Блавэ, Мишель
1700 - 1768

Назад

Blavet, Michel

  • Дата рождения: 13 марта 1700 (крещен)
  • Место рождения: Безансон
  • Дата смерти: 28 октября 1768
  • Место смерти: Париж

Биография

Мишель Блавэ был французским флейтистом и композитором. Сын Жана-Батиста Блавэ, токаря, и Удетт Лиар, он самостоятельно научился играть на нескольких инструментах, достигнув мастерства в игре на фаготе и флейте. Он женился на Анне-Маргерите Лижье в 1718 году; долгий и счастливый брак пары привел к рождению двух дочерей и двух сыновей, оба из которых стали священниками, и один из которых, Жан-Луи, был автором пяти книг и ряда переводов.

В 1723 году Блавэ переехал в Париж в свите герцога Шарля-Эжена Леви. Три года спустя он дебютировал в "Консер Спиритюэль" (Concert Spirituel), начав выдающуюся публичную карьеру. В течение следующей четверти века Блавэ выступал в "Консер Спиритюэль" чаще, чем любой другой исполнитель, и на протяжении всего этого периода музыканты и писатели единогласно заявляли, что его певучий тон, чистая интонация и блестящая техника задали стандарт игры на флейте для всей Европы. 1 октября 1728 года Людовик XV предоставил Блавэ, «обычному музыканту нашего дорогого кузена принца Кариньяна», общую привилегию на шесть лет для публикации «нескольких сонат для поперечной флейты», и опус 1 был выпущен немедленно, с посвящением Кариньяну. К 1731 году Блавэ перевел свою преданность графу Клермонскому, с которым поддерживал связи до конца своей жизни. Приглашение присоединиться к прусскому двору, направленное Фридрихом Великим, когда он еще был кронпринцем, было отклонено. Когда он добавил к своим другим обязанностям посты первой флейты в "Музыке Короля" (около 1736 года), в "Музыке Королевы" (1738) и в "Опере" (1740), положение Блавэ в музыкальной жизни Парижа стало непревзойденным. Среди тех, кто писал о нем с восхищением, были Телеман, Марпург, Кванц, Юбер Ле Блан, Серре де Рьё, Анселе, Ла Борд, Дакен и Вольтер. Вероятно, многие из девяти сонат для флейты Леклара и его концерт для флейты были написаны для Блавэ, поскольку они часто выступали вместе.

Творчество

Сонаты Блавэ, являющиеся одними из шедевров раннего репертуара для флейты, представляют собой успешный перенос на флейту объединенных вкусов стиля французской скрипичной сонаты, разработанного Ане, Дювалем, Сенайе, Лекларом и другими. Сонаты опуса 2 показывают влияние французской сюиты и камерной сонаты Корелли, а сонаты опуса 3 демонстрируют более современный, галантный стиль. Сохранился только один концерт для флейты Блавэ: у него блестящие внешние части в стиле Вивальди, обрамляющие пару французских гавотов, служащих медленной частью.

Четыре сценических произведения Блавэ были написаны для частного театра замка графа Клермонского в Берни; "Ревнивый исправленный" также был дан шесть раз в Парижской опере в сдвоенной программе с "Деревенским колдуном" Руссо. Музыка увертюры, арий и аккомпанированного речитатива этой пастиччо была взята из популярных итальянских интермеццо; Блавэ предоставил секко-речитативы и дивертисмент (шесть танцев и водевиль). Его нововведение заключалось в том, чтобы впервые отказаться от ариозного речитатива, который французы использовали со времен Люлли. "Речитатив этой французской интермедии, — сообщал "Меркюр де Франс", — приблизительно в стиле итальянского речитатива, по крайней мере, настолько, насколько это позволяли различия между языками; и, несмотря на почти всеобщую предвзятость нашей нации против итальянского речитатива, не показалось, что зрители были чрезвычайно шокированы этой первой попыткой". "Меркюр" вежливо умолчал о том, что публика освистала спектакль. Каким бы ни был первоначальный прием (дивертисмент Блавэ продолжал исполняться в Опере после того, как остальная часть интермедии была снята), "Ревнивый исправленный" и "Деревенский колдун" помогли открыть новую эру итальянизированной музыки в Опере, а с ней и "Войну буффонов". "Ревнивый исправленный" также исполнялся в Мангейме в 1754 году.

Интерес Блавэ к преподаванию отразился в его опусе 2, где он тщательно отметил правильные места для дыхания, и в его трех "Сборниках пьес", которые содержат пьесы во всех стилях и на всех уровнях сложности, многие аранжированы для двух флейт таким образом, чтобы ученик и учитель могли играть вместе. Самыми блестящими учениками Блавэ по флейте были композитор и издатель Пьер-Эврар Тайяр, а также учитель и композитор Феликс Ро, который сменил Блавэ при дворе, в Опере и в "Консер Спиритюэль".

Произведения

Сценические произведения

  • "Флориана, или Пещера spectacles" ("Floriane, ou La grotte des spectacles") (комедия-балет, 1752)
  • "Ревнивый исправленный" ("Le jaloux corrigé") (интермедия с дивертисментом, 1752)
  • "Олимпийские игры" ("Les jeux olympiques") (героический балет, 1753)
  • "Праздник на Кифере" ("La fête de Cythère") (опера, 1753)

Инструментальные сочинения

  • Шесть сонат для двух флейт, соч. 1 (1728)
  • Шесть сонат, смешанных с пьесами, для флейты и бассо континуо, соч. 2 (1732)
  • Шесть сонат для флейты и бассо континуо, соч. 3 (1740)
  • Концерт для флейты

Сборники и аранжировки

  • Первый – Третий сборник пьес, маленьких арий, брунетт, менуэтов и т.д. с вариациями и дублями, для двух флейт или скрипок, или виол (1744 – около 1751)
  • Сборник английских, австрийских, венгерских, эльзасских, прусских и русских менуэтов для флейты (после 1754)

Ноты сочинений Мишеля Блавэ на сайте библиотеки IMSLP