Биркенсток, Иоганн Адам
1687 - 1733

Назад

Birkenstock, Johann Adam

  • Дата рождения: 19 февраля 1687 года
  • Место рождения: Альсфельд, Гессен
  • Дата смерти: 26 февраля 1733 года
  • Место смерти: Айзенах

Биография

Иоганн Адам Биркенсток был немецким скрипачом и композитором. В 1700 году его семья переехала в Кассель, где он пять лет изучал музыку у итальянского капельмейстера Руджеро Федели. Впечатленный его успехами, ландграф отправил его в Берлин для обучения у Волюмье. После года в Берлине Биркенсток провел год в Байройте в качестве ученика Фиорелли. Затем он отправился в Париж в 1708 году, чтобы совершенствовать свою скрипичную технику под руководством Франсуа Дюваля. В следующем году он стал членом придворного оркестра в Касселе, а в 1721 году был повышен до должности первой скрипки. В течение 1722 года он предпринял концертное турне, проведя семь месяцев в Амстердаме, где были опубликованы его первые скрипичные сонаты. Находясь в Голландии, Биркенсток отказался от выгодного назначения в учреждении короля Португалии. Вернувшись в Кассель, он впоследствии (1725) был назначен концертмейстером с жалованием в 200 талеров и натуральными дарами. После смерти ландграфа в 1730 году Биркенсток переехал в Айзенах в качестве придворного капельмейстера, должность, которую он занимал до конца своей жизни.

Творчество

Биркенсток считался в свое время одним из ведущих скрипачей Германии. Он также был широко уважаем как композитор инструментальной музыки. Хотя его основными издателями были Роджер и Ле Сен из Амстердама, некоторые его сочинения появились в Англии и, по-видимому, пользовались значительным успехом: издание Джона Уолша его сочинения 1 переиздавалось несколько раз между 1727 и 1746 годами. Эти сонаты все состоят из четырех или более частей. Основной план — это план церковной сонаты с ее чередующимися медленными и быстрыми частями, но Биркенсток также вводит в эту структуру различные танцы (аллеманда, сарабанда, жига). Контрапунктические части (например, Алла бреве из номер 1) включены наряду с танцами более легкого характера. Стилистически музыка прочно укоренена в барокковых традициях: арии и сарабанды иногда напоминают аналогичные генделевские части, в то время как тематический материал жиг и качество скрипичного письма в частях аллегро показывают влияние Корелли. Сонаты не предъявляют чрезмерных технических требований, но хорошо написаны для скрипки. Виртуозные пассажи и идиоматические пассажи двойных нот обычны в частях аллегро. Обучение Биркенстока во французской школе очевидно в таких частях, как "Рондо" из четвертой сонаты.

Неясно, сколько именно сонат Биркенстока было опубликовано. Сборник сочинение 1 появился в 1722 году, но Иоганн Готфрид Вальтер также упомянул другой сборник из двенадцати сонат для скрипки соло и континуо вместе с двенадцатью концертами для четырех облигатных скрипок, альта, виолончели и бассо континуо, которые Биркенсток отправил в Амстердам для печати в 1730 году. Однако нет никаких записей об этих работах в каталогах, выпущенных Роджером и Ле Сеном, и упомянутые концерты были приписаны Перголези, Риччотти и Унико Вильгельму ван Вассенаеру.

Произведения

Оркестровые произведения

  • "Симфония" ("Sinfonia") ре мажор

Камерная музыка

  • "Двенадцать сонат" ("XII Sonate"), сочинение 1, для скрипки и виолончели/бассо континуо
  • "Шесть сонат" ("6 Sonatas") для двух скрипок и бассо континуо (клавесин/басовая виола)

Ноты сочинений Иоганна Адама Биркенстока на сайте библиотеки IMSLP