Бирченша, Джон
.... - 1681

Назад

Birchensha, John

  • Дата рождения: начало XVII века
  • Место рождения: не установлено
  • Дата смерти: похоронен 14 мая 1681 года
  • Место смерти: Лондон (предположительно)

Биография

Джон Бирченша был английским теоретиком, композитором и учителем музыки. По-видимому, он был младшим сыном сэра Ральфа Бирченши, который в 1598 году был отправлен в Ирландию в качестве Контролера смотров и проверок. Согласно Энтони Вуду, он проживал в Ирландии с графом Килдэром до восстания 1641 года, которое вынудило его покинуть Дублин и отправиться в Лондон. В "Музыкальном банкете" 1651 года он упомянут среди учителей игры на виоле, активных в Лондоне; но известность он приобрел как учитель основам композиции. Он хвастался, что с помощью его правил "не только те, кто умеет искусно петь или играть на каком-либо инструменте, могут научиться сочинять, но и те, кто не умеет ни петь, ни играть" (письмо в Королевское общество, 26 апреля 1664 года), и утверждал в напечатанном проспекте своего трактата "Синтагма музыки", что с его помощью начинающий может в течение двух месяцев "(изысканно и со всеми изяществами музыки) сочинять на два голоса; за три месяца — на три голоса; и так далее до семи голосов". Вуд упомянул опубликованный лист "Простых правил и указаний для сочинения музыки в голосах", который, по-видимому, не сохранился, но рукопись в Британской библиотеке содержит записи "Шести правил композиции мистера Бирченши и его дополнений к ним для достопочтенного Уильяма лорда виконта Браункера", частично автографные, а частично написанные рукой Сайласа Тейлора; другая рукопись "Правил композиции" принадлежала в 1695 году Уильяму Корбетту. Тейлор был восторженным последователем "метода мистера Берченшо", который, по словам Пеписа (10 июня 1664 года), он "чрезвычайно превозносил". Пепис брал курс уроков у Бирченши в начале 1662 года, стоивший 5 фунтов; он закончился "в досаде" после того, как Пепис раскритиковал его правила, которые, тем не менее, он признал "лучшими, которые, я верю, когда-либо были созданы". Другим учеником был Томас Салмон, по рекомендации Мэтью Лока; впоследствии Бирченша написал предисловие к "Опыту о развитии музыки" Салмона. Эвелин знал его как изобретателя "математического способа сочинения, весьма необыкновенного: верного в отношении точных правил искусства, но без особой гармонии" (3 августа 1664 года). Другое упоминание его метода встречается в "Юмористах" Томаса Шедвелла (1671 год): "Беркеншо — редкий малый, отдадим ему должное, фа, ля, ля, ибо он может учить сочинять людей, которые глухи, немы и слепы". После его смерти его репутация оставалась достаточно высокой, чтобы Филипп Бекет, бывший музыкант Карла Второго, давал объявления в 1681–1682 годах о поиске учеников, "желающих изучать композицию в музыке по методу мистера Бирчинши", а оксфордский музыкант Фрэнсис Уити включил версию правил ("заметки мистера Джона Бирченши") в свою общую тетрадь.

Бирченша придавал большое значение своей "полной музыкальной шкале", диаграмме, показывающей все "консонансные и диссонансные интервалы, подходящие для музыкальной гармонии" (включая те, что включают двойные бемоли и двойные диезы) с их соотношениями в пифагоровом строе. Вероятно, это было то, что Пепис видел в его доме в Саутворке 24 февраля 1662 года ("его большая карта тела музыки, которую он расхваливает как редкую вещь"). В лекции 9 июня 1665 года он утверждал, что "с помощью этой шкалы я заставлю любого разумного человека понять больше о математической части музыки… чем можно узнать… читая и изучая все книги, которые были написаны", и 10 февраля 1676 года он продемонстрировал шкалу Королевскому обществу. Настойчивость Бирченши в правильной нотации интервалов (в то время, когда ноты, такие как E, часто представлялись в музыке для виол энгармоническими заменами) была достойна восхищения, но он, должно быть, хорошо осознавал препятствия на пути практического принятия пифагорова строя.

