Беслер, Самуэль
1574 - 1625

Назад

Самуэль Беслер (Samuel Besler) - Немецкий композитор

Родился 15 декабря 1574 года, Бриг (ныне Бжег), Силезия - умер 19 июля 1625 года, Бреслау (ныне Вроцлав). 

К 1602 году он был кантором церкви Святого Бернарда в Бреслау, а к 1609 году стал мастером в школе, связанной с ней; он фактически был одним из ведущих музыкантов в музыкальной жизни Бреслау в первой четверти XVII века, и его многочисленные опубликованные работы отражают его насыщенную жизнь там. Самыми ранними произведениями Беслера являются два немецких рождественских гимна 1602 года и 20 из его "Крепундии ангелики" (1609); последние представляют собой простые пьесы из четырех частей, предназначенные, по его словам, для воспитания христианской преданности у молодежи. В 1615 году появилось еще 12 рождественских гимнов. В том же году был издан сборник "Мужской гимн", состоящий из 30 песнопений, предназначенных в основном для студентов и написанных в том же простом стиле. То же самое относится и к 22 произведениям в "Спиритическом перегринатории" (1614); к ним Беслер добавил "молитву во время эпидемии", как будто у него было предчувствие своей смерти во время чумы в Бреслау в 1625 году. Две части Concentus ecclesiastico-domesticus, посвященные великому меценату и коллекционеру герцогу Георгу Рудольфу Лигницкому, несколько более контрастны и по стилю напоминают Йоханнеса Эккарда. Когда в Бреслау отмечались государственные визиты, Беслер сочинял в подобающем случаю величественном стиле, с помощью которого он, кажется, говорил от имени всей Силезии. Так было с Melos harmonicum для двух четырехголосных хоров, которые были посвящены этому событию 18 сентября 1611 года, когда эрцгерцог Матиас (впоследствии император) принял поздравления от силезского народа. И снова, в 1620 году, когда Фридриха I Пфальцского ("Зимнего короля") чествовали в Бреслау в начале Тридцатилетней войны, Беслер почтил его двумя восьмичастными псалмами на французский манер. Год спустя, после свержения Фридриха, в Бреслау прозвучала "Syncharma musicum" Шютца, чей работодатель, курфюрст Саксонии Иоганн Георг I, принимал чествования силезцев как представитель императора; роль Беслера в этих торжествах неясна. Его рукопись из трех частей "Благодарственный гимн", посвященная строительству башни в Новом городе Бреслау в 1624 году, также была написана по торжественному случаю (она была вновь открыта только после того, как башня была снесена в 1838 году). Страстные композиции Беслера, тесно связанные с мышлением силезского мистика Якоба Беме, вероятно, были особенно близки его сердцу. Три сборника "Hymnodiarum et trenodiarum" (1611-1614) с их монодическими гимнами в некоторой степени свидетельствуют о влиянии простого пения, которое особенно широко культивировалось в Силезии, но они также включают литургическую и религиозную музыку страстей в современном стиле, тексты гимнов которой представляют собой медитативные наблюдения над историей Страстей.. Ту же самую дихотомию между старым и новым можно увидеть в четырех страстях 1612 года; в "Страстях по Матфею" и "Страстях по Иоанну" хоры (по словам Гербера) написаны в традиционной манере, но в "Страстях по Марку" и "Страстях по Луке" они выдержаны в современном стиле и, таким образом, могут рассматриваться как ранние предшественники хоров в "Страстях по Шютцу". Монодическое изложение последней опубликованной работы Беслера "Heptalogus in cruce pendentis Christi" также является современным по своей концепции. Беслер время от времени выступал в качестве музыкального издателя: он впервые отредактировал "Гауди Пасхалис Иисуса Христа" А. Сканделло (1612) и "Страсти по Иоанну 1561" (1621). Он был братом Симона Беслера.

Ноты сочинений Самуэля Беслера на сайте библиотеки IMSLP