Берти, Джованни Пьетро
ок.1590 - 1638

Назад

Джованни Пьетро Берти (Giovanni Pietro Berti) - Итальянский композитор

По-видимому, он прожил в Венеции несколько лет, прежде чем 19 февраля 1619 года был назначен тенором в Сан-Марко. 16 сентября 1624 года он был назначен вторым органистом и занимал эту должность до самой своей смерти. Два его сборника “Кантад и арье” содержатся почти исключительно строфические арии для сольного голоса; остальные произведения - это строфическая кантата для баса, сонет, диалог и три арии, которые будут исполняться дуэтом. Кроме того, две сольные песни вошли в "Кварто скерцо" Карло Милануцци "Ариоза делле вагезе" (Венеция, 1624), а одна - в "Арие разнообразия" Алессандро Винченти (1634). Сохранились три мотета Берти: один в "Священной гирланде" Леонардо Симонетти (1625) и два в рукописи. Многие строфические арии Берти были опубликованы до 1618 года в виде текстов с сопровождающей их испанской гитарной табулатурой, собранных Ремиджио Романо в поэтические антологии. Таким образом, песни Берти являются одними из самых ранних дошедших до нас венецианских образцов монодии, наряду с песнями Бартоломео Барбарино и Карло Милануцци. Его выбор текстов показывает его интерес к сложным эпиграммам и симметричной структуре рифмы и размера, в отличие от типично мягкой пасторальной поэзии других венецианских композиторов, которые, по-видимому, меньше заботились о симметрии в стихах и структуре рифмы. Чтобы подчеркнуть структурную логику своих текстов, Берти часто использовал масштабные гармонические и мелодические последовательные повторы; в большинстве случаев строгая последовательность переоценивала важность ритмов отдельных слов, как в "Ардо ма ривелар" (1624), но иногда такие жесткие схемы ослаблялись, допуская даже речитативную идиому, например в "О да Фила каноре" (1624). Пожалуй, наиболее характерным аспектом музыки Берти является преобладающее в ней сочетание двойного и тройного размеров. Больше, чем любой другой венецианский композитор того времени, Берти использовал изменения в размере, чтобы подчеркнуть структурные подразделения или изменения аффекта в тексте. Во многих случаях резко контрастирующие мелодические стили – трехметровая ария и двухметровый речитатив - помогают определить такие метрические подразделения. В то время как опера Берти "Фиати ангоскиози" (1627, но датируется периодом до 1620 года) показывает, что он был первым венецианским композитором, который использовал контраст между арией и речитативными фразами в рамках одной строфической песни, более поздняя "Да граве зажигательное давление" (1627) раскрывает значительный структурный потенциал такого приема. Берти разделил стихотворение из восьми стихов на две части одинаковой длины, первые шесть строк быстро продекламировал речитативом, а последние две строки, с многочисленными повторами текста, пропел в стиле арии. Но разнообразие музыкального языка Берти выходит за рамки его синтеза арий, ариозо и речитативных идиом в этих песнях; включение традиционных мадригальских эмоциональных приемов в его строфические арии придает его музыке стилистическую глубину, превосходящую таковую у большинства других венецианских композиторов. "Поэма о моей любви к неги" (1624), например, заканчивается поразительной цепочкой из 7-6 вставок, спускающейся через 6-ю; несомненно, вызванная резкой образностью текста, сама по себе плотность диссонанса беспрецедентна в венецианском репертуаре сольных песен. Три нестрофические монодии, найденные в двух коллекциях Берти, демонстрируют черты, общие для этого жанра, включая плавное, декламационное письмо, хроматизм и расширенную фиоритуру. Вполне вероятно, что эти расширенные монографии представляют собой "кантаду", упомянутую на титульных листах двух сборников, как и их аналоги в сборниках с аналогичным названием Алессандро Гранди; венецианский издатель Алессандро Винченти сам составил и опубликовал два тома Берти после того, как ранее опубликовал книгу Гранди. Широкий стилистический диапазон музыки Берти, а также его репутация одного из первых венецианских композиторов-монодистов делают его одним из самых значительных композиторов светской песни своего времени.