Бирченша был необычен среди профессиональных музыкантов тем, что считал все аспекты музыки поддающимися рационализации, и в этом заключается его главная значимость. Некоторые презирали его притязания, но другие относились к нему высоко. В "Философских трудах" Королевского общества (9 февраля 1674 года) его хвалили как "рассудительного и чрезвычайно искусного музыканта"; Генри Ольденбург, его секретарь, описал его как "в музыке как теоретической, так и практической превосходно сведущего". "Музыкальный храм", его перевод части "Энциклопедии" Альстеда 1630 года, стал результатом его желания распространить "некоторые принципы математической части музыки". Первая из нескольких его статей в Королевское общество была представлена в 1662 году; два года спустя был создан комитет, включавший лорда Браункера и Роберта Бойля, для изучения его идей. За этим последовала серия дискуссий о строе и темперации, в которых участвовали такие видные математики, как Джон Валлис и Христиан Гюйгенс, и Бирченша был приглашен принять участие в некоторых экспериментах. Его наиболее важной сохранившейся теоретической работой является неопубликованный "Краткий трактат", который он написал для Роберта Бойля: он включает 13 глав о "практических" и 21 главу о "математических" аспектах музыки. Его намерением в "Синтагме музыки" было охватить предмет "философски", а также "математически и практически"; но, несмотря на призыв к подписчикам в 1672–1673 годах и поддержку со стороны Королевского общества, этот большой труд остался неопубликованным, и сомнительно, завершил ли он его вообще.

Творчество

Джон Бирченша оказал большее влияние как спекулятивный теоретик, чем как композитор. В своих фантазиях-сюитах он использовал грубый, угловатый, декламационный стиль, напоминающий Уильяма Лоуза, хотя без богатого воображения Лоуза; в других инструментальных пьесах он перенял модный французский скрипичный стиль. Пепису принадлежала рукопись его двухголосных обработок "Обычных церковных напевов поющихся псалмов", в которых проприальные и обычные напевы (такие как "Винчестер" и "Йорк") снабжены альтернативными контрапунктами; хотя, вероятно, предназначенные для обучения, они, несомненно, иллюстрируют вид простого дисканта, использовавшегося в некоторых церквях. Его трехголосные псалмы включены в рукописный сборник "Отборных божественных гимнов или антифонов" 1688 года. Два заседания Королевского общества (3 и 10 августа 1664 года) сопровождались концертами, включавшими "некоторую инструментальную музыку мистера Берченшоса"; на первом из них присутствовал Эвелин, на втором — Пепис, который написал, что "не нашел в ней никакого удовольствия". Бирченша был похоронен в клуатрах Вестминстерского аббатства.

Произведения

Теоретические труды:

  • "Правила композиции" ("Rules of composition") (рукопись)
  • "Письмо, написанное в Королевское общество... касательно музыки" ("A Letter Written to the Royall Society ... Concerning Musick") (рукопись)
  • "Музыкальный храм" ("Templum musicum") [перевод части "Энциклопедии" Альстеда]
  • "Краткий трактат о принципах практической и математической частей музыки; а также указания, как сочинить любой род напева или арии" ("A Compendious Discourse of the Principles of the Practicall & Mathematicall Partes of Musick; Also, Directions How to Make Any Kind of Tune, or Ayre") (рукопись)
  • "Изложение различных особенностей, примечательных в моей книге [Синтагма музыки]; в которой я буду писать о музыке философски, математически и практически" ("An Account of Divers Particulars, Remarkable in my Book [Syntagma musicae]; In wch I Will Write of Musick Philosophically, Mathematically, and Practically") (рукопись)
  • "Простые правила и указания для сочинения музыки в голосах" ("Plaine Rules and Directions for Composing Musick in Parts") (утрачено)

Инструментальные произведения:

  • Четыре фантазии-сюиты ре минор, ре минор, ре мажор, ре мажор (фантазия, аллеманда, гальярда) для скрипки, басовой виолы и органа
  • Сюита си-бемоль мажор (увертюра, 3 бранля, гавот, куранта, менуэт, рондо) для скрипки и баса
  • Сюита ре минор (бранли) для двух скрипок и баса
  • Сюита ля минор (павана, аллеманда, куранта, аллеманда, куранта, сарабанда) для двух скрипок, басовой виолы и лютни
  • "Тренодия" фа мажор (Прелюдия, Погребальный колокол, Вход, Развлечение, Набат, Торжественность, Возвращение) для двух скрипок, двух басовых виол и бассо континуо (незавершено)

Вокальные произведения:

  • Двадцать четыре псалмовых напева в альтернативных обработках для двух голосов
  • Семь псалмов для трех голосов: "Мой пастырь — живой Господь"; "Душа моя будет внимать Богу"; "О, Господи, внемли моей печали"; "Пошли помощь и спаси меня от врагов моих"; "Всемогущий Бог, вечный, так изрек"; "Когда мы сидели в Вавилоне"; "Вы, дети, которые служат Господу"
  • "Служба" до мажор, авторство "Беккиншо" сомнительно