Берти, Карло
1555 - 1602

Назад

Карло Берти (Carlo Berti) - Итальянский композитор и органист

Родился в 1555 году, Флоренция - умер до 2 сентября 1602 года, Мантуя. 

Он родился во флорентийской семье Берти Синьези (то есть был родом из Синьи); место его рождения неизвестно, поскольку его имя не фигурирует во флорентийских записях о крещении. Его отец, Антонио ди Томмазо, умер в Антверпене 4 сентября 1574 года, оставив его на попечение родственников. 30 января 1577 года он был принят послушником в орден сервитов в монастыре Святой Аннунциаты во Флоренции, а 16 ноября 1580 года был рукоположен в сан в монастыре ордена в Лукке. В посвящении Якопо Корси своего "Magnificat octo tonorum" (1593) Берти упомянул о своем музыкальном обучении у Маурицио Борселли, органиста и мастера пения в церкви Аннунциата. Берти был назначен там маэстро ди капелла незадолго до 10 января 1592 года, а в октябре того же года он посвятил свою первую публикацию "Псалми на пять голосов" Лелио Бальони, генералу ордена сервитов, и настоятелям флорентийского монастыря, за что был награжден 175 лиры. Во время пребывания Берти на посту маэстро капеллы, музыкальная деятельность в монастыре Святой Аннунциаты была значительно расширена; помимо мальчиков и кастратов, которых время от времени приглашал Эмилио де Кавальери, тогдашний управляющий герцогской музыкой, на сцене регулярно выступали тромбонисты и корнетисты, в основном из инструментальной школы Бернардо Пагани "детто иль Франчиозино". работал в качестве главного музыканта по главным праздникам. 20 января 1601 года Берти выехал из Флоренции в Мантую, взяв с собой рекомендательное письмо к герцогу Винченцо Гонзага от Якопо Корси. Согласно письму Франческо Рази, адресованному герцогу, Берти должен был продолжить в Мантуе обучение пению и контрапункту, которое он уже начал во Флоренции с младшими сестрами Рази. В другом письме Асканио Рази, отец Франческо, просил герцога разрешить Берти пожить в доме Рази в Мантуе, чтобы обучение его дочерей проходило беспрепятственно. 2 сентября 1602 года монастырь сервитов во Флоренции получил известие о смерти Берти в Мантуе. Три книги духовной музыки Берти заполняют пробел во флорентийской духовной музыке между "Кантикорумом" Кортеччи (1571) и "Несуществующим чиновничеством" Марко да Гальяно (1607/1608). Из псалмов "Вечери вечной" и "Римской церкви до рождества Христова", "квинк вокибус кончиненди" (Венеция, 1592), сохранился только сборник басовых партий. Его "Magnificat octo tonum quinque vocibus concinendi" (Венеция, 1593) изложены в альтернативной манере; четные куплеты исполняются полифонически с соответствующей напевной мелодией, включенной в полифоническую структуру, но ритмически измененной в целях имитации, пронизывающей все голоса. В славословии количество голосов увеличено до шести за счет использования канона. Ранним примером применения пародийных приемов к Магнификату является Магнификат над "Вестью и колли", основанный на мадригале Палестрины. "Октонавтовечерний голос" (Венеция, 1596) написаны в более современном венецианском полихоральном стиле, но без использования возможностей неравных голосовых группировок. Они демонстрируют хорошо продуманную секционную организацию, чередуя короткие гомофонические фразы с мелизматическими, троекратными и тутти-эпизодами, которые точно соответствуют смыслу и ритму слов. Джованни Баттиста Джакомелли "Ребенок скрипача", который регулярно выступал в SS Annunziata, и Лука Бати написали по одному мотету для этого издания. Несколько опусов и мотетов Берти Magnificat были переизданы в немецких антологиях XVII века, а также несколько мотетов в переложении для органа.