Блаве, Мишель
1700 - 1768

Назад

Мишель Блаве (Michel Blavet) - Французский флейтист и композитор

Крещён 13 марта 1700 гогда, Безансон - умер 28 октября 1768 года, Париж. 

Сын токаря Жана-Батиста Блаве и Удетт Лайард, он самостоятельно научился играть на нескольких инструментах, в том числе на фаготе и флейте. В 1718 году он женился на Анне-Маргарите Лигье; в результате долгого и счастливого брака у пары родились две дочери и два сына, оба из которых стали священниками, а один из них, Жан-Луи, стал автором пяти книг и ряда переводов. В 1723 году Блаве переехал в Париж в окружении герцога Шарля-Эжена Леви. Три года спустя он дебютировал на концерте "Спиричуэл", положив начало замечательной публичной карьере. В течение следующей четверти века Блаве выступал на концерте Spirituel чаще, чем любой другой исполнитель, и на протяжении всего этого периода музыканты и писатели были единодушны в том, что его певческий тон, чистая интонация и блестящая техника исполнения задавали стандарты игры на флейте для всей Европы. 1 октября 1728 года Людовик XV даровал Блаве, "обычному музыканту нотр-дам, двоюродному брату принца де Кариньяна", генеральную привилегию на шесть лет издавать "несколько сонат для траверсера флейты", и сразу же было выпущено сочинение №1, посвященное Кариньяну. К 1731 году Блаве перешел на сторону графа Клермонского, с которым поддерживал связи до конца своей жизни. Приглашение присоединиться к прусскому двору, направленное Фридрихом Великим, когда он еще был наследным принцем, было отклонено. Когда он добавил к своим другим обязанностям должности первого флейтиста в Королевском театре (1736), Королевском театре (1738) и Оперном театре (1740), положение Блаве в музыкальной жизни Парижа стало непревзойденным. Среди тех, кто с восхищением писал о нем, были Телеман, Марпург, Кванц, Юбер Ле Блан, Серре де Рье, Анселе, Ла Борд, Дакен и Вольтер. Вполне вероятно, что многие из девяти сонат для флейты Леклера и его концерт для флейты были написаны для Блаве, поскольку они часто исполнялись вместе. Сонаты Блаве, входящие в число шедевров раннего флейтового репертуара, представляют собой успешный перенос на флейту gouts réunis французского стиля скрипичных сонат, разработанного Ане, Дювалем, Сенайе, Леклером и другими. Сонаты op.2 демонстрируют влияние французской сюиты и кореллианской сонаты da camera, а сонаты op.3 выдержаны в более современном, галантном стиле. Сохранился только один из концертов Блаве для флейты: в нем есть блестящие вивальдианские отрывки, обрамляющие пару французских гавотов, которые служат медленной частью. Четыре сценических произведения Блаве были написаны для частного театра графа Клермонского "Шато" в Берни; "Жалу Корриге" также был показан в шести постановках Парижской оперы в двойном составе с "Деревенской девой" Руссо. Музыка для увертюры, арий и речитатива в сопровождении этого пастиччо была взята из популярных итальянских интермеццо; Блаве исполнил речитативы секко и дивертисмент (шесть танцев и водевиль). Его новаторство состояло в том, что он впервые отказался от речитатива ариозо, который французы использовали со времен Люлли. “Речитатив этого французского интермеццо, - сообщает Mercure de France, - приблизительно повторяет стиль итальянского речитатива, по крайней мере, в той мере, в какой это позволяют различия между языками; и, несмотря на почти всеобщее предубеждение нашей нации против итальянского речитатива, не похоже, что зрители были крайне шокированы этой первой попыткой”. "Меркюр" вежливо умолчал о том, что публика зашипела. Каким бы ни был первоначальный прием (дивертисмент Блаве продолжали исполнять в опере после того, как остальная часть интермеццо была отменена), "Исправленный ревнивец" и "Деревенский прорицатель" помогли начать новую эру итальянской музыки в опере, а вместе с ней и "Ссора шутов". В 1754 году в Мангейме также была исполнена постановка "Ле Жалу корриге". Интерес Блаве к преподаванию отразился в его сочинении op.2, в котором он скрупулезно выделил правильные места для дыхания, и в его трех сборниках пьес, содержащих произведения всех стилей и всех уровней сложности, многие из которых были аранжированы для двух флейт таким образом, чтобы ученик и учитель могли играть вместе. Самыми блестящими учениками Блаве по игре на флейте были композитор и издатель Пьер-Эвард Тайар и педагог и композитор Феликс Рауль, который сменил Блаве при дворе, в опере и концертном зале "Спиричуэл".

Ноты сочинений Мишеля Блаве на сайте библиотеки IMSLP