Бленвиль, Шарль Анри де
1711 - 1769
Назад
Blainville, Charles Henri de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Шарль Анри де Бленвиль был французским теоретиком, композитором и виолончелистом. Маркиза де Виллерой в течение некоторого времени была его ученицей и покровительницей. Он претендовал на открытие третьего лада ("смешанного лада") между мажором и минором, и его теории вызвали полемику и критику (со стороны Дакена, Ла Борда и других); после исполнения его симфонии во вновь открытом третьем ладу, 30 мая 1751 года, Руссо опубликовал сочувственный комментарий в "Меркюр де Франс", и сам Бленвиль ответил на возражения, такие как возражения Жана Адриена Серра.
В своем "Духе искусства музыки" он обсуждал аспекты вокальной композиции и исполнения: речитатив, ариетту, голос, аккомпанемент и экспрессию. Его последний теоретический труд, "Всеобщая и филологическая история", имеет заключительный раздел о гармонической теории, в котором он попытался продемонстрировать, что метод "контрапункта" (Корелли, Люлли и Кампра) предпочтительнее метода "основного баса" (Рамо), приводя примеры из "Лирических талантов" Рамо, где Бленвиль нашел "смесь причудливости и каприза с истинной красотой".
Среди его сочинений, исполнявшихся на "Духовном концерте" (фр. Concert Spirituel), была "Ода Руссо", спетая господином Желеном. Он также играл на виолончели на "Духовном концерте", но ни его выступления, ни его сочинения не имели выдающегося успеха. Его наследие в большей степени связано с теоретическими работами и участием в музыкально-эстетических дискуссиях эпохи Просвещения, чем с композиторскими достижениями.
Шарль Анри де Бленвиль представляет собой типичную фигуру французского музыканта эпохи Просвещения, чья деятельность была разделена между композицией, исполнением и теоретическими изысканиями. Его главная известность связана с его спорной теорией о "смешанном ладе", которая, несмотря на поддержку Руссо, была в целом отвергнута современниками. Как композитор он работал в популярных малых формах своего времени, таких как кантатильи и романсы, а также писал духовную музыку. Его инструментальные произведения, включая сонаты и симфонии, следуют современным ему галантным и доклассическим стилям. Его теоретические работы отражают напряженность в музыкальной мысли середины XVIII века, в частности, полемику между приверженцами традиционного контрапунктического мышления и новаторской теории Рамо, причем Бленвиль занимал консервативную позицию. Его карьера, отмеченная покровительством аристократии, но лишь умеренным успехом у публики, иллюстрирует сложность положения музыканта в предреволюционной Франции.
Вокальные сочинения
Утерянные вокальные сочинения
Инструментальные сочинения
Теоретические труды
Ноты сочинений Шарля Анри де Бленвиля на сайте библиотеки IMSLP