Бланшар, Антуан-Эспри
1696 - 1770

Назад

Blanchard, Antoine-Esprit

  • Дата рождения: 28 февраля 1696
  • Место рождения: Перн-ле-Фонтен
  • Дата смерти: 10 апреля 1770
  • Место смерти: Версаль

Биография

Антуан Бланшар был французским композитором. Сын врача, он вступил в хоровую школу при соборе Святого Спасителя в Экс-ан-Провансе в возрасте восьми лет. Его учителем был Пуатевен, который также преподавал Жилю, Кампра и Пеллерену. Он был уволен в 1715 году, а в 1717 году был назначен капельмейстером церкви Святого Виктора в Марселе. В период между 1720 и 1721 годами он провел несколько месяцев в соборе Тулона, а в 1732 году стал капельмейстером собора Безансона, где у него брал уроки Руссо. В это время он был связан с "Духовным концертом" (фр. Concert Spirituel), где его мотет "Воспойте Господу… ибо дивны дела Его" был исполнен в 1732 году. 31 марта 1734 года он был назначен в собор Амьена, поддерживая связи с Парижем. Согласно Джиберти, мотет "Хвалите Господа, ибо благ" был исполнен перед королем в 1737 году, благодаря дружбе с Кампра, с которым Бланшар познакомился в период 1714–1716 годов, когда Кампра был директором "Академии музыки" в Марселе. В июне 1738 года он сменил Николя Бернье на посту одного из четырех помощников капельмейстера "Королевской капеллы" в Версале (фр. Chapelle Royale), должность, которую он занимал до своей смерти. После смерти Кампра Бланшар стал учителем пажей королевских покоев, а после смерти Мадена он обучал пажей капеллы, но в 1754 году он продал эту должность, отказался от духовного сана и женился на Мадлен Жовле, которая родила ему двух сыновей. В 1742 году ему было пожаловано приорство близ Сен-Мало и доходы от аббатства. Реорганизация королевской музыки в 1761 году привела к изменению его титула с помощника капельмейстера на капельмейстера, пост которым он делил с аббатом Гозаргом. В 1764 году он был возведен в дворянство и награжден Большой лентой Ордена Святого Михаила, которая освободилась после смерти Рамо. Он был одним из судей, выбравших Жиру двукратным победителем конкурса, организованного директорами "Духовного концерта" в 1767 году. Последнее зафиксированное публичное выступление Бланшара состоялось в 1768 году, когда он дирижировал своим "Из глубины" на похоронах королевы Марии Лещинской. Тремя годами ранее он выбрал Жана-Антуана Матье, скрипача оркестра королевской капеллы, своим преемником. Существует гравюра с изображением Бланшара работы Огюстена де Сент-Обена, сделанная с оригинала Шарля-Никола Кошена.

Творчество

При жизни Бланшар считался одним из лучших композиторов церковной музыки. Его мотеты для большого хора, составляющие основную часть его творчества, были написаны для "Королевской капеллы" и "Консер Спиритюэль". Стиль музыки отражает эволюцию французского стиля во времена правления Людовика XV. Его ранние работы организованы по тем же принципам, что и произведения Лаланда и Кампры, и они раскрывают мелодическое своеобразие, острый гармонический слух и уважение к полифонии. Работы, написанные в первые годы в Версале, трактуют тексты псалмов как либретто, с поэтическим смыслом, выраженным в музыке, и гибкостью французского мелодического письма в речитативах и дуэтах. Большой хор из пяти голосов иногда противопоставляется малому хору из трех голосов; внутри каждого хора присутствует контрапунктический интерес, с случайным использованием тем григорианского хорала в качестве cantus firmi. Радостные тексты передаются через быстрые движения, провансальские темы и танцевальные ритмы, а некоторые написаны в форме рондо с гемиолами в конце фраз (например, "Восклицайте Господу", 1743). Использование арпеджио и быстрой смены позиций для скрипок ("Благословлю Господа"), а также скрипичные контуры некоторых вокальных мелодий показывают влияние итальянской симфонии. Поздние мотеты демонстрируют чувствительность Бланшара к новому стилю и его внимание к оркестровому колориту: он использовал валторну во второй версии "Блаженны все", кларнет в "Благословлю Господа" и пиццикато в "Воспойте Господу… хвала Ему". После 1760 года многие части отражают структуру сонатной формы, с особым использованием субдоминанты и выразительным использованием динамики, с разнообразными струнными фактурами, типичными для идиомы конца XVIII века.

