но с 1697 года в новом соборе Рена, обязанности Блоу, должно быть, стали тяжелее, но он продолжал исполнять их до 1703 года, когда ушел в отставку в пользу Иеремии Кларка, который уже был органистом. После смерти Перселла (1695) Блоу унаследовал его должность (которую он занимал совместно с отцом Смитом) "настройщика регалий, органов, виргиналий, флейт и магнитофонов" при дворе и возобновил свою прежнюю должность органиста Вестминстерского аббатства. В 1700 году для него была учреждена новая должность при дворе - композитора Королевской капеллы; он сохранил за собой это и все другие королевские должности и продолжал служить органистом аббатства до самой своей смерти.
Ноты сочинений Джона Блоу на сайте библиотеки IMSLP