Бесар, Жан-Батист
1567 - ок.1616

Назад

Жан-Батист Бесар (Jean-Baptiste Besard) - Бургундский лютнист и композитор

Родился 1567 году, Безансон - умер после 1616 года. 

Он получил образование джентльмена в университете Доле, получив двойную степень лиценциата и доктора права в 1587 году. Возможно, затем он провел некоторое время в Риме, изучая медицину и обучаясь игре на лютне. В 1597 году он поступил в Гейдельбергский университет, а также подал заявление на обучение игре на лютне при дворе ландграфа в Гессене; к этому времени он уже работал преподавателем игры на лютне в Кельне. Рукопись, составленная в Кельне для анонимного ученика, по-видимому, свидетельствует о его деятельности в этой области: она содержит 33 произведения Бесарда (датированные между 12 октября 1600 и 16 марта 1601), 31 из которых позже были переработаны и перепечатаны в его “Thesaurus harmonicus”. В 1602 году он вернулся в Безансон, чтобы жениться на Перонне Жако, а затем вернулся в Кельн, где за свой счет опубликовал свой “Thesaurus harmonicus”, сборник лютневой музыки. Редактирование в 1604 году "Mercurii gallobelgici", сборника исторических документов и одного из серии собраний европейских договоров и юридических документов конца XVI века, опубликованных Гревенбрухом, его издателем, потребовало навыков юриста, и Бесард, возможно, взялся за это, чтобы оплатить публикацию тезауруса. В 1605 году в Безансоне были проведены юридические мероприятия по обеспечению приданого его жены, что указывает на то, что он, возможно, был несколько расточительным. В 1613 году он унаследовал дворянские грамоты от своего отца. Между 1604 и 1617 годами Бесар прибыл в Аугсбург, возможно, чтобы жить у своего друга Филиппа Хайнхофера, известного дипломата, или воспользоваться его влиянием. По-видимому, он продолжил заниматься юриспруденцией и медициной, а также обучал игре на лютне. Здесь он опубликовал в 1617 году "Novus partus" (второе собрание лютневой музыки) и напечатал "Изагогу" в "artem testitudinariam", немецком переводе второго издания своего руководства по игре на лютне. В том же году он издал "Antrum philosophicum", большой, составленный в алфавитном порядке словарь болезней и способов их лечения (а не алхимии, как некоторые полагают), посвященный герцогам Померании. 22 октября в Лейпциге Хайнхофер написал рекомендательные письма саксонскому, померанскому и бранденбургскому дворам и пообедал с Бесардом. Посещал ли Бесард затем эти города на самом деле или получил работу в каком-либо из судов, неизвестно, равно как и место и дата его смерти. “Thesaurus harmonicus” - это крупная энциклопедическая коллекция из 403 композиций во французской табулатуре, разделенных на десять книг в соответствии с категориями: руководство по игре на лютне De modo также является частью Тезауруса. Основные типы включают в себя большинство инструментальных форм того времени: прелюдии, фантазии, псалмы, шансонные и мадригальные интабуляции, а также большое количество танцев (например, пассамеццо, гальярды, аллеманды, куранты, бранли). Музыка написана для лютни соло или лютни и голоса (три пьесы для ансамбля лютнистов) и представляет 21 различных композиторов, наиболее известными из которых являются Лоренцини (у которого, по утверждению Бесарда, учился), Джон Доуленд, Винченцо Галилей, Альфонсо Феррабоско и Валентин Бакфарк. Около 10% произведений принадлежат непосредственно самому Бесару, однако его значение скорее как составителя антологий, чем как композитора. Тезаурус был напечатан разборным шрифтом, и о его огромном влиянии свидетельствуют многочисленные копии отдельных произведений, которые появляются в более поздних рукописях и печатных собраниях: в "Лютневых книгах" Хайнхофера содержится несколько произведений Бесара, и сохранился по крайней мере один полный рукописный экземпляр сборника. Коллекция Novus partus, хотя и не столь обширна, как Тезаурус, представляет интерес по нескольким причинам. Это одна из последних книг, напечатанных на дереве в Германии; содержащиеся в ней 59 произведений (также во французской табулатуре) разделены на три раздела, первый из которых содержит 12 пьес для трех по-разному настроенных концертных лютен и двух других инструментов или голосов, а второй - 12 пьес для двух концертных лютен, и третья, состоящая из 35 композиций для лютни соло. Помимо Бесара, на которого приходится 35 произведений из всей коллекции, в список вошли еще 11 композиторов, в том числе Микеланджело Галилей, Ла Барре, Ла Гротте, Пьетро Паоло Мелли и Месанжо. Бесард также приложил к изданию "Novus partus" второе издание своего пособия по игре на лютне, озаглавленное "Ad artem testudinis". Сходства и различия между содержанием тезауруса и "Нового партуса" свидетельствуют о различиях в музыкальных вкусах в 1603 и 1617 годах. Оба сборника отражают общее состояние инструментальной музыки раннего барокко и в основе своей схожи по стилю и содержанию. Наиболее распространенным композиционным принципом является вариативность, независимо от того, проявляется ли она в наборах вариаций на тему cantus firmus, в парных танцах или в других вариациях уменьшения. Другие характеристики включают идиоматические инструментальные приемы (например, стиль бризе, октавная эквивалентность), мало истинного контрапункта (за исключением внешних голосов), сильные ритмические акценты и ритмические эксперименты, одновременные ложные соотношения и другие экспериментальные диссонансы, а также равная важность мажорно–минорных тональностей и ладов. Главные различия между сборниками заключаются в отсутствии вокальных интабуляций в Novus partus, в акценте на расширенный нижний диапазон лютни theorboed и увеличении числа согласованных произведений. В обоих томах есть привлекательная музыка, хотя тексты часто удручающе искажены. Тем не менее, коллекции интересны и сегодня из-за их огромного размера, общности вкусов, влияния, исторического контекста и того факта, что большая часть музыки не встречается ни в одном другом источнике. Между двумя версиями инструкций Бесарда по игре на лютне есть несколько принципиальных различий, хотя во второй (Ad artem) более подробно рассматривается техника игры правой рукой. Как и во многих других руководствах эпохи Возрождения и барокко, в них основное внимание уделяется технике игры пальцами, в основном на очень сложном уровне. О значении De modo свидетельствует его появление в английском переводе в книге Роберта Доуленда "Разнообразие уроков игры на лютне" (1610) и в других рукописях (например, у Хайнхофера).

Ноты сочинений Жана-Батиста Бесара на сайте библиотеки IMSLP