Блас де Кастро, Хуан
1561 - 1631

Назад

Blas de Castro, Juan

  • Дата рождения: 1561 год
  • Место рождения: Баррачина, провинция Теруэль, Испания
  • Дата смерти: 6 августа 1631 года
  • Место смерти: Мадрид, Испания

Биография

Блас де Кастро был испанским композитором, певцом и виуэлистом. 11 августа 1592 года в Альба-де-Тормес (близ Саламанки) он получил 30 реалов за струнные инструменты виуэлы в качестве музыканта 5-го герцога Альба. При дворе герцога у него завязалась крепкая дружба с Лопе де Вегой, благодаря "Аркадии" которого в 1598 году мы знаем, что Блас де Кастро пел и играл на придворных празднествах, а также положил стихи Лопе на музыку. В 1596 году он состоял на службе у будущего короля Филиппа III, исполняя свои собственные сочинения в сцене, включенной Лопе в его комедию "Прекрасная Альмаридада" (датирована 17 декабря 1596 года в Мадриде), а в 1597 году он поступил на службу к престарелому Филиппу II в качестве камерного музыканта на полставки. После восшествия на престол нового короля в 1599 году камерные музыканты получили штатные должности с годовым окладом в 30 000 мараведи, а Бласу де Кастро была предложена дополнительная должность привратника в личной палате короля с общим окладом в 43 800 мараведи. Во время недолгого пребывания при дворе в Вальядолиде (1601-1606) Блас де Кастро и другие камерные музыканты исполняли свои тоносы 7 июня 1605 года в сопровождении композитора, игравшего на теорбе, и других музыкантов, игравших на гитаре: похоже, Блас де Кастро фактически руководил ансамблем. В 1619 году он сопровождал королевскую свиту в Португалию, выступая одновременно в качестве музыканта и привратника в личных покоях короля. Позже он был назначен на специальную должность с окладом около 75 000 мараведи. Когда в 1621 году на престол взошел Филипп IV, Блас де Кастро остался при дворе в качестве переводчика и композитора; Однако примерно в 1628 году он, по-видимому, сократил или даже прекратил свое присутствие во дворце из-за плохого состояния здоровья и преклонного возраста, а в 1629 году разрешил своему племяннику в Баррачине продать своего негра-раба. В январе 1630 года он написал свое завещание: после его смерти в следующем году в его наследстве значился 761 тонно на простынях, несколько гитарных струн и три гитары (в том числе очень ценная из черного дерева и слоновой кости). Филипп IV пожертвовал 600 серебряных реалов на похороны Бласа де Кастро, а взамен приобрел все его композиции; они погибли во время пожара во дворце Реал в Мадриде 24 декабря 1734 года.

Творчество

Блас де Кастро добился большой известности еще при жизни. Кристобаль Суарес де Фигероа упоминал его как гитариста в своей книге "Площадь мира и искусств" (1615), а придворный поэт Антонио Уртадо де Мендоса описал его композиции как "торжественные и нежные". Писателем, который наиболее часто и лестно отзывался о нем, был его близкий друг Лопе де Вега, что особенно важно в его "Книге о смерти Хуана Бласа де Кастро". Его 20 сохранившихся тоно для трех или четырех голосов представлены в двух рукописях: "Тонос кастельянос", скопированном между 1600 и 1615 годами, и песеннике, составленном королевским переписчиком Клаудио де ла Саблонара между 1624 и 1625 годами. Тексты по большей части анонимны, но среди них есть тексты Лопе де Веги, Луиса де Гонгоры и принца Эсквилачского. Для музыки характерны частые гемиолы, чередующиеся гомофонические и имитационные пассажи, добавленные септаккорды и хроматизм, а в припевах много пассажей для одного или двух голосов с инструментальным сопровождением: в некоторых случаях они явно предвосхищают тонос уманос* второй половины XVII века.

Произведения

Вокальные произведения:

  • Двадцать тоносов для трех или четырех голосов (сохранились)


-------------

*Тонос уманос (исп. tonos humanos) — это жанр испанской вокальной музыки эпохи барокко (преимущественно XVII века), светская песня для одного или нескольких голосов с инструментальным сопровождением.

Ключевые характеристики:

  1. Содержание: В отличие от религиозных тонос дивинос (tonos divinos), тонос уманос посвящены мирским, человеческим темам — любви (часто несчастной), ревности, красоте, наслаждению жизнью, сатире.
  2. Текст: Стихи на испанском языке, часто взятые из современной поэзии (например, Луиса де Гонгоры или Лопе де Веги).
  3. Музыкальная форма: Обычно это строфическая форма — одна и та же музыкальная фраза повторяется для каждой строфы текста. Однако композиторы часто варьировали аккомпанемент или вокальную линию в разных строфах, чтобы подчеркнуть смысл слов.
  4. Исполнение: Чаще всего солирующий голос (сопрано или тенор) в сопровождении бассо континуо (виуэла, гитара, арфа, орган или клавесин) и, возможно, других инструментов, играющих обелигато.
  5. Стиль: Музыка тесно связана с ритмом и интонацией стиха. Для нее характерны выразительная мелодика, использование ритмических фигур, типичных для испанских танцев (например, сарабанды), и относительно простая гармоническая структура.

Проще говоря:

Тонос уманос — это испанские светские песни XVII века, своего рода аналог итальянской кантаты или арии того же периода, но с ярко выраженным национальным испанским колоритом, как в поэзии, так и в музыке.

В контексте текста о Бласе де Кастро:

Упоминание о том, что его работы "явно предвосхищают тонос уманос второй половины XVII века", означает, что его более ранние тоносы (песни) уже содержали в себе музыкальные и структурные элементы, которые позже станут определяющими для этого популярного жанра.

Ноты сочинений Хуана Бласа де Кастро на сайте библиотеки IMSLP