Биркеншток, Иоганн Адам
1687 - 1733
Назад
Иоганн Адам Биркеншток (Johann Adam Birkenstock) - Немецкий скрипач и композитор
Родился 19 февраля 1687 года, Альсфельд, Гессен - умер 26 февраля 1733 года, Эйзенах.
В 1700 году его семья переехала в Кассель, где он в течение пяти лет изучал музыку у итальянского капельмейстера Руджеро Федели. Впечатленный его успехами, ландграф отправил его в Берлин учиться к Волумье. Проведя год в Берлине, Биркеншток провел год в Байройте в качестве ученика Фиорелли. Затем, в 1708 году, он отправился в Париж, чтобы совершенствовать свою технику игры на скрипке под руководством Франсуа Дюваля. В следующем году он стал участником придворного оркестра в Касселе, а в 1721 году был назначен на должность первой скрипки. В 1722 году он совершил концертное турне, проведя семь месяцев в Амстердаме, где были опубликованы его первые скрипичные сонаты. Находясь в Голландии, Биркеншток отказался от выгодной должности в заведении короля Португалии. Вернувшись в Кассель, он был впоследствии (в 1725 году) назначен концертмейстером с жалованьем в 200 талеров и подарками натурой. После смерти ландграфа в 1730 году Биркеншток переехал в Айзенах в качестве гофкапельмейстера и занимал эту должность до конца своей жизни. Биркеншток в свое время считался одним из ведущих скрипачей Германии. Он также пользовался большим уважением как композитор инструментальной музыки. Хотя его основными издателями были Roger & Le Cène из Амстердама, некоторые из его сочинений появились в Англии и, похоже, пользовались значительным успехом: сборник соч.1 Джона Уолша переиздавался несколько раз в период с 1727 по 1746 год. Все эти сонаты состоят из четырех или более частей. Основной план - это соната да кьеза с чередованием медленных и быстрых движений, но Биркеншток также вводит в нее различные танцы (аллеманду, сарабанду, жигу). Контрапунктические движения включаются наряду с танцами более легкого характера. Стилистически музыка прочно укоренилась в традициях барокко: арии и сарабанды иногда напоминают аналогичные движения Генделя, в то время как тематический материал джиг и качество игры струнных в аллегро-партиях свидетельствуют о влиянии Корелли. Сонаты не предъявляют чрезмерных технических требований, но хорошо написаны для скрипки. Виртуозные партии и идиоматические пассажи с двойной остановкой часто встречаются в частях allegro. Обучение Биркенстока французской школе заметно в таких частях, как "Рондо" из четвертой сонаты. Неясно, сколько сонат Биркенстока было опубликовано. Сборник соч.1 появился в 1722 году, но Й.Г. Вальтер также упоминал другой сборник XII. соната для скрипки соло и непрерывно вместе с XII. концерты для 4 скрипок, альта, виолончели и непрерывного баса, которые Биркеншток отправил в Амстердам для печати в 1730 году. Однако в каталогах, изданных Roger & Le Cène, нет упоминаний об этих произведениях, а упомянутые концерты по-разному приписываются Перголези, Риччотти и Унико Вильгельму ван Вассенеру.
Ноты сочинений Иоганна Адама Биркенштока на сайте библиотеки IMSLP