Бленвиль, Шарль Анри де
1711 - 1769

Назад

Blainville, Charles Henri de

  • Дата рождения: 1711 год
  • Место рождения: близ Тура, Франция
  • Дата смерти: 1769 год
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Шарль Анри де Бленвиль был французским теоретиком, композитором и виолончелистом. Маркиза де Виллерой в течение некоторого времени была его ученицей и покровительницей. Он претендовал на открытие третьего лада ("смешанного лада") между мажором и минором, и его теории вызвали полемику и критику (со стороны Дакена, Ла Борда и других); после исполнения его симфонии во вновь открытом третьем ладу, 30 мая 1751 года, Руссо опубликовал сочувственный комментарий в "Меркюр де Франс", и сам Бленвиль ответил на возражения, такие как возражения Жана Адриена Серра.

Творчество

В своем "Духе искусства музыки" он обсуждал аспекты вокальной композиции и исполнения: речитатив, ариетту, голос, аккомпанемент и экспрессию. Его последний теоретический труд, "Всеобщая и филологическая история", имеет заключительный раздел о гармонической теории, в котором он попытался продемонстрировать, что метод "контрапункта" (Корелли, Люлли и Кампра) предпочтительнее метода "основного баса" (Рамо), приводя примеры из "Лирических талантов" Рамо, где Бленвиль нашел "смесь причудливости и каприза с истинной красотой".

Среди его сочинений, исполнявшихся на "Духовном концерте" (фр. Concert Spirituel), была "Ода Руссо", спетая господином Желеном. Он также играл на виолончели на "Духовном концерте", но ни его выступления, ни его сочинения не имели выдающегося успеха. Его наследие в большей степени связано с теоретическими работами и участием в музыкально-эстетических дискуссиях эпохи Просвещения, чем с композиторскими достижениями.

Шарль Анри де Бленвиль представляет собой типичную фигуру французского музыканта эпохи Просвещения, чья деятельность была разделена между композицией, исполнением и теоретическими изысканиями. Его главная известность связана с его спорной теорией о "смешанном ладе", которая, несмотря на поддержку Руссо, была в целом отвергнута современниками. Как композитор он работал в популярных малых формах своего времени, таких как кантатильи и романсы, а также писал духовную музыку. Его инструментальные произведения, включая сонаты и симфонии, следуют современным ему галантным и доклассическим стилям. Его теоретические работы отражают напряженность в музыкальной мысли середины XVIII века, в частности, полемику между приверженцами традиционного контрапунктического мышления и новаторской теории Рамо, причем Бленвиль занимал консервативную позицию. Его карьера, отмеченная покровительством аристократии, но лишь умеренным успехом у публики, иллюстрирует сложность положения музыканта в предреволюционной Франции.

Произведения

Вокальные сочинения

  • Кантатильи для одного голоса с аккомпанементом: "Любовная досада", "Ифиза", "Потерянный чиж", "Бесполезные жалобы" (1757), "Венера отомщена" (1758)
  • Песни, опубликованные в "Меркюр де Франс" (1752–1754)
  • "Вторые уроки Теней" (1759)
  • "Первый сборник романсов и ариетт" для одного голоса, скрипки или флейты и бассо континуо (1769)
  • "Первый сборник лирических развлечений" (1771), утерян
  • "Букет госпоже маркизе де Виллерой" для сопрано, тенора, баса, хора и оркестра, 1751 год

Утерянные вокальные сочинения

  • Кантатильи: "Взятие Берг-оп-Зома" (1751), "Соловей" (1751), "Мюзет" (1751), "Счастливая неожиданность" (1758), "Букет Эгле"
  • "Тесей" (опера); "Мидас", пьеса для театра коллежа иезуитов в Париже, 1753; "Ода Руссо", исполнена на "Духовном концерте", март 1757
  • "Царица небесная", мотет, 1760; "Сказал Господь", 1765; "Исповедуюсь Тебе, Господи", мотет для большого хора, 1765

Инструментальные сочинения

  • "Шесть сонат" для двух скрипок или флейт и бассо континуо, сочинение 1 (до 1740)
  • "Большие концерты" (около 1740) [аранжировка сочинения 1 Дж. Тартини]
  • "Шесть симфоний" для двух скрипок/флейт/гобоев, альта, фагота/виолончели и бассо континуо, сочинение 2 (около 1751)
  • "Симфония в смешанном ладу" (1751)
  • "Первая книга из [6] сонат для дисканта виолы и бассо континуо" (около 1753)
  • "Вторая книга из [6] сонат" для двух виолончелей (1753), утеряна
  • Менуэт, опубликован в "Журнале музыки" (1777)
  • Симфония № 6, рукопись
  • Пятая соната в квартете, рукопись
  • Симфония-двойной квартет, 1741, утеряна

Теоретические труды

  • "Опыт о третьем ладе" (Париж, 1751)
  • "Дух искусства музыки, или Размышления о музыке и ее различных частях" (Женева, 1754)
  • "Теоретико-практическая гармония, разделенная на шесть частей" (Париж, 1766)
  • "Всеобщая, критическая и филологическая история музыки" (Париж, 1767)
  • "Сокращение всех различных систем музыки от происхождения сего искусства до настоящего времени", рукопись, утеряна

Ноты сочинений Шарля Анри де Бленвиля на сайте библиотеки IMSLP