Бибер, Генрих Игнац Франц фон
1644 - 1704

Назад

Генрих Игнац Франц фон Бибер (Heinrich Ignaz Franz von Biber) - Австрийский скрипач и композитор богемского происхождения

Родился 12 августа 1644 года, Страж под Ралскем, бывший Вартенберг, ныне Чехия - умер 3 мая 1704 года, Зальцбург.

Он был выдающимся скрипичным виртуозом 17-го века и первоклассным композитором. Он с одинаковой легкостью писал инструментальную или вокальную, церковную или светскую музыку. Его известность в основном связана с его скрипичными сонатами, особенно с теми, которые требуют скордатуры, но его полихоральная церковная музыка также вызвала интерес и восхищение. Возможно, Бибер брал уроки музыки у органиста Виганда Кнеффи, возможно, он учился в иезуитской гимназии в Богемии. В начале 1660-х годов он уже был в дружеских отношениях с Павлом Вейвановским, который тогда учился у иезуитов в Троппау. До 1668 года Бибер был музыкантом на службе у принца Иоганна Сейфрида Эггенберга в Граце, где также работали Филипп Якоб Риттлер и Якоб Приннер. В 1668 году он стал камердинером и музыкантом епископа Оломоуцкого Карла Лихтенштейн-Кастелькорно в Кромержиже, где Павел Вейвановский был директором капеллы. Бибер был популярен среди придворных в Кромержиже и высоко ценился как скрипичный виртуоз. В конце лета 1670 года епископ отправил Бибера к скрипичному мастеру Якобу Штайнеру в Абсаме для переговоров о покупке новых инструментов для его ансамбля. Однако вместо того, чтобы посетить скрипичного мастера, Бибер поступил на службу к архиепископу Зальцбурга Максимилиану Гандольфу фон Хуенбургу. Лихтенштейн-Кастелькорно почувствовал себя очень обиженным этим поступком, но воздержался от репрессий против своего бывшего сотрудника из-за дружбы к архиепископу Хуенбургу. Он довольствовался тем, что подождал до 1676 года, чтобы оформить документ, официально освобождающий Бибера от службы. Бибер регулярно отправлял работы в Кромержиж, чтобы завоевать расположение епископа.

Карьера Бибера процветала в Зальцбурге. В конце 1670 года он был причислен к камердинерам, носильщикам и кочегарам при дворе с относительно небольшим ежемесячным окладом около десяти флоринов, но архиепископ ценил музыку для струнных инструментов и Бибер быстро поднялся по социальной лестнице. В 1676-1684 годах он посвятил архиепископу четыре печатных сборника инструментальной музыки. 30 мая 1672 года в Хельбрунне он женился на Марии Вайс, дочери торговца и гражданина Зальцбурга. В 1677 году Бибер исполнил несколько своих сонат в Лаксенбурге перед императором Леопольдом I, который подарил ему золотую цепь, а в начале 1679 года он был назначен заместителем капельмейстера. Когда он во второй раз, в 1681 году, предстал перед императором, тот ходатайствовал о его повышении в звании до дворянина. Бибер отличился как композитор по случаю юбилейных торжеств 1682 году, а в 1684 году, после смерти Андреаса Хофера, был назначен капельмейстером и деканом хорового училища. После второго обращения к императору Леопольду в 1690 году он был возведен в дворянское звание рыцаря с титулом Бибер фон Биберн. Впоследствии новый архиепископ Иоганн Эрнст, граф Тун, назначил его лордом верховным управляющим, титул, который ознаменовал кульминацию общественной карьеры композитора.

В том же году Бибер посетил свой родной город Страж-под-Ральском, где его жена была крестной матерью его племянника. В 1690 году его жалованье возросло до 60 флоринов в месяц, с бесплатным питанием и ночлегом, включая такие предметы, как вино, хлеб и дрова. По словам Чейфа, в 1690-х годах в распоряжении Бибера было от 75 до 80 отличных певцов и инструменталистов. Он был знаком с Павлом Вейвановским, П.Я. Риттлером, Якобом Приннером и Й.Х. Шмельцером, но вопрос о том, был ли он учеником Шмельцера, остается неясным. Его отношения с коллегой по Зальцбургу, соборным органистом Георгом Муффатом, не проливают никакого света, но, похоже, они не были особенно дружескими.

