Бертуш, Георг фон
1668 - 1743
Назад
Георг фон Бертуш (Georg von Bertouch) - Норвежский военный офицер и композитор немецкого происхождения
Родился 19 июня 1668 года, Гельмерсхаузен - умер 14 сентября 1743 года, Христиания.
Происходя из титулованной семьи из Брабанта, предки Бертуша эмигрировали по религиозным соображениям в Германию, где его отец Якоб был учителем. В возрасте 15 лет он учился игре на скрипке и композиции у Эберлина, после чего поступил в университет. Он получил высшее образование в Йене (25 апреля 1688 года) и Киле (4 октября 1691 года), где в январе 1693 года защитил диссертацию "Юридический диспут о том, что справедливее всего в отношении людских сцен современной оперы, а также общих правил оперы" (Киль, 1693). Во время поездки в Италию с Иоганном Николаусом Бахом, который был органистом в Йене, он познакомился с сыновьями датского генерала, чей управляющий умер; заняв вакантную должность, Бертуш вернулся с ними в Данию и начал карьеру в датской армии. В последующие годы он, похоже, отличился как в военном, так и в музыкальном плане; он входит в число 13 известных музыкантов (наряду с Генделем), которым Иоганн Маттесон посвятил свой оркестр "Бешютце", где его называют "Кениглем". Деннисен Обристен фон дер Каваллери, генерал-адъютант короля. Герцоги Вюртемберга и Высшая музыкальная академия в Мехельне. Признание Бертушем своей преданности делу было отложено (война помешала ему заниматься своими личными делами) и датировано 28 февраля 1719 года в замке Акерсхус в Христиании, комендантом которого он только что был назначен в знак признания его долгой и преданной службы. Маттесон ссылался на кантату (‘Хельденштюк’). "Бог гневается на Израиль" для пяти голосов с оркестром (его "самое последнее сочинение") и кантата "Кьеза", обе ныне утрачены, как и другие сочинения, которые, по словам Маттесона, Бертуш обычно присылал ему. Три кантаты, хранящиеся в Берлинской государственной библиотеке, могут быть заимствованы из этого источника: "Возвращение к господину мечте" для солистов, хора, трех скрипок и трех альтов да гамба, "Мое сердце готово" для альта и континуо и "Свободный день" для баса, струнных и континуо. Маттесон также был обязан Бертушу двумя рассказами о якобы сверхъестественном музыкальном феномене, который время от времени наблюдался в окрестностях Бергена, и которые он опубликовал под названием "Это был новый мир для сына". Концерт в Норвегии (Гамбург, 1740). Представленная здесь музыка на самом деле является халлингом, норвежским народным танцем, и, по-видимому, это самый ранний случай публикации произведения норвежской народной музыки. Бертуш также переписывался с И.С. Баха и, по словам Спитты, написал ему письмо в 1738 году, вероятно, приложив к нему копию своих XXIV сонат "Композиции для канонов, фуг, контрапунктов и партий", "система из 24 ладов" и “наставления знаменитого музыканта, композитора и полигистора Иоганн Маттесона”, которая, по его словам, будет опубликована в следующем году. Не известно ни одного печатного экземпляра этого произведения, в котором Бертуш имитировал бы замысел "48-й" И.С. Баха, но сохранился рукописный экземпляр, из которого были вырваны первые пять сонат и вся, кроме последней, страница № 6. Нет никаких сомнений в том, что музыкант с таким международным опытом и репутацией, как Бертуш, оказал значительное влияние на музыкальную жизнь норвежской столицы, но известно немного подробностей. В 1720 году он организовал переезд органиста датского происхождения Йохана Фредрика Класена из Гамбурга в церковь Нашего Спасителя. И он, и Класен внесли свой вклад в музыкальное оформление визита короля Кристиана VI в Христианию в 1733 году. В 1740 году он вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта.
Ноты сочинений Георга фон Бертуша на сайте библиотеки IMSLP