Бертод, Франсуа
.... - ....
Назад
Berthod, François
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франсуа Бертод был французским композитором и поэтом. Он был кордельером, но его имя не фигурирует в списке писателей его ордена. Его сочинения для назидания верующих включают "Истинный путь на небо для умирающих", "Священные эмблемы, взятые из Священного Писания" и "История страстей Господа нашего Спасителя Иисуса Христа". Бертод продолжил традицию Иренея д'Э и многих других религиозных деятелей семнадцатого века, специализируясь на создании духовных контрафактур. Именно для отдыха монахинь монастырей Мобюиссон и Валь-де-Грас в Париже он создал три книги "Духовных арий на две части", изданные Робером Балларом; некоторые пьесы с генерал-басом, некоторые без. Мелодии представляют собой популярные арии Люлли, Ламбера, Мулинье и других французских композиторов того времени. Обычно в списках содержания указаны первые строки светских оригиналов; только последние шесть пьес в третьей книге приписаны композитору Гоберу. Бертод объяснил, что он как можно меньше менял слова, чтобы не испортить мелодии. Он также опубликовал книгу мотетов для одного голоса без сопровождения, "Весьма набожные слова, положенные на песнь для прославления Бода во время возношения", на латинские тексты, взятые из литургии. Мелодии, написанные самим Бертодом, адаптированы из григорианского пения. Он оговорил в своем предисловии, что при их исполнении следует использовать украшения и знаки альтерации, принятые в светской музыке. Вместе с Франсуа Паскