Безар, Жан-Батист
1567 - 1616

Назад

Besard, Jean-Baptiste

  • Дата рождения: около 1567 года
  • Место рождения: Безансон, Франция
  • Дата смерти: после 1616 года
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Жан-Батист Безар был бургундским лютнистом и композитором. Он получил образование джентльмена в университете Доля, получив двойную степень лиценциата и доктора права в 1587 году. Возможно, затем он провел некоторое время в Риме, изучая медицину и обучаясь игре на лютне. В 1597 году он further поступил в Гейдельбергский университет, а также подал заявление на преподавание лютни при дворе ландграфа в Гессене; к этому времени он уже работал учителем лютни в Кельне. Рукопись, составленная в Кельне для анонимного ученика, по-видимому, свидетельствует о его деятельности в этой области: она содержит 33 пьесы Безара, 31 из которых были позже переработаны и перепечатаны в его "Музыкальной сокровищнице". В 1602 году он вернулся в Безансон, чтобы жениться на Перонн Жако, а затем вернулся в Кельн, где опубликовал свою "Музыкальную сокровищницу", сборник музыки для лютни, за свой счет. Редактирование в 1604 году "Меркурия галло-бельгийского", сборника исторических документов, требовало навыков юриста, и Безар, возможно, взялся за это, чтобы оплатить публикацию "Сокровищницы". В 1605 году юридические arrangements, проведенные в Безансоне для обеспечения приданого его жены, намекают, что он, возможно, был несколько расточительным. В 1613 году он унаследовал дворянские грамоты от своего отца. Между 1604 и 1617 годами Безар прибыл в Аугсбург, возможно, чтобы жить с его другом Филиппом Хайнхофером, известным дипломатом, или использовать его влияние. Он, по-видимому, продолжал заниматься профессиями юриста и врача, а также преподавал игру на лютне. Здесь он опубликовал в 1617 году "Новое творение" и напечатал "Введение в искусство игры на лютне", немецкий перевод второго издания его руководства по игре на лютне. В том же году он выпустил "Философский грот", большой, расположенный в алфавитном порядке словарь болезней и их лечения. Двадцать второго октября, в Лейпциге, Хайнхофер написал рекомендательные письма к саксонскому, померанскому и бранденбургскому дворам и обедал с Безаром. Посетил ли затем Безар эти города или получил employment при каком-либо из дворов, неизвестно, как неизвестны место и дата его смерти.

Творчество

"Музыкальная сокровищница" является крупным энциклопедическим собранием из 403 сочинений во французской табулатуре, расположенных в десяти книгах по категориям: руководство по игре на лютне также является частью "Сокровищницы". Основные типы включают большинство инструментальных форм того времени: прелюдии, фантазии, обработки псалмов, интабуляции шансон и мадригалов, а также большую долю танцев. Музыка предназначена для лютни соло или для лютни и голоса, и представляет 21 различного композитора, наиболее важными из которых являются Лоренцини, Джон Доуленд, Винченцо Галилей, Альфонсо Феррабоско и Валентин Бакфарк. Около 10 процентов произведений непосредственно приписаны самому Безару, однако его значение больше как антологиста, чем как композитора. "Сокровищница" была напечатана подвижным шрифтом, и ее огромное влияние доказывается многочисленными копиями отдельных сочинений, которые появляются в более поздних рукописях и печатных сборниках.

"Новое творение", хотя и не такое обширное собрание, как "Сокровищница", интересно по нескольким причинам. Это одна из последних книг, напечатанных с деревянных досок в Германии; и его 59 сочинений разделены на три раздела. Помимо Безара, который приписывает себе 35 произведений во всем сборнике, включены 11 других композиторов. Безар также приложил к "Новому творению" второе издание своего руководства по лютне. Сходства и различия между содержанием "Сокровищницы" и "Нового творения" раскрывают различия в музыкальных вкусах в 1603 и 1617 годах.

Оба сборника отражают общее состояние инструментальной музыки раннего барокко и в основе своей схожи по стилю и содержанию. Наиболее распространенный композиционный принцип - это принцип вариаций. Другие характеристики включают идиоматические инструментальные техники, мало настоящего контрапункта, сильные ритмические акценты и ритмический эксперимент, одновременные ложные отношения и другие экспериментальные диссонансы, а также равную важность мажорно-минорных тональностей и ладов. Главные различия между сборниками заключаются в отсутствии вокальных интабуляций в "Новом творении", его акценте на расширенном нижнем диапазоне "теорбированной" лютни и увеличении количества ансамблевых произведений. В обоих томах есть привлекательная музыка, хотя тексты часто до разочарования испорчены. Тем не менее, сборники интересны сегодня из-за их огромного размера, католичности вкуса, влияния, исторического контекста и того факта, что большая часть музыки не появляется ни в каком другом источнике.

Между двумя версиями инструкций Безара по игре на лютне мало фундаментальных различий, хотя вторая более extensively рассматривает техники правой руки. Как и многие другие руководства эпохи Возрождения и барокко, они концентрируются на технике аппликатуры, большая часть которой находится на очень высоком уровне. Значение руководства указывается его появлением в английском переводе в "Разнообразии уроков лютни" Роберта Доуленда и в других рукописях.

Произведения

Сборники музыки для лютни

  • "Музыкальная сокровищница" ("Thesaurus harmonicus"), Кельн, 1603 год
  • "Новое творение, или Музыкальные состязания" ("Novus partus, sive Concertationes musicae"), Аугсбург, 1617 год

Письменные труды (руководства по игре на лютне)

  • "Книжица о способе игры на лютне" ("De modo in testudine libellus"), приложение к "Музыкальной сокровищнице"
  • "К искусству лютни" ("Ad artem testudinis"), приложение к "Новому творению"

Ноты сочинений Жана-Батиста Безара на сайте библиотеки IMSLP