Бертоуч, Георг фон
1668 - 1743

Назад

Bertouch, Georg von

  • Дата рождения: 19 июня 1668
  • Место рождения: Хельмерсхаузен, Германия
  • Дата смерти: 14 сентября 1743
  • Место смерти: Христиания (ныне Осло), Норвегия

Биография

Георг фон Бертоуч был норвежским военным офицером и композитором немецкого происхождения. Изначально титулованная семья из Брабанта, предки Бертоуша эмигрировали по религиозным причинам в Германию, где его отец, Якоб, был учителем. В возрасте 15 лет он изучал скрипку и композицию у Иоганна Эрнста Эберлина, после чего поступил в университет. Он был зачислен в Йенский университет и Кильский университет, где в январе 1693 года представил диссертацию. Во время поездки в Италию с Иоганном Николаусом Бахом, который был органистом в Йене, он встретил сыновей датского генерала, чей управляющий умер; заняв вакантную должность, Бертоуч вернулся с ними в Данию и начал карьеру в датской армии. В последующие годы он, по-видимому, отличился как в военном, так и в музыкальном отношении; он входит в число 13 известных музыкантов, которым Иоганн Маттезон посвятил свой труд, где он описан как королевский датской полковник кавалерии, генерал-адъютант светлейшего герцога Вюртембергского и глава музыкальной академии в Мехелене. Подтверждение Бертоучом этого посвящения было задержано и датировано 28 февраля 1719 года из замка Акерсхус в Христиании, комендантом которого он только что был назначен в знак признания его долгой и верной службы. Маттезон ссылался на кантату для пяти голосов и оркестра и церковную кантату, обе ныне утеряны, как и другие сочинения, которые, по словам Маттезона, Бертоуч имел обыкновение ему присылать. Три кантаты в Берлинской государственной библиотеке могут происходить из этого источника.

Маттезон также был обязан Бертоучу двумя рассказами о предполагаемом сверхъестественном музыкальном феномене, периодически наблюдавшемся в окрестностях Бергена, которые он опубликовал под названием "Нечто новое под солнцем! Или Подземный концерт у скал в Норвегии". Приведенная там музыка является на самом деле халлингом, норвежским народным танцем, и, по-видимому, представляет собой самый ранний случай публикации образца норвежской народной музыки. Бертоуч также состоял в переписке с Иоганном Себастьяном Бахом и, согласно Филиппу Шпитте, написал ему письмо в 1738 году, вероятно, сопровождавшееся копией его "24 сонат, сочиненных по канонам, фугам, контрапунктам и партиям согласно системе 24 ладов и наставлениям знаменитого музыканта, композитора и полиистора Иоганна Маттезона на 3 голоса с генерал-басом", которые, как он сказал, будут опубликованы в следующем году. Ни одного печатного экземпляра этого произведения, в котором Бертоуч подражал плану "Хорошо темперированного клавира" Иоганна Себастьяна Баха, не известно, но сохранилась рукописная копия.

Не может быть сомнений, что музыкант с международным опытом и положением Бертоуча оказывал важное влияние на музыкальную жизнь норвежской столицы, но известно мало подробностей. Он устроил, чтобы урожденный датский органист Йохан Фредрик Класен был привезен из Гамбурга в церковь Спасителя в 1720 году. И он, и Класен участвовали в музыкальном оформлении визита короля Кристиана Шестого в Христианию в 1733 году. Он вышел в отставку в 1740 году в звании генерал-лейтенанта.

Творчество

Творчество Георга фон Бертоуча представляет значительный интерес как связующее звено между немецкой барочной традицией и музыкальной жизнью Норвегии начала восемнадцатого века. Его главный труд — цикл из 24 сонат, явно созданный под влиянием и в диалоге с "Хорошо темперированным клавиром" Иоганна Себастьяна Баха и теоретическими работами Иоганна Маттезона. Это амбициозное произведение демонстрирует его глубокие познания в контрапункте и стремление систематизировать музыкальный материал по всем тональностям. Хотя большая часть его музыки, включая упомянутые Маттезоном кантаты, утрачена, его переписка с ключевыми музыкальными фигурами эпохи и его высокий социальный статус указывают на то, что он был серьезным и уважаемым композитором-любителем. Его роль в документировании норвежского народного танца "халлинг" делает его пионером в области этномузыкологии. Как военный комендант Христиании, он, несомненно, способствовал развитию местной музыкальной культуры, приглашая музыкантов и организуя торжественные мероприятия.

Произведения

Вокальные произведения

  • Кантата "Господь гневается на Израиля" ("Gott zürnet über Israel"), для пяти голосов и оркестра, утеряно
  • Церковная кантата, утеряно
  • Кантата "Бог Господь Могучий вещает" ("Gott der Herr der Mächtige redet"), для солистов, хора, трех скрипок и трех виол да гамба
  • Кантата "Мое сердце готово" ("Mein Herz ist bereit"), для альта и генерал-баса
  • Кантата "Ты, дочь Сиона, радуйся" ("Du Tochter Zion freue dich"), для баса, струнных и генерал-баса

Инструментальная музыка

  • "24 сонаты, сочиненные по канонам, фугам, контрапунктам и партиям согласно системе 24 ладов и наставлениям знаменитого музыканта, композитора и полиистора Иоганна Маттесона на 3 голоса с генерал-басом" ("XXIV sonates composées par le canons, fugues, contre points & parties selon le sisteme de 24 modes & les preceptes du fameux musicien, componiste & polihistor Jean Mattheson a 3, avec la basse continüe"), сохранилась в рукописи

Письменные труды

  • Диссертация "Юридический диспут о справедливом в отношении сценических игр и современных произведений, в просторечии называемых операми" ("Disputatio juridica de eo quod justum est circa ludos scenicas operasque modernas, dictas vulgo operen"), 1693 год

Ноты сочинений Георга фон Бертоуча на сайте библиотеки IMSLP