Произведения

Духовные мотеты

  • "Воспойте Господу… ибо дивны дела Его" ("Cantate Domino … quia mirabilia") (1732)
  • "Хвалите Господа, ибо благ" ("Laudate Dominum quoniam bonus") (1734)
  • "Хвали, Иерусалим, Господа" ("Lauda Jerusalem") (1736)
  • "Придите, воспоем Господу" ("Venite exultemus") (1737)
  • "Воспойте Господу… возвещайте" ("Cantate Domino … annuntiate") (1738)
  • "Боже, Боже мой" ("Deus, Deus meus") (1738)
  • "Возрадовался я" ("Laetatus sum") (1738)
  • "Хвалите, отроцы, Господа" ("Laudate pueri Dominum") (1738)
  • "Готово сердце мое" ("Paratum cor meum") (1738)
  • "Боже, именем Твоим" ("Deus in nomine tuo") (1739)
  • "Господи, силою Твоею" ("Domine in virtute tua") (1739)
  • "Вознесу Тебя" ("Exaltabo te") (1739)
  • "Восклицайте Господу" ("Jubilate Deo") (1739)
  • "Хвалите Господа, все народы" ("Laudate Dominum omnes gentes") (1739)
  • "Из глубины" ("De profundis") (1740)
  • "Блажен муж" ("Beatus vir") (1741)
  • "Благослови, душа моя, Господа" ("Benedic anima mea") (1741)
  • "Величит душа Моя Господа" ("Magnificat") (1741)
  • "Если Господь не созиждет дома" ("Nisi Dominus") (1741)
  • "Сохрани меня, Господи" ("Conserva me, Domine") (1742)
  • "Восклицайте Господу" ("Jubilate Deo") (1743)
  • "Часто враждовали со мною" ("Saepe expugnaverunt me") (1743)
  • "Буду восхвалять Тебя" ("Confitebor tibi") (1744)
  • "Тебя, Бога, хвалим" ("Te Deum") (1744)
  • "Боже, Ты, научающий руки мои" ("Deus, qui doces manus meas") (1745)
  • "Царица небесная" ("Regina Coeli") (1745)
  • "Блаженны все" ("Beati omnes") (1746)
  • "Будь милостив к нам, Боже" ("Deus misereatur nostri") (1746)
  • "Не ревнуй злодеям" ("Noli aemulari") (1746)
  • "Боже, в помощь мою вонми" ("Deus in adjutorium meum") (1748)
  • "Когда Израиль вышел из Египта" ("In exitu Israël") (1749)
  • "О сыны и дщери" ("O filii et filiae") (1749)
  • "Приклони, Господи" ("Inclina Domine") (1753)
  • "Господь — просвещение мое" ("Dominus illuminatio mea") (1754)
  • "Благословлю Господа" ("Benedicam Dominum") (1757)
  • "Воспойте Господу… хвала Ему" ("Cantate Domino … laus ejus") (1757)
  • "Жду, я ждал Господа" ("Expectans, expectavi") (1760)
  • "Милости Господни" ("Misericordias Domini") (1762)
  • "Благо есть славить Господа" ("Bonum est confiteri") (1765)
  • "Спаси меня, Господи" ("Salvum me fac Domine") (1765)
  • "Церковные песнопения в виде концертов" ("Chants de l’Eglise en concertos") (24 рождественские песни, аранжировка для оркестра) (1755)

Ноты сочинений Антуана-Эспри Бланшара на сайте библиотеки IMSLP