У Бибера было 11 детей, только четверо из которых пережили детство: его сыновья Антон Генрих (1679-1742) и Карл Генрих (1681-1749) и его дочери Мария Цецилия (р. 1674) и Анна Магдалина (1677-1742). Все они были музыкально одарены и получили хорошее музыкальное образование от своего отца. Оба сына были скрипачами при Зальцбургском дворе, и Карл Генрих, более одаренный из них двоих, стал заместителем капельмейстера в 1714 году и капельмейстером в 1743 году. Дочь Бибера Анна Магдалина поступила в бенедиктинский монастырь в Ноннберге в 1696 году. Прекрасная альт-певица и скрипачка Мария Роза Энрика (так в религиозной жизни называлась Анна Магдалина) стала хозяйкой послушниц в своем монастыре и была назначена директором его хора и капеллы в 1727 году. Бибер составил и направил свою Миссу Хенрици для ее пострижения в монахини 15 июля 1697 года. Как учитель пения, Мария Роза Энрика использовала руководство своего отца "Основа пения". Ее старшая сестра Мария Цецилия также была монахиней в монастыре Сан-Клара в Мерано.

Можно было бы подумать, что самый уважаемый скрипичный виртуоз своего времени совершил бы несколько профессиональных туров. Любопытно, что информации по этому вопросу почти нет. Заключительный абзац биографии Бибера в книге Маттезона " Основание Эренпорте" 1740 года (написанной Карлом Генрихом, сыном композитора) указывает на то, что он был хорошо известен во владениях императора и во Франции и Италии своей музыкой, а не концертными выступлениями. Есть свидетельства того, что его хорошо знали в Мюнхене, так как он дважды был украшен при баварском дворе. В более поздние годы Бибер, похоже, посвятил себя сочинению духовной музыки, опер и школьных драм. Из драматических произведений сохранилась только одна опера; сохранились только либретто остальных. Свою последнюю школьную драму он написал в 1698 году, свою последнюю оперу - в 1699 году.

Берни писал: "Из всех скрипачей прошлого века Бибер, кажется, был лучшим, а его соло - самым сложным и причудливым из всех, что я видел в музыке того же периода". Когда Берни увидел сонаты Бибера, спустя 100 лет после того, как они были написаны, интерес к ним был в основном историческим. Довольно рано в 18 веке немецкие скрипачи обратились к более формальным и полностью тональным композициям Корелли и его последователей. Мнение Берни о Бибере основывалось главным образом на "Сонатах для скрипки соло", восьми сонатах для скрипки и континуо, опубликованных в 1681 году. Эти сонаты тщательно проработаны, демонстрируют острое чувство формальной структуры и совершенно раскованны в своей виртуозности. Хотя они в некоторой степени отличаются друг от друга формой и выбором движений, во всех них можно найти множество вариаций. Именно в свободных прелюдиях, в столь же свободных и сложных финалах, в блестящих пассажах над басами остинато и в полифонических пассажах (в которых, кажется, никогда не было проблем с несколькими остановками) Бибер смог полностью овладеть потрясающей скрипичной техникой. По дальности он смог подняться на 6-ю и 7-ю позиции и вернуться с них с легкостью и самоотдачей, которые отличали его даже от его единственного сверстника Иоганна Якоба Вальтера. (Как в технике левой руки, так и в игре на смычке эти два человека с севера намного опередили своих итальянских современников.) Хотя Бибер достиг своего наибольшего технического совершенства в сонатах с обычной настройкой, две сонаты скрипичного соло требуют измененной настройки, показанной в примере 1.

В отличие от сонат 1681 года, в которых обычная настройка на 5-е является правилом, а не исключением, 14 из 16 мистериальных (или четковых) сонат для скрипки и баса (завершенных около 1676 года) требуют аккордатуры. Эти произведения не были напечатаны; в единственной сохранившейся рукописи каждая соната идентифицирована по гравюре, изображающей одну из 15 тайн Розария. Оставшаяся работа, "Пассакалия для скрипки без сопровождения", предваряется изображением ангела-хранителя и ребенка. Бибер, вероятно, исполнял эти сонаты в качестве постлюдий к службам в октябре, месяце, специально посвященном таинствам розария в Зальцбургском соборе. Возможно, "Пассакалия" была написана для исполнения на специальном "Празднике ангела-хранителя", который состоится 2 октября. Настройка, выбранная для каждой мистической сонаты, показанная в примере 2, помогает настроить настроение, обеспечивая особые тона-цвета, насыщенные звуки и множество множественных остановок, которые обычно недоступны на скрипке. Лишь изредка выбранная скордатура вносит вклад в четко описательный или программный отрывок. В этих сонатах много танцевальных движений, очень стилизованных форм, которые композитор вылепил для своих выразительных целей. Как и во многих других его произведениях, более общепринятых различий между церковной и камерной сонатами не наблюдается. Как и сольные сонаты для скрипки, мистические сонаты включают в себя множество вариаций, все со строгими басами остинато. Пассакалия без сопровождения, построенная на 65 повторениях нисходящего тетрахорда (соль–фа–э–до), представляет собой монументальное полифоническое произведение, выдающееся произведение своего типа перед чаконой Баха.

