Бибер, Генрих Игнац Франц фон
1644 - 1704
Назад
Biber, Heinrich Ignaz Franz von
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Генрих Игнац Франц фон Бибер был австрийским скрипачом и композитором богемского происхождения. Он был выдающимся скрипичным виртуозом семнадцатого века и композитором первого класса; он писал инструментальную или вокальную, духовную или светскую музыку с одинаковой легкостью. Его слава основывается главным образом на его скрипичных сонатах, особенно тех, которые требуют скаордатуры, но его полихоральная церковная музыка также привлекала интерес и восхищение.
Бибер, возможно, имел некоторые уроки музыки, возможно, у органиста Виганда Кнёффе, в своем месте рождения, которое было собственностью графа Максимилиана Лихтенштейн-Кастелькорно, брата епископа Оломоуца. Он, возможно, учился в иезуитской гимназии в Богемии, и в начале 1660-х годов он уже был в дружеских отношениях с Павлом Вейвановским, который тогда учился у иезуитов в Троппау. До 1668 года Бибер был музыкантом на службе князя Иоганна Зейфрида Эггенберга в Граце, где также работали Филипп Якоб Риттлер и Якоб Приннер. В 1668 году он стал камер-лакеем и музыкантом у епископа Оломоуца, Карла Лихтенштейн-Кастелькорно, в Кромержиже, где Павел Вейвановский был директором капеллы. Бибер был популярен среди придворных в Кромержиже и высоко ценился как скрипичный виртуоз. Летом 1670 года епископ послал Бибера к скрипичному мастеру Якобу Штайнеру в Абзам, чтобы договориться о покупке новых инструментов для своего ансамбля. Однако вместо посещения скрипичного мастера Бибер поступил на службу к архиепископу Зальцбурга, Максимилиану Гандольфу фон Кюенбургу. Лихтенштейн чувствовал себя сильно оскорбленным этим поступком, но воздержался от репрессий против своего бывшего сотрудника из-за дружбы с архиепископом Кюенбургом. Он удовлетворился тем, что дождался 1676 года, чтобы составить документ, официально освобождающий Бибера от его службы. Бибер регулярно посылал произведения в Кромержиж, чтобы завоевать расположение епископа.
Карьера Бибера процветала в Зальцбурге. В конце 1670 года он был причислен к камер-лакеям, швейцарам и истопникам при дворе, с относительно небольшим месячным окладом около десяти флоринов, но архиепископ ценил музыку для струнных инструментов, и Бибер быстро поднялся по социальной лестнице. В годы 1676–1684 он посвятил четыре напечатанных сборника инструментальной музыки архиепископу. Тридцатого мая 1672 года, в Хелльбрунне, он женился на Марии Вайс, дочери купца и гражданина Зальцбурга. В 1677 году Бибер исполнил несколько своих сонат в Лаксенбурге перед императором Леопольдом Первым, который подарил ему золотую цепь, а в начале 1679 года он был назначен вице-капельмейстером. Когда он выступал перед императором во второй раз, в 1681 году, он просил его о возведении в дворянское звание. Бибер отличился как композитор по случаю юбилейных торжеств 1682 года, и в 1684 году, после смерти Андреаса Хофера, был назначен капельмейстером и деканом певческой школы. После второго обращения к императору Леопольду в 1690 году он был возведен в дворянский ранг рыцаря, с титулом Бибер фон Биберн. Впоследствии новый архиепископ, Иоганн Эрнст, граф Тун, назначил его верховным управляющим, титул, который ознаменовал кульминацию социальной карьеры композитора.
В том же году Бибер посетил свое место рождения Страж-под-Ральскем, где его жена стала крестной матерью его племянника. В 1690 году его жалованье выросло до 60 гульденов в месяц, с бесплатным питанием и проживанием, включая такие пункты, как вино, хлеб и дрова. Согласно исследованиям, Бибер имел в своем распоряжении около 75–80 превосходных певцов и инструменталистов в 1690-х годах. Он был знаком с Павлом Вейвановским, Филиппом Якобом Риттлером, Якобом Приннером и Иоганном Генрихом Шмельцером, но был ли он учеником Шмельцера, должно оставаться неопределенным. Никакого света не пролито на его отношения с его коллегой в Зальцбурге, органистом собора Георгом Муффатом, но они, по-видимому, не были особенно дружескими.
