Бланкенбург, Квиринус Гербрандсзун ван
1654 - 1739
Назад
Квиринус Гербрандсзун ван Бланкенбург (Quirinus Gerbrandszoon van Blankenburg) - Голландский композитор, органист, теоретик и поэт
Родился в 1654 году, Гауда - умер 12 мая 1739 года, Гаага.
Он был сыном Гербранта Квирийнсзона ван Бланкенбурга (ок. 1620–1707), органиста из Зевенбергена и Гауды. Вероятно, первые музыкальные познания он получил от своего отца. Он начал свою музыкальную карьеру в раннем возрасте в качестве органиста в Роттердаме (1670-1675, в церкви Ремонстранце Керк) и в Горинхеме (1675-1679). В течение нескольких лет, начиная с 1679 года, он учился в Лейденском университете (он был зарегистрирован под именем Гидеон ван Бланкенбург). В середине 1680-х годов он поселился в Гааге, где и прожил всю оставшуюся жизнь. С 1687 по 1702 год он был органистом валлонской церкви. В 1699 году он был назначен в Нью-Керк, но работал там только после того, как в 1702 году было завершено строительство нового органа. Из-за преклонного возраста с 1720 года его заменял его ученик Франс Питон. Гаагская знать искала в нем учителя музыки: среди его учеников были Виллем Бентинк, Людвиг Фридрих, принц Вюртембергский, и, вероятно, граф Унико Вильгельм ван Вассенар. Бланкенбург считался опытным клавишником и первоклассным экспертом по изготовлению карильонов и органов. К нему обратились за советом еще в 1676 году в связи с новым заказом карильона у Питера Гемони для башни Святого Янскерка в Гауде, где его отец был органистом. Он предложил включить До и Ре в низшую октаву, но другие советники и сам Гемони выступили категорически против. Он опубликовал статью в защиту своей позиции ("De nootsakelijkheid van Cis en Dis" в "de bassen der klokken", 1677, ныне утрачена). Гемони ответил на это публикацией “О единстве саклейкхайда и единодушия в борьбе за существование”, но предложение Бланкенбурга в конечном итоге возобладало. Позже его попросили опробовать недавно построенные или отреставрированные органы и карильоны в разных городах, но его суждения, на которые, возможно, повлияли финансовые интересы, несколько раз вызывали споры. Печатная музыка Бланкенбурга полностью состоит из клавишных произведений. Клавикимбель- орган для исполнения церковных псалмов в керкзангене содержит, по сути, гомофонические переложения для органа или клавесина всех псалмов и гимнов Голландской протестантской церкви. Ритм и гармония оригинальных мелодий 16-го века адаптированы под вкусы 18-го века, добавлено много украшений. Некоторым мелодиям предшествует фугальная прелюдия. "О вердуббельдской гармонии" - это небольшая книга, написанная в честь бракосочетания принца Виллема Карела Хендрика Фризо и принцессы Анны Ганноверской. В нем много маленьких, незатейливых фигурок разного вида. Некоторые из них были напечатаны на прозрачном шелке, и их можно было воспроизводить, если смотреть с любой стороны. Сборник, изданный в 1739 году под названием "Фуги, аллеманда, куранта, сарабанда, бурре, гавот, менуэты, жига и авторские пьесы клавесина", по-видимому, так и не вышел в свет, возможно, из-за смерти Бланкенбурга. Три рукописи с автографами содержат вокальные партии и пьесы для клавесина. Некоторые из них написаны самим Бланкенбургом, другие представляют собой его аранжировки вокальных отрывков из опер Генделя и Дестуша и кантаты Дж. Стерл. Остальные произведения являются анонимными или могут быть приписаны другим композиторам. Любопытный трактат Бланкенбурга "Элементы музыки" в основном представляет собой учебник по чистокровному басу, но также содержит много автобиографических замечаний. Он обвинил Франсуа Кэмпиона и Генделя в несанкционированном использовании некоторых его музыкальных идей. Одна из них была темой для фуги, и он включил в книгу свою собственную fuga obligata, основанную на ней. Он датировал свою тему 1725 годом и обвинил Генделя в том, что тот использовал ее в своих "Шести фугах, или добровольцах" (1735). Однако теперь мы знаем, что Гендель написал эти пьесы около 1720 года.
Ноты сочинений Квиринуса Гербрандсзуна ван Бланкенбурга на сайте библиотеки IMSLP