Бланкенбург, Квиринус Гербрандсзун ван
1654 - 1739

Назад

Blankenburg, Quirinus Gerbrandszoon van

  • Дата рождения: 1654
  • Место рождения: Гауда
  • Дата смерти: 12 мая 1739
  • Место смерти: Гаага

Биография

Квиринус ван Бланкенбург был голландским композитором, органистом, теоретиком и поэтом. Он был сыном Гербранта Квирейнсзона ван Бланкенбурга (около 1620–1707), органиста в Зевенбергене и Гауде. Вероятно, он получил свои первые уроки музыки от отца. Он начал свою музыкальную карьеру в раннем возрасте, работая органистом в Роттердаме (1670–1675, в Ремонстрантской церкви) и в Горкуме (1675–1679). С 1679 года в течение нескольких лет он изучал в Лейденском университете (он был зарегистрирован под именем Гидеон ван Бланкенбург). В середине 1680-х годов он поселился в Гааге, где оставался до конца своей жизни. Он был органистом Валлонской церкви с 1687 по 1702 год. В 1699 году он был назначен в "Ньиве Керк" (Новую церковь), но стал активен там только после завершения строительства нового органа в 1702 году. Из-за его преклонного возраста его ученик Франс Питон замещал его с 1720 года. Его услуги как учителя музыки были востребованы знатью Гааги: среди его учеников были Виллем Бентинк, Людвиг Фридрих, принц Вюртембергский, и, вероятно, граф Унико Виллем ван Вассенаер.

Бланкенбург считался опытным клавишником и первоклассным экспертом по карильонам и строительству органов. К его советам обратились уже в 1676 году в связи с новым карильоном, заказанным у Питера Хемони для башни церкви Синт-Янскерк в Гауде, где его отец был органистом. Он предложил включить C-диез и D-диез в самую низкую октаву, но встретил сильное сопротивление со стороны других советников и самого Хемони. Он опубликовал защиту своей позиции (трактат "О необходимости C-диез и D-диез в басовых колоколах", около 1677 года, ныне утерян). Хемони ответил трактатом "О ненужности и бесполезности C-диез и D-диез в басовых колоколах" (Делфт, 1678), но предложение Бланкенбурга в конечном итоге возобладало. Позже его приглашали испытать вновь построенные или отреставрированные органы и карильоны в различных городах, но его суждения, которые, возможно, находились под влиянием финансовых интересов, несколько раз вовлекали его в полемику.

Творчество

Напечатанные музыкальные произведения Бланкенбурга состоят в целом из пьес для клавишных инструментов. "Клавицимбальный и органный сборник реформированных псалмов и церковных песнопений" включает в себя по существу гомофонные обработки для органа или клавесина всех псалмов и гимнов Голландской протестантской церкви. Ритм и гармония оригинальных мелодий XVI века адаптированы к вкусу XVIII века, с добавлением множества украшений. Несколько обработок предваряются фугированным прелюдированием. "Удвоенная гармония" — это небольшой том, написанный в честь брака принца Виллема Карела Хендрика Фрисо и принцессы Анны Ганноверской. Он содержит ряд небольших, скромных пьес различного рода. Некоторые были напечатаны на прозрачном шелке и их можно было играть, если смотреть на них с любой стороны. Том, анонсированный в 1739 году как "Фуги, аллеманды, куранты, сарабанды, бурре, гавоты, менуэты, жиги и другие пьесы для клавесина", по-видимому, так и не появился, возможно, из-за смерти Бланкенбурга. Три автографные рукописи включают вокальные и клавесинные пьесы. Некоторые принадлежат самому Бланкенбургу, другие являются его аранжировками вокальных отрывков из опер Генделя и Детуша, а также из кантаты И.Г.К. Штерля. Остальные пьесы анонимны или могут быть приписаны другим композиторам. Любопытный трактат Бланкенбурга "Элементы музыки" является главным образом учебником по генерал-басу, но также включает множество автобиографических замечаний. Он обвинял Франсуа Кампьона и Генделя в несанкционированном использовании некоторых его музыкальных идей. Одной из них была тема для фуги, и он включил в книгу свою собственную "облигатную фугу", основанную на ней. Он датировал свою тему 1725 годом и обвинял Генделя в использовании ее в его "Шести фугах или вольных пьесах" (1735). Однако теперь нам известно, что Гендель написал эти пьесы около 1720 года.

Произведения

Клавирные сборники

  • "Клавицимбальный и органный сборник реформированных псалмов и церковных песнопений" ("Clavicimbel- en orgelboek der Gereformeerde Psalmen en kerkzangen") (1732)
  • "Удвоенная гармония" ("De verdubbelde harmony") (1734)

Теоретические труды

  • "Элементы музыки, или Новый и ясный метод для обучения генерал-басу" ("Elementa musica, of Nieuw licht tot het leeren van de generaal bas") (1739)

Отдельные сочинения

  • "Облигатная фуга" ("Fuga obligata")
  • "Апология женщин" ("L'apologie des femmes") для одного голоса, двух скрипок и бассо континуо
  • "Прелюдия" для клавира
  • "Новая ария" для одного голоса и бассо континуо
  • "Марш" для клавира
  • "Две арии для двух труб" для клавира

Обработки и аранжировки

  • 2 арии из оперы "Ринальдо" Г.Ф. Генделя
  • Ария из оперы "Иссе" А. Детуша
  • "Немецкие арии" из кантаты И.Г.К. Штерля

Ноты сочинений Квиринуса Гербрандсзуна ван Бланкенбурга на сайте библиотеки IMSLP