У Бибера было 11 детей, только четверо из которых пережили детство: его сыновья Антон Генрих (1679–1742) и Карл Генрих (1681–1749) и его дочери Мария Цецилия (род. 1674) и Анна Магдалена (1677–1742). Все они были музыкально одарены и получили хорошее музыкальное образование от своего отца. Оба сына были скрипачами при зальцбургском дворе, и Карл Генрих, более одаренный из двух, поднялся до вице-капельмейстера в 1714 году и капельмейстера в 1743 году. Дочь Бибера Анна Магдалена поступила в бенедиктинский монастырь Ноннберг в 1696 году. Прекрасная певица-альт и скрипачка, Мария Роза Хенрика (имя, взятое Анной Магдаленой в монашестве), стала наставницей новициек в своем монастыре и была назначена руководителем его хора и капеллы в 1727 году. Бибер сочинил и дирижировал своей Мессой Святого Генриха для ее пострижения в монахини 15 июля 1697 года. Как учительница пения, Мария Роза Хенрика использовала руководство своего отца, "Основы пения". Ее старшая сестра Мария Цецилия также была монахиней в монастыре Святой Клары в Мерано.
Можно было бы подумать, что самый высокочтимый скрипичный виртуоз своего времени совершил бы некоторые профессиональные поездки. Любопытно, что почти нет информации на эту тему. Заключительный параграф биографии Бибера в "Основании врат чести" Маттезона 1740 года (написанный Карлом Генрихом, сыном композитора) указывает, что он был хорошо известен в владениях императора и во Франции и Италии своей музыкой, а не концертными выступлениями. Имеются свидетельства, что он был хорошо известен в Мюнхене, поскольку он был награжден при баварском дворе по двум случаям. В свои поздние годы Бибер, по-видимому, посвятил себя сочинению духовной музыки, опер и школьных драм. Из драматических произведений сохранилась только одна опера; только либретто других остаются. Он написал свою последнюю школьную драму в 1698 году, свою последнюю оперу в 1699 году.
Берни писал: "из всех скрипачей прошлого века Бибер, кажется, был лучшим, и его сольные произведения являются самыми трудными и самыми причудливыми из всей музыки, которую я видел того же периода". Когда Берни увидел сонаты Бибера, через сто лет после их написания, интерес к ним был в основном историческим. Довольно рано в восемнадцатом веке немецкие скрипачи обратились к более формальным и полностью тональным сочинениям Корелли и его последователей. Мнение Берни о Бибере основывалось главным образом на "Sonatae violino solo", восьми сонатах для скрипки и бассо континуо, изданных в 1681 году. Эти сонаты тщательно разработаны, показывают острое чувство формальной структуры и совершенно не скованы в своей виртуозности. Хотя они в некоторой степени отличаются друг от друга по форме и выбору частей, во всех них встречаются циклы вариаций. Именно в свободных прелюдиях, в столь же свободных и разработанных финалах, в блестящих пассажах над остинатными басами и в полифонических пассажах (в которых двойные ноты, казалось, никогда не были проблемой) Бибер мог дать полную волю грозной скрипичной технике. В диапазоне он мог достигать шестой и седьмой позиций и возвращаться из них с легкостью и безудержностью, которые выделяли его даже из его единственного равного, Иоганна Якоба Вальтера. (Как в технике левой руки, так и в смычковой технике эти двое мужчин с севера далеко превзошли своих итальянских современников.) Хотя Бибер достиг своего величайшего технического блеска в сонатах с обычной настройкой, две из "Sonatae violino solo" требуют измененных строев.
В отличие от сонат 1681 года, в которых обычная настройка по квинтам является правилом, а не исключением, четырнадцать из шестнадцати "Mystery" (or "Rosary") Sonatas для скрипки и баса (завершены около 1676 года) требуют скаордатуры. Эти произведения не были напечатаны; в единственной сохранившейся рукописи каждая соната идентифицируется гравюрой, изображающей одну из пятнадцати Тайн Розария. Оставшееся произведение, "Пассакалья" для скрипки соло, предваряется изображением ангела-хранителя и ребенка. Бибер, вероятно, исполнял эти сонаты как постлюдии во время служб в октябре, месяце, специально посвященном Тайнам Розария в Зальцбургском соборе. "Пассакалья" могла быть написана для исполнения на особом "Празднике Ангела-Хранителя", выпадающем на второе октября. Строй, выбранный для каждой "Mystery" (or "Rosary") Sonatas, помогает задать настроение, обеспечивая особые тембры, богатые звучности и множество двойных нот, обычно недоступных на скрипке. Лишь изредка выбранная скаордатура способствует явно описательному или программному пассажу. В этих сонатах много танцевальных частей, высоко стилизованных форм, которые композитор формировал в соответствии со своими выразительными целями. Как и во многих других его произведениях, более традиционные различия между церковной и камерной сонатой не соблюдаются. Как и "Sonatae violino solo", "Mystery" (or "Rosary") Sonatas включают множество циклов вариаций, все со строгими остинатными басами. "Пассакалья" для скрипки соло, построенная на шестидесяти пяти повторениях нисходящего тетрахорда, является монументальным полифоническим произведением, выдающимся произведением своего типа до "Чаконы" Баха.
