Бильдштайн, Иеронимус
1580 - 1626

Назад

Bildstein, Hieronymus

  • Дата рождения: около 1580 года
  • Место рождения: Брегенц
  • Дата смерти: в 1626 году или после него
  • Место смерти: не установлено

Биография

Иеронимус Бильдштайн был австрийским композитором и органистом. Он происходил из уважаемой буржуазной семьи из Брегенца и получил там первоначальное музыкальное образование, хотя, вероятно, вскоре начал учиться в Констанце. По его собственному свидетельству, он получил особую поддержку от Якоба Фуггера, энергичного сторонника католической реформы и Контрреформации, великого покровителя искусств и самого практикующего музыканта. Фуггер был князем-епископом Констанца с 1604 по 1626 год и сразу после своей интронизации назначил Бильдштайна придворным органистом. Бильдштайн был одним из ряда выдающихся органистов в важных центрах южной Германии, и его репутация превосходного органиста и учителя постепенно распространилась из Маерсбурга, где обычно проживал князь-епископ: в 1604 году Фердинанд де Лассо безуспешно рекомендовал его на должность органиста при дворе Гогенцоллернов; в 1607 году его советовались по поводу строительства большого органа в церкви монастыря в Миттельцелле на Райхенау; в 1613 году между ним и Кристианом Эрбахом была острая конкуренция за должность учителя органа у Генриха, верховного стюарда Вальдбурга; а с 1617 по 1620 год певчий из двора Гогенцоллернов был его учеником. Князь-епископ Фуггер очень рано вознаградил его "верную службу" ежегодными повышениями жалования, которые в 1615 году стали пенсией, которая должна была оставаться в силе до совершеннолетия многочисленных детей, рожденных в его браке (1604). Взамен он должен был обязаться продолжать свою службу в Констанце и Маерсбурге до смерти Фуггера. Это произошло в 1626 году, после чего следы Бильдштайна теряются.

Творчество

Единственный сохранившийся том его музыки демонстрирует его как одаренного южно-германского пионера нового концертного стиля. Двадцать пять мотетов в этом сборнике сочетают традиционную полифоническую технику с новыми гомофоническими и концертными элементами. Бильдштайн также владел старым стилем, о чем свидетельствует его мотет "Мария, госпожа, помоги", показывающий его мастерство в строгом полифоническом письме. Его творчество отражает переходный период между поздним Возрождением и ранним барокко в южно-германской церковной музыке.

Произведения

Духовная музыка

  • "Христианский Орфей, или Предвестник духовных симфоний" ("Orpheus christianus seu Symphoniarum sacrarum prodromus"), для 5-8 голосов с генерал-басом (сборник из 25 мотетов)
  • Мотет "Мария, госпожа, помоги" ("Maria Frau, hilf"), для 5 голосов

Упоминаемые, но утерянные сочинения

  • "Христианский Амфион" ("Amphion christianus") (второй сборник, предположительно не опубликован или утерян)
  • "Духовные симфонии" ("Symphoniae sacrae") (возможно, идентичны сборнику 1624 года)