Бирченша, Джон
начало 17 века - 1681
Назад
Джон Бирченша (John Birchensha) - Английский теоретик, композитор и педагог
Родился в начале 17 века - умер 14 мая 1681 года, Лондон (?).
По-видимому, он был младшим сыном сэра Ральфа Бирченши, который в 1598 году был отправлен в Ирландию в качестве контролера сборов и чеков. Согласно Энтони Вуду, он жил в Ирландии с графом Килдэром, пока восстание 1641 года не вынудило его уехать из Дублина в Лондон. В "Музыкальном банкете" (1651) он упоминается в числе преподавателей скрипки, действовавших в Лондоне; но именно как преподаватель основ композиции он сделал себе имя. Он хвастался, что с помощью его правил "не только те, кто искусно умеет петь или играть на каком-нибудь инструменте, могут научиться сочинять музыку, но и те, кто не умеет ни петь, ни играть" (письмо Королевскому обществу, 26 апреля 1664 года), и утверждал в печатном проспекте к своему трактату "Синтагма" музыка, с помощью которой новичок мог бы в течение двух месяцев “(изящно и со всем изяществом музыки) сочинить две части; через три месяца - три части; и так далее до семи частей’. Вуд упомянул опубликованный сборник правил и указаний Плейна по составлению музыки по частям, который, по-видимому, не сохранился, но рукопись в Британской библиотеке содержит примечания к 6 правилам композиции мистера Бирченши и его дополнения к ним - справа налево Уильям лорд виконт Брункер, частично с автографом, частично рукой Сайласа Тейлора; другая рукопись “Правил композиции” принадлежала в 1695 году Уильяму Корбетту. Тейлор был восторженным последователем ”пути мистера Берченши", который, по словам Пеписа (10 июня 1664 года), он “чрезвычайно превозносит”. В начале 1662 года Пепис взял курс уроков у Бирченши, который обошелся ему в 5 фунтов стерлингов; он закончился "безрезультатно" после того, как Пепис раскритиковал его правила, которые, тем не менее, он признал “лучшими, на мой взгляд, из когда-либо созданных”. Другим учеником был Томас Сэлмон, по рекомендации Мэтью Локка; впоследствии Бирченша написал предисловие к эссе Сэлмона "Развитие музыки" (Лондон, 1672). Эвелин знала его как изобретателя “весьма необычного математического способа обретения самообладания: верного точным правилам искусства, но без особой гармонии” (3 августа 1664 года). Еще одно упоминание о его методе встречается в книге Томаса Шедуэлла "Юмористы" (1671): "Беркенша - редкий парень, надо отдать ему должное, фа, ля, ля, ля, ибо он может научить сочинять глухонемых, немых и слепых". После его смерти его репутация оставалась достаточно высокой, чтобы Филип Бекет, бывший музыкант Карла II, в 1681-1682 годах опубликовал объявление о наборе учеников, "желающих изучать музыкальную композицию по методу мистера Бирченши", а оксфордский музыкант Фрэнсис Уизи опубликовал версию правил ("Мистер Джо: метод Бирченши. Заметки") в своей обычной книге. Бирченша придавал большое значение своей "полной музыкальной шкале", таблице, показывающей все "согласные и диссонирующие интервалы, подходящие для музыкальной гармонии" (включая те, которые включают двойные бемоли и двойные диезы), с их соотношениями в пифагорейской интонации. Вероятно, именно это Пепис увидел в своем доме в Саутуорке 24 февраля 1662 года ("его великая визитная карточка музыкального мира, которую он называет редкостью"). В своей лекции 9 июня 1665 года он утверждал, что “с помощью этой шкалы я заставлю любого разумного человека лучше понять математическую часть музыки... которую можно познать... прочитав и изучив все книги, которые были написаны”, и 10 февраля 1676 года он продемонстрировал весы Королевскому обществу. Настойчивость Бирченши в отношении правильного обозначения интервалов (в то время, когда такие ноты, как Ми, часто использовались в виолончельной музыке в качестве энгармонических заменителей) была достойна восхищения, но он, должно быть, хорошо осознавал препятствия на пути практического внедрения пифагорейской настройки. Бирченша был необычен среди профессиональных музыкантов тем, что считал, что все аспекты музыки поддаются рационализации, и именно в этом заключается его главная заслуга. Некоторые презирали его притязания, но другие высоко ценили его. В "Философских трудах Королевского общества" (9 февраля 1674 г.) его хвалили как "рассудительного и необычайно искусного музыканта"; Генри Ольденбург, секретарь Королевского общества, охарактеризовал его как "теоретика музыки и практика, обладающего высшим образованием" (письмо Марчелло Мальпиги, 7 июня 1673 г.). Templum musicum, его перевод части Энциклопедии Альстеда 1630 года, был результатом его желания распространить “некоторые принципы математической части музыки”. Первая из нескольких его статей была представлена Королевскому обществу в 1662 году; два года спустя был создан комитет, в состав которого вошли лорд Брункер и Роберт Бойль, для изучения его идей. Последовала серия дискуссий о настройке и темперации, в которых приняли участие такие выдающиеся математики, как Джон Уоллис и Кристиан Гюйгенс, а Бирченша был приглашен принять участие в некоторых экспериментах. Его самой важной сохранившейся теоретической работой является неопубликованный сборник "Рассуждения", который он написал для Роберта Бойла: он включает в себя 13 глав, посвященных "практическим" и 21 - "математическим" аспектам музыки. Его намерением в "Музыкальной синтагме" было осветить тему "философски", а также "математически и практически"; но, несмотря на призыв подписчиков в 1672-1673 годах и поддержку Королевского общества, этот грандиозный опус остался неопубликованным, и сомнительно, что он когда-либо завершил его. Бирченша произвел большее впечатление как теоретик-спекулянт, чем как композитор. В своих сюитах-фантазиях он использовал грубый, зазубренный, декламационный стиль, напоминающий стиль Уильяма Лоуза, хотя и без его богатого воображения; в других инструментальных пьесах он использовал модный стиль французской скрипки. У Пеписа была рукопись его двухчастных переложений обычных церковных мелодий для пения псалмов, в которых правильные и распространенные мелодии (такие как "Винчестер" и "Йорк") сопровождаются альтернативными контрапунктами; хотя они, вероятно, предназначены для обучения, они, несомненно, иллюстрируют простой распев, используемый в некоторых церквях. Его трехчастные псалмы включены в рукописный сборник "Избраннейшие божественные гимны", датированный 1688 годом. За двумя заседаниями Королевского общества (3 и 10 августа 1664 года) последовали концерты с участием “некоторых музыкальных инструментов мистера Бирченши”. Пепис, присутствующий на одном из них, писал, что “не находил в этом никакого удовольствия”. Бирченша был похоронен в монастыре Вестминстерского аббатства.