Бибер написал еще один набор пьес со скаордатурой, "Harmonia artificiosa-ariosa", семь партит для двух инструментов и баса. Пять партит — для двух скрипок, одна — для скрипки и альта, и одна — для двух виол д'амур. Шесть из них требуют измененных строев. Поскольку эти произведения являются трио для двух равных инструментов и континуо, фантастические, казалось бы, импровизационные элементы сольных сонат уступают место более регулярно построенным пассажам и более богатой полифонии, иногда до пяти голосов — два сольных инструмента, каждый из которых ведет два реальных голоса, поддерживаемые независимой басовой линией. Трио — это эффектные пьесы для двух солистов, в полной мере использующие звучности и полифонические возможности скаордатуры; они не типичны для камерной музыки Бибера для больших составов. В своих ансамблевых сонатах, партитах и баллетто, независимо от состава или количества инструментов, он никогда не использовал скаордатуру и всегда придерживался строгого голосоведения: только одна линия для каждого инструмента и никаких двойных нот, даже в каденциях.
"Mystery" (or "Rosary") Sonatas и "Harmonia artificiosa-ariosa" представляют собой вершину литературы для скрипки со скаордатурой. Включая две сонаты со скаордатурой 1681 года, всего существует двадцать два произведения, имеющих среди себя восемнадцать различных строев. Как показано в примерах, в каждом случае существует четкая связь между открытыми струнами и тональностью пьесы, что является очевидным вкладом в звучность. Все измененные строи имеют более узкий диапазон, чем от соль до ми второй октавы обычного строя. Сближение некоторых струн по высоте делает возможным или упрощает воспроизведение наиболее благозвучных интервалов и аккордов: унисонов, терций и кварт, а также трезвучий и секстаккордов в тесном расположении. Результатом является более плавная, более легко льющаяся, более богато звучащая полифония, чем это возможно при обычном строе. Некоторые строи действительно обеспечивают специальные эффекты, наиболее заметно — сцепленные октавы в "Mystery" (or "Rosary") Sonatas номер 11. Строй соль–соль первой октавы–ре первой октавы–ре второй октавы (в указанном порядке, от четвертой струны к первой) был предназначен для высоко благозвучного исполнения в октавах, каждая октава прижимается на двух струнах одним пальцем. Исторически инструменты, настроенные по квинтам, всегда были в первую очередь мелодическими; Бибер, в своем очень личном использовании скаордатуры, расширил полифонические возможности скрипки.
Многое из лучшей ансамблевой музыки Бибера было опубликовано при его жизни. "Sonatae tam aris quam aulis servientes" (1676) состоит из сонат в пять, шесть или восемь голосов; некоторые — только для струнных, другие включают одну или две трубы в ансамбль. "Mensa sonora" (1680) — это группа из шести партит. Стилизованные танцевальные части часто обрамлены между начальной сонатой или интрадой и заключительной сонатиной или ретирадой. "Fidicinium sacro-profanum" (1683) — это набор из двенадцати сонат для либо одной, либо двух скрипок, двух альтов и баса. Бибер, как и многие композиторы, представленные в коллекции Лихтенштейн-Кастелькорно, часто писал меньше партий для скрипки, чем для альта. В баллетто, танцевальных сюитах, используемых для придворных развлечений, обычным четырехголосным составом была одна скрипка, два альта и виолоне.