Бибер написал еще один набор скрипичных пьес "Harmonia artificiosa-ариоза", семь партит для двух инструментов и баса. Пять партит предназначены для двух скрипок, одна - для скрипки и альта, и одна - для двух любовных альтов. Для шести из них требуется измененная настройка, показанная в примере 3. Поскольку эти произведения представляют собой трио для двух равноправных инструментов и континуо, фантастические, кажущиеся импровизационными элементы сольных сонат уступают место более упорядоченным пассажам и более богатой полифонии, иногда состоящей из целых пяти частей – двух сольных инструментов, каждый из которых исполняет две настоящие партии, поддерживаемые независимой басовой линией. Трио - это впечатляющие произведения для двух солистов, в которых в полной мере используются звучные и полифонические возможности скордатуры; они не характерны для камерной музыки Бибера в большом составе. В своих ансамблевых сонатах, партитах и балетах, независимо от сочетания или количества инструментов, он никогда не использовал скордатуру и всегда придерживался строгого написания партий: только по одной строке для каждого инструмента и никаких двойных остановок, даже в каденциях.

Мистические сонаты и искусственная гармония-ариоза представляют собой вершину литературы по скрипичной аккордатуре. В том числе две сонаты скордатуры 1681 года, есть 22 произведения, имеющие среди них 18 различных мелодий. Как показано в exx.1, 2 и 3, в каждом случае существует четкая взаимосвязь между открытыми струнами и ключом произведения, что является очевидным вкладом в звучность. Все измененные настройки имеют более узкий диапазон, чем g-e" обычной настройки. Сближение некоторых струн по высоте позволяет создавать или упрощает создание наиболее резонансных интервалов и аккордов: унисонов, 3-х и 4-х, а также трезвучий и аккордов шестого в близком положении. В результате получается более плавная, плавная и насыщенная полифония, чем это возможно при обычной настройке. Некоторые настройки действительно предусматривают специальные эффекты, в первую очередь блокирующие октавы Мистической сонаты № 11. Настройка g-g'-d'-d" (в указанном порядке, от четвертой струны к первой) была запланирована для очень резонансного исполнения в октавах, каждая октава останавливалась на двух струнах одним пальцем. Исторически сложилось так, что инструменты, настроенные на 5-е, всегда были в первую очередь мелодичными; Бибер, очень лично используя аккордатуру, расширил полифонические возможности скрипки.

Большая часть лучшей ансамблевой музыки Бибера была опубликована при его жизни. Сонаты там арис квам аулис сервиентес (1676) состоят из сонат в пяти, шести или восьми частях; некоторые предназначены только для струнных, другие включают в ансамбль одну или две трубы. Столовая Сонора (1680) - это группа из шести партит. Стилизованные танцевальные движения часто обрамляются между вступительной сонатой или интрадой и заключительной сонатиной или ретирадой. Fidicinium sacro-profanum (1683) - это набор из 12 сонат для одной или двух скрипок, двух альтов и баса. Бибер, как и многие композиторы, представленные в сборнике Лихтенштейна-Кастелькорно, часто писал меньше партий для скрипки, чем для альта. В балетах, танцевальных сюитах, используемых для придворных развлечений, обычной четырехчастной комбинацией была одна скрипка, два альта и виолончель.

