Бланшар, Антуан-Эспри
1696 - 1770
Назад
Blanchard, Antoine-Esprit
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антуан Бланшар был французским композитором. Сын врача, он вступил в хоровую школу при соборе Святого Спасителя в Экс-ан-Провансе в возрасте восьми лет. Его учителем был Пуатевен, который также преподавал Жилю, Кампра и Пеллерену. Он был уволен в 1715 году, а в 1717 году был назначен капельмейстером церкви Святого Виктора в Марселе. В период между 1720 и 1721 годами он провел несколько месяцев в соборе Тулона, а в 1732 году стал капельмейстером собора Безансона, где у него брал уроки Руссо. В это время он был связан с "Духовным концертом" (фр. Concert Spirituel), где его мотет "Воспойте Господу… ибо дивны дела Его" был исполнен в 1732 году. 31 марта 1734 года он был назначен в собор Амьена, поддерживая связи с Парижем. Согласно Джиберти, мотет "Хвалите Господа, ибо благ" был исполнен перед королем в 1737 году, благодаря дружбе с Кампра, с которым Бланшар познакомился в период 1714–1716 годов, когда Кампра был директором "Академии музыки" в Марселе. В июне 1738 года он сменил Николя Бернье на посту одного из четырех помощников капельмейстера "Королевской капеллы" в Версале (фр. Chapelle Royale), должность, которую он занимал до своей смерти. После смерти Кампра Бланшар стал учителем пажей королевских покоев, а после смерти Мадена он обучал пажей капеллы, но в 1754 году он продал эту должность, отказался от духовного сана и женился на Мадлен Жовле, которая родила ему двух сыновей. В 1742 году ему было пожаловано приорство близ Сен-Мало и доходы от аббатства. Реорганизация королевской музыки в 1761 году привела к изменению его титула с помощника капельмейстера на капельмейстера, пост которым он делил с аббатом Гозаргом. В 1764 году он был возведен в дворянство и награжден Большой лентой Ордена Святого Михаила, которая освободилась после смерти Рамо. Он был одним из судей, выбравших Жиру двукратным победителем конкурса, организованного директорами "Духовного концерта" в 1767 году. Последнее зафиксированное публичное выступление Бланшара состоялось в 1768 году, когда он дирижировал своим "Из глубины" на похоронах королевы Марии Лещинской. Тремя годами ранее он выбрал Жана-Антуана Матье, скрипача оркестра королевской капеллы, своим преемником. Существует гравюра с изображением Бланшара работы Огюстена де Сент-Обена, сделанная с оригинала Шарля-Никола Кошена.
При жизни Бланшар считался одним из лучших композиторов церковной музыки. Его мотеты для большого хора, составляющие основную часть его творчества, были написаны для "Королевской капеллы" и "Консер Спиритюэль". Стиль музыки отражает эволюцию французского стиля во времена правления Людовика XV. Его ранние работы организованы по тем же принципам, что и произведения Лаланда и Кампры, и они раскрывают мелодическое своеобразие, острый гармонический слух и уважение к полифонии. Работы, написанные в первые годы в Версале, трактуют тексты псалмов как либретто, с поэтическим смыслом, выраженным в музыке, и гибкостью французского мелодического письма в речитативах и дуэтах. Большой хор из пяти голосов иногда противопоставляется малому хору из трех голосов; внутри каждого хора присутствует контрапунктический интерес, с случайным использованием тем григорианского хорала в качестве cantus firmi. Радостные тексты передаются через быстрые движения, провансальские темы и танцевальные ритмы, а некоторые написаны в форме рондо с гемиолами в конце фраз (например, "Восклицайте Господу", 1743). Использование арпеджио и быстрой смены позиций для скрипок ("Благословлю Господа"), а также скрипичные контуры некоторых вокальных мелодий показывают влияние итальянской симфонии. Поздние мотеты демонстрируют чувствительность Бланшара к новому стилю и его внимание к оркестровому колориту: он использовал валторну во второй версии "Блаженны все", кларнет в "Благословлю Господа" и пиццикато в "Воспойте Господу… хвала Ему". После 1760 года многие части отражают структуру сонатной формы, с особым использованием субдоминанты и выразительным использованием динамики, с разнообразными струнными фактурами, типичными для идиомы конца XVIII века.
Духовные мотеты
Ноты сочинений Антуана-Эспри Бланшара на сайте библиотеки IMSLP