Духовные сочинения Бибера составляют значительную часть его творчества. Они отличаются мастерским вокальным письмом, использованием всех видов музыкальных инструментов, строгим контрапунктом и блестящей техникой Бибера в написании вариаций над остинатным басом. Его великолепные мессы и вечерни особенно примечательны и были сочинены с тонким пониманием того, что можно было сделать в конкретных условиях Зальцбургского собора. Предшественники Бибера уже использовали возможность размещать различные музыкальные ансамбли в пространственно разделенных колонных галереях перед пресвитерией, но он первым в полной мере использовал возможности, которые это предлагало. Примером его искусства в этом отношении является "Зальцбургская месса" ("Missa Salisburgensis"), которая вместе с 53-голосным гимном "Бейте в литавры" ("Plaudite tympana") была ошибочно приписана А.В. Амбросом в 1878 году Орацио Беневоли. Хинтермайер доказал, что Бибер сочинил это грандиозное произведение в 1682 году для празднования 1100-летия основания архиепископства Зальцбург святым Рупертом. Ансамбль разделен на семь групп: Хор 1 (восемь певцов и орган), Хор 2 (две скрипки и четыре альта), Хор 3 (два гобоя, четыре флейты и две трубы), Хор 4 (два корнета и три тромбона), Хор 5 (восемь певцов, две скрипки, два альта и орган), Место I и Место II (каждое с четырьмя трубами и литаврами, Место 2 также обеспечивает генерал-бас). "Месса Святого Генриха" ("Missa S Henrici"), "Брюссельская месса" ("Missa Bruxellensis") и 32-голосные "Вечерни" ("Vesperae") также являются полихоральными произведениями.
В своей духовной музыке Бибер был способен писать мессы а капелла, а также грандиозные концертные произведения для солирующих и рипиено голосов с большим оркестром. "Постная месса" ("Missa quadragesimalis") выдержана в чистом стиле а капелла; хотя она снабжена генерал-басом, она может исполняться так же хорошо и без него. Как композитор своего времени, сильное чувство тембра конца семнадцатого века Бибера можно услышать в полном вокальном и оркестровом звучании "Реквиема" фа минор.
В период с 1679 по 1699 год Бибер написал три оперы и по крайней мере пятнадцать школьных драм. Единственное сохранившееся произведение — опера "Терпение побеждает" ("Chi la dura la vince"), прекрасный кожаный переплет которой был посвящен архиепископу Иоганну Эрнсту Туну. Опера, вероятно, была сочинена в 1690–92 годах. Она менее развита, чем венские оперы того времени. Бибер использовал зачаточную форму арии да капо, в то время как эта форма была полностью развита в Вене. Школьные драмы ставились в Бенедиктинском университете в Зальцбурге. Сохранившиеся либретто указывают, что у некоторых из них было так много музыкальных сцен, что их, возможно, можно классифицировать как оперы с диалогами.
Большинство рукописей Бибера, включая все известные рукописи камерной музыки, остаются в архиве архиепископства в Кромержиже. Среди них — широкое разнообразие интересных сочинений. Несколько можно выбрать наугад, чтобы проиллюстрировать диапазон работы Бибера; 32-голосные "Вечерни" ("Vesperae") для солирующих и рипиено голосов, струнных, труб, тромбонов, литавр и "4 генерал-баса"; "Возрадовался я" ("Laetatus sum"), развернутый мотет для двух басов, скрипки соло, трех альтов и континуо; "Серенада" ("Serenada") для струнных, континуо и баса (исполняющего "Крик ночного сторожа"); "Битва" ("Battalia"), типичная батальная пьеса того периода; "Изобразительная соната для скрипки соло" ("Sonata violino solo representativa"), программная пьеса, в которой Бибер присоединяется к другим скрипачам семнадцатого века в использовании звуков птиц и животных как части основного материала развернутой скрипичной соло; "Соната Святого Поликарпа" ("Sonata S Polycarpi") для восьми труб и литавр; и большое количество танцевальных сюит, просто озаглавленных "Баллеты" ("Balletti") или "Арии" ("Arien").
Было очень мало композиторов первого ранга — и Бибера следует причислить к первому рангу своего времени — которые были настолько совершенно выдающимися в своей инструментальной виртуозности. К счастью, его виртуозность как скрипичного композитора была на службе у великолепного музыкального ума. У него был дар к мелодии, и он был мастером контрапункта — и это мастерство оказывало свое влияние даже в самых причудливых его скрипичных прелюдиях. Как композитор духовной музыки и инструментальной ансамблевой музыки он был по меньшей мере равен своим венским современникам; как виртуоз и композитор для скрипки его положение уникально и имеет историческое значение.
Музыка утеряна, если не указано иное
Оперы, школьные драмы, большие кантаты
Мессы
Прочие духовные сочинения
Скрипичные соло
(с бассо континуо, если не указано иное)
Ансамблевые сочинения
Теоретические труды
Ноты сочинений Генриха Игнаца Франца фон Бибера на сайте библиотеки IMSLP