Блас де Кастро, Хуан
1561 - 1631

Назад

Хуан Блас де Кастро (Juan Blas de Castro) - Испанский композитор, певец, гитарист и исполнитель на теорбо

Родился 1561 году, Баррачина, провинция Теруэль - умер 6 августа 1631 года, Мадрид. 

11 августа 1592 года в Альба-де-Тормес (близ Саламанки) он получил 30 реалов за струнные инструменты vihuela в качестве музыканта 5-го герцога Альба. При дворе герцога у него завязалась крепкая дружба с Лопе де Вегой, благодаря "Аркадии" которого в 1598 году мы знаем, что Блас де Кастро пел и играл на придворных празднествах, а также положил стихи Лопе на музыку. В 1596 году он состоял на службе у будущего короля Фелипе III, исполняя свои собственные сочинения в сцене, включенной Лопе в его комедию "Прекрасная мальмаридада" (датирована 17 декабря 1596 года в Мадриде), а в 1597 году он поступил на службу к престарелому Фелипе II в качестве камерного музыканта на полставки. После восшествия на престол нового короля в 1599 году камерные музыканты получили штатные должности с годовым окладом в 30 000 мараведи, а Бласу де Кастро была предложена дополнительная должность привратника в личной палате короля с общим окладом в 43 800 мараведи. Во время недолгого пребывания при дворе в Вальядолиде (1601-1606) Блас де Кастро и другие камерные музыканты исполняли свои тоносы 7 июня 1605 года в сопровождении композитора, игравшего на теорбо, и других музыкантов, игравших на гитаре: похоже, Блас де Кастро фактически руководил ансамблем. В 1619 году он сопровождал королевскую свиту в Португалию, выступая одновременно в качестве музыканта и привратника в личных покоях короля. Позже он был назначен на специальную должность с окладом около 75 000 мараведи. Когда в 1621 году на престол взошел Фелипе IV, Блас де Кастро остался при дворе в качестве переводчика и композитора; Однако примерно в 1628 году он, по-видимому, сократил или даже прекратил свое присутствие во дворце из-за плохого состояния здоровья и преклонного возраста, а в 1629 году разрешил своему племяннику в Баррачине продать своего негра-раба. В январе 1630 года он написал свое завещание: после его смерти в следующем году в его наследстве значился 761 тонно на простынях, несколько гитарных струн и три гитары (в том числе очень ценная из черного дерева и слоновой кости). Фелипе IV пожертвовал 600 серебряных реалов на похороны Бласа де Кастро, а взамен приобрел все его композиции; они погибли во время пожара во дворце Реал в Мадриде 24 декабря 1734 года. Блас де Кастро добился большой известности еще при жизни. Кристобаль Суарес де Фигероа упоминал его как гитариста в своей книге "Площадь мира и искусств" (1615), а придворный поэт Антонио Уртадо де Мендоса описал его композиции как "торжественные и нежные". Писателем, который наиболее часто и лестно отзывался о нем, был его близкий друг Лопе де Вега, что особенно важно в его “Книге о муэрте Хуана Бласа де Кастро”. Его 20 сохранившихся тоно для трех или четырех голосов (изд. Робледо) представлены в двух рукописях: "Tonos castellanos", скопированном между 1600 и 1615 годами, и песеннике, составленном королевским переписчиком Клаудио де ла Саблонара между 1624 и 1625 годами. Тексты по большей части анонимны, но среди них есть тексты Лопе де Веги, Луиса де Гонгоры и принца Эсквилачского. Для музыки характерны частые гемиолы, чередующиеся гомофонические и имитационные пассажи, добавленные 7-е аккорды и хроматизм, а в припевах много пассажей для одного или двух голосов с инструментальным сопровождением: в некоторых случаях они явно предвосхищают tonos humanos второй половины 17-го века.

Ноты сочинений Хуана Бласа де Кастро на сайте библиотеки IMSLP