Блэкхолл, Эндрю
1535 или 1536 - 1609

Назад

Эндрю Блэкхолл (Andrew Blackhall) - Шотландский композитор

Родился в 1535 или 1536 году - умер 31 января 1609 года. 

Первоначально он был каноником аббатства Холирудхаус в Эдинбурге, но после Реформации был назначен "проповедником слова Божьего" в ряд приходов поблизости: сначала в 1564 году в Либертон, затем в 1567 году в Ормистон в приходе Далкейт. Примерно в это же время он написал по крайней мере одну песнь в стиле аккордов ("О Господь, от которого я завишу") для важной антологии, составленной Томасом Вудом. В 1569 году Блэкхолл сочинил более амбициозную пьесу "Гимн милосердия и суда", которая стала пятиголосным переложением метрической версии псалма 101. В тот год велись приготовления к воспитанию малолетнего короля и формированию его королевского двора. Гимн Блэкхолла, состоящее из двух частей расширенное произведение, в котором много подражаний, отчасти в английском стиле позднего Ренессанса, возможно, было попыткой добиться королевской благосклонности со стороны композитора. В 1574 году Блэкхолл был назначен священником приходской церкви Инвереска в Массельбурге. В следующем году был заказан еще один гимн – пятиголосная метрическая версия псалма 128 "Благословен ты" для свадьбы в благородных семьях Мар и Ангус, которые были активно вовлечены в политическую жизнь во времена детства короля Якова VI. Свадебный гимн Блэкхолла исполняется в одной непрерывной части, с эффектной имитацией, хотя, возможно, ему не хватает ритмической выразительности. В предисловии к изданной в 1635 году "псалтири" Эдварда Миллара утверждается, что Блэкхолл составил "набор" аранжировок псалмов, хотя до наших дней дошли лишь очень немногие из них. В антологии Вуда записаны три аккордовые настройки, а одна имитационная настройка (псалом 137 "в отчетах") идентифицирована в источнике 17-го века. Еще два псалма в отчетах (6 и 18) имеют все черты стиля Блэкхолла и вполне могут быть его произведением. Все они, вероятно, относятся примерно к этому периоду. В 1578 году Блэкхолл получил важное поручение от лорда Мортона сделать переложение 43 псалма. Джеймс, 4–й граф Мортон и регент в течение последних шести лет, защищал дело покойного Дарнли и малолетнего принца в 1567 году, когда под знаменем, украшенным словами того самого псалма "Суди и отмсти за мое дело, Господи", он разгромил Марию, королеву Шотландскую в Карберри-Хилле. Однако к 1578 году его враги стали связывать его имя со смертью Дарнли; похоже, что он прибегнул как к музыкальным, так и к политическим средствам, чтобы восстановить свое доброе имя в глазах молодого короля – мера, красноречиво подчеркнутая Блэкхоллом, когда он выбрал песню равнин Miserere в качестве cantus firmus в этой композиции. В конце концов Мортона обвинили в соучастии в убийстве Дарнли и казнили в 1581 году. В 1580-х годах Яков VI начал стильно обустраивать двор и собрал группу выдающихся поэтов и музыкантов, известную как Кастальский оркестр. По крайней мере, одна часть песни Блэкхолла относится к этому периоду: "Bankis of Helicon", прекрасное аккордовое оформление популярной во всем мире мелодии "Девять муз", а также несколько прекрасных стихотворений шотландского поэта Александра Монтгомери (в том числе "Cherrie", "Slae" и "Adeu O desie из Делита"). В 1582 году король Джеймс назначил пенсию “мистеру Андро Блэкхоллу, министру, члену монастырского братства аббатства Халирудхаус”. Другие произведения Блэкхолла, возможно, сохранились во множестве анонимных и фрагментарных записей в шотландских источниках конца XVI - начала XVII веков, например, изолированная басовая часть "Анны вени", возможно, написанная для коронации Анны Датской в 1590 году; и есть некоторые свидетельства, позволяющие приписать ему редактуру, если это не частичная композиция из двенадцати распространенных мелодий, которые впервые появились как группа в псалтири 1615 года, изданной в Эдинбурге. Блэкхолл упоминается в церковных записях с 1590-х годов по 1608 год и, согласно надписи в церкви Инвереска, умер в 1609 году “в возрасте 73 лет”.