Беслер, Самуэль
1574 - 1625
Назад
Besler, Samuel
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Самуэль Беслер был немецким композитором. К 1602 году он был кантором церкви Святого Бернхарда в Бреслау, а к 1609 году стал учителем в школе при ней; фактически он был ведущей фигурой в музыкальной жизни Бреслау в течение первой четверти семнадцатого века, и его многочисленные опубликованные работы отражают его активную жизнь там.
Ранние работы Беслера — это две немецкие рождественские песни 1602 года и двадцать, содержащихся в его сборнике "Ангельские игрушки" 1609 года; последние представляют собой простые четырехголосные пьесы, предназначенные, как он сказал, для воспитания христианского благочестия среди молодежи. Еще двенадцать рождественских песен появились в 1615 году. Сборник "Застольных услад" того же года включает тридцать молитв перед и после еды, предназначенных главным образом для учащихся и написанных в том же простом стиле. Так же просты двадцать две пьесы в "Духовном путешественнике" 1614 года; к ним Беслер добавил молитву во время чумы, как будто у него было предчувствие его смерти во время чумы в Бреслау в 1625 году.
Две части "Церковно-домашнего концерта", посвященные великому покровителю и коллекционеру герцогу Георгу Рудольфу Лигницкому, несколько более контрапунктичны и написаны в стиле, напоминающем Иоганна Эккарда. Когда в Бреслау предстояли государственные визиты, Беслер сочинял в соответствующем более величественном стиле, через который он, казалось, говорил от имени всей Силезии. Так было с "Гармонической песнью" для двух четырехголосных хоров, которая увековечила событие 18 сентября 1611 года, когда эрцгерцог Маттиас получил присягу силезского народа. Снова, в 1620 году, когда Фридрих Пфальцский получил присягу в Бреслау в начале Тридцатилетней войны, Беслер почтил его двумя восьмиголосными псалмами во французском стиле. Год спустя, после свержения Фридриха, Бреслау услышал "Музыкальное согласие" Шютца; роль Беслера в этих торжествах не ясна. Его трехголосная рукописная "Поздравительная песнь" для постройки башни в Новом городе Бреслау в 1624 году также была написана для торжественного случая.
Страстные сочинения Беслера, тесно связанные с мышлением силезского мистика Якоба Бёме, вероятно, были особенно близки его сердцу. Три сборника "Гимнов и плачей" в некоторой степени свидетельствуют о влиянии григорианского пения, особенно широко культивировавшегося в Силезии, но они также включают литургическую и духовную музыку Страстей в современном стиле. Та же дихотомия между старым и новым видна в четырех Страстях 1612 года; монодическое письмо последней опубликованной работы Беслера также современно по замыслу.
Беслер периодически действовал как музыкальный издатель: он впервые отредактировал "Пасхальную радость Иисуса Христа" А. Сканделло и Страсти по Иоанну 1561 года. Он был братом Симона Беслера.
Творчество Самуэля Беслера является ярким примером протестантской церковной музыки Силезии начала семнадцатого века. Оно охватывает широкий спектр жанров, от простых песенных сборников для домашнего и школьного обихода до крупных полихоральных сочинений для государственных торжеств. Беслер мастерски владел как простым гомофонным стилем, предназначенным для воспитания благочестия, так и сложным контрапунктом. Его Страстные сочинения занимают особое место, демонстрируя переходный характер эпохи: в них сочетаются традиционные техники, восходящие к григорианскому хоралу, и современные монодические и концертные элементы, что делает их предшественниками более известных Страстей Генриха Шютца. Будучи центральной фигурой музыкальной жизни Бреслау, Беслер через свою музыку отражал как повседневные религиозные нужды общины, так и важные политические события своего времени.
Духовные песни и рождественские песни
Страстные произведения и духовные концерты
Прочие духовные сочинения
Ноты сочинений Самуэля Беслера на сайте библиотеки IMSLP