Бланшар, Антуан-Эспри
1696 - 1770
Назад
Антуан-Эспри Бланшар (Antoine-Esprit Blanchard) - Французский композитор
Родился 28 февраля 1696 года, Перн-ле-Фонтен - умер 10 апреля 1770 года, Версаль.
Сын врача, он в возрасте восьми лет поступил в хоровую школу при соборе Сен-Совер в Экс-ан-Провансе. Его учителем был Пуатевен, который также преподавал Жилю, Кампре и Пеллегрину. В 1715 году он был уволен в отставку, а в 1717 году был назначен мэтром музыки в Сен-Викторе, Марсель. Между 1720 и 1721 годами он провел несколько месяцев в Тулонском соборе, а в 1732 году стал мэтром музыки в Безансонском соборе, где Руссо брал у него уроки. В это время он был связан с концертом "Спиричуэл", где в 1732 году был исполнен его мотет "Кантата домино" … "кья мирабилиа". 31 марта 1734 года он был назначен в кафедральный собор Амьена, сохраняя при этом связь с Парижем. По словам Гиберти, мотет "Laudate Dominum quoniam bonus" был исполнен перед королем в 1737 году "благодаря дружбе Кампры", с которым Бланшар познакомился в 1714-16 годах, когда Кампра был директором Музыкальной академии в Марселе. В июне 1738 года он сменил Николя Бернье на посту одного из четырех су-мэтров Королевской часовни в Версале (другими были Жерве, Кампра и Маден), этот пост он занимал до своей смерти. После смерти Кампры Бланшар стал метрдотелем придворных пажей, а после смерти Мадена преподавал в пажеском корпусе часовни, но в 1754 году он продал эту должность, отказавшись от должности священника, и женился на Магдалине Жовле, которая родила ему двух сыновей. В 1742 году ему был пожалован монастырь близ Сен-Мало и доходы от аббатства. Реорганизация королевской музыки в 1761 году привела к тому, что его должность была изменена с должности помощника мэтра на должность мэтра часовни, которую он делил с аббатом Газаргом. В 1764 году он был возведен в дворянское достоинство и награжден орденом Святого Мишеля, который оставался вакантным после смерти Рамо. Он был одним из судей, которые выбрали Жиру двукратным победителем конкурса, проведенного директорами концертного зала "Спиритуал" в 1767 году. Последнее публичное выступление Бланшара было зафиксировано в 1768 году, когда он дирижировал "De profundis" на похоронах королевы Марии Лещинской. Тремя годами ранее он выбрал своим преемником Ж.-А. Матье (1734-1811), скрипача из оркестра королевской капеллы. Существует гравюра с изображением Бланшара, выполненная Огюстеном де Сент-Обеном в честь Шарля-Николя Кошена. При жизни Бланшар считался одним из лучших композиторов церковной музыки. Его песнопения "для большого хора", составляющие основную часть его творчества, были написаны для Королевской часовни и концерта "Спиричуэл". Стиль музыки отражает эволюцию французского стиля во времена правления Людовика XV. Его ранние произведения построены в том же духе, что и произведения Лаланда и Кампра, и демонстрируют оригинальность мелодии, острое чувство гармонии и уважение к полифонии. В произведениях, написанных в первые годы учебы в Версале, тексты псалмов трактуются как либретто, в музыке выражен поэтический смысл, а в отрывках и дуэтах - гибкость французского мелодического письма. Большой хор с пятью голосами иногда противопоставляется малому хору с тремя голосами; в каждом хоре есть контрапунктический интерес, иногда в качестве основной песни используются простые темы. Радостные тексты передаются с помощью быстрых движений, провансальских тем и танцевальных ритмов, а некоторые из них написаны в форме рондо с полуфразами на концах фраз (например, "Ликование Божие", 1743). Использование арпеджио и быстрая смена позиции скрипок (Benedicam Dominum), а также скрипичные контуры некоторых вокальных мелодий свидетельствуют о влиянии итальянской симфонии. Поздние мотеты демонстрируют чувствительность Бланшара к новому стилю и его заботу об оркестровом колорите: он использовал валторну во второй версии Beati omnes, кларнет в Benedicam Dominum и пиццикато в кантате Domino ... laus ejus. После 1760 года многие части отражают рамки сонатной формы, с особым использованием субдоминант и выразительной динамики, с разнообразными струнными текстурами, типичными для стиля конца XVIII века.
Ноты сочинений Антуана-Эспри Бланшара на сайте библиотеки IMSLP