Священные сочинения Бибера составляют значительную часть его творчества. Их отличает виртуозное вокальное письмо, использование всех видов музыкальных инструментов, их строгий контрапункт и блестящая техника Бибера в написании вариаций поверх остинато бассо. Его великолепные мессы и вечерни особенно примечательны и были составлены с прекрасным пониманием того, что можно было бы сделать в конкретных условиях Зальцбургского собора. Предшественники Бибера уже воспользовались возможностью разместить различные музыкальные ансамбли в пространственно разделенных колонных галереях перед пресвитерией, но он был первым, кто в полной мере воспользовался возможностями, которые это предоставило. Примером его искусства в этом отношении является "Мисса Солсбургенсис", которая вместе с гимном Плаудите тимпана из 53 частей была ошибочно приписана А.В. Амбросом в 1878 году Орацио Беневоли. Хинтермайер доказал, что Бибер написал это мощное произведение в 1682 году в честь 1100-летия со дня основания архиепископства Зальцбургского Святым Рупертом. Ансамбль разделен на семь групп: Хоро 1 (восемь певцов и орган), хоро 2 (две скрипки и четыре альта), хоро 3 (два гобоя, четыре флейты и две трубы), хоро 4 (два корнетта и три тромбона), хоро 5 (восемь певцов, две скрипки, две трубы), Хоро 3 (два гобоя, четыре флейты и две трубы), Хоро 4 (два корнетта и три тромбона), Хоро 5 (восемь певцов, две скрипки, две альты и орган), Loco I и Loco II (каждый с четырьмя трубами и литаврами, Loco 2 также обеспечивает бассо континуо). "Missa S Henrici", " Missa Bruxellensis" и "Vesperae", состоящие из 32 частей, также являются полихоральными произведениями.

В своей духовной музыке Бибер был способен сочинять мессы а капелла, а также огромные концертные произведения для сольных и рипиеновых голосов с большим оркестром. Missa quadragesimalis выполнена в чистом стиле а капелла; хотя он снабжен фигурным басом, он может быть исполнен и без него. Как композитор своего времени, сильное чувство Бибера к тональному цвету конца 17-го века можно услышать в полном вокальном и оркестровом звучании Реквиема фа минор.

Между 1679 и 1699 годами Бибер написал три оперы и по меньшей мере 15 школьных драм. Единственная сохранившаяся работа - это опера "Чи ла дура ла винс", красивая копия которой в кожаном переплете была посвящена архиепископу Иоганну Эрнстхуну. Опера, вероятно, была написана в 1690-92 годах. Она менее развита, чем венские оперы того времени. Бибер использовал зарождающуюся форму "да капо ария", когда эта форма была полностью разработана в Вене. Школьные драмы были поставлены в Бенедиктинском университете в Зальцбурге. Сохранившиеся либретто указывают на то, что в некоторых из них было так много музыкальных сцен, что их, возможно, можно было бы отнести к операм с диалогами.

Большинство рукописей Бибера, включая все известные рукописи камерной музыки, хранятся в архиве Кромержижского архиепископа. Среди них большое разнообразие интересных композиций. Некоторые из них можно выбрать случайным образом, чтобы проиллюстрировать диапазон работ Бибера; 32-хчастная "Веспера" для соло и рипиено, струнных, труб, тромбонов, литавр и "4 басовых континуума"; "Сумма лаэтат", сложный мотет для двух басовых партий, скрипичного соло, трех альтов и континуо. (рис.2); серенада для струнных, континуо и бас-гитары (пение "Зова ночного сторожа"); баталия, типичная боевая пьеса того периода; Sonata violino solo representativa, программная пьеса, в которой Бибер присоединяется к другим скрипачам 17 века в использовании звуков птиц и животных как части основного материала расширенного скрипичного соло; Поликарпы сонаты для восьми труб и литавр; и большой симфонический оркестр. количество танцевальных сюит, просто озаглавленных "Баллетти" или "Арии".

Было очень мало композиторов первого ранга – и Бибера следует причислить к первому разряду его времени, – которые были бы настолько выдающимися в своей инструментальной виртуозности. К счастью, его виртуозность как скрипичного композитора была на службе у великолепного музыкального ума. У него был талант к мелодии и он был мастером контрапункта – и это мастерство сказывалось даже в самых причудливых его скрипичных прелюдиях. Как композитор духовной музыки и инструментальной ансамблевой музыки он был, по крайней мере, равен своим венским современникам; как виртуоз и композитор для скрипки, его положение уникально и имеет историческое значение.

Ноты сочинений Генриха Игнаца Франца фон Бибера на сайте библиотеки IMSLP