Берти, Карло
1555 - 1602
Назад
Berti, Carlo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Карло Берти был итальянским композитором и органистом. Он родился во флорентийской семье Берти Синьези; его точное место рождения неизвестно. Его отец, Антонио ди Томмазо, умер в Антверпене четвертого сентября 1574 года, оставив его на попечении родственников. Он был принят в орден сервитов в церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции тридцатого января 1577 года, а шестнадцатого ноября 1580 года был рукоположен в монастыре ордена в Лукке. В посвящении Якопо Корси своего сборника "Песнь Пресвятой Богородицы на восемь гласов" 1593 года Берти признался в своем музыкальном обучении у Маурицио Борселли, органиста и учителя пения в Сантиссима-Аннунциата. Берти был назначен руководителем капеллы там незадолго до десятого января 1592 года, и в октябре того же года он посвятил свою первую публикацию, "Псалмы" для пяти голосов, генералу ордена сервитов Лелио Бальони и настоятелям флорентийского монастыря, за что был вознагражден 175 лирами.
Во время пребывания Берти на посту руководителя капеллы музыкальная деятельность в Сантиссима-Аннунциата значительно расширилась; помимо мальчиков-певчих и иногда кастратов, предоставленных Эмилио де Кавальери, тогдашним руководителем герцогской музыки, тромбонисты и корнетисты в основном из инструментальной школы Бернардо Пагани регулярно нанимались в качестве дополнительных музыкантов на главные праздничные дни. Двадцатого января 1601 года Берти уехал из Флоренции в Мантую, взяв с собой рекомендательное письмо к герцогу Винченцо Гонзага от Якопо Корси. Согласно письму, адресованному герцогу Франческо Рази, Берти должен был продолжить в Мантуе обучение пению и контрапункту сестер Рази, которое он уже начал во Флоренции. В другом письме Асканио Рази, отец Франческо, просил герцога разрешить Берти проживать в доме Рази в Мантуе, чтобы обучение его дочерей могло проходить без помех. Второго сентября 1602 года монастырь сервитов во Флоренции получил известие о смерти Берти в Мантуе.
Три сборника духовной музыки Берти заполняют пробел во флорентийской духовной музыке между "Песнопениями" Франческо Кортеччи 1571 года и "Заупокойной службой" Марко да Гальяно 1607 или 1608 года. Его "Песнь Пресвятой Богородицы на восемь гласов" для пяти голосов изложены в манере чередования; четные стихи положены полифонически с включением соответствующей мелодии григорианского хорала в полифоническую структуру, но ритмически переосмысленной как тема имитации, пронизывающая все голоса. В славословии количество голосов увеличивается до шести за счет использования канона. Ранним примером применения техники пародии к Песни Богородицы является "Песнь Пресвятой Богородицы на мадригал 'Vestiva i colli'", основанная на мадригале Палестрины. Мотеты на восемь голосов написаны в более современном венецианском полихоральном стиле, но без использования возможностей неравных групп голосов. Они демонстрируют хорошо продуманную секционную организацию, чередуя короткие гомофонные фразы с мелодически распевными эпизодами в тройном размере и эпизодами для всего состава, которые тесно следуют смыслу и ритмам слов. Несколько его песнопений Песни Богородицы и мотетов были переизданы в немецких антологиях семнадцатого века.
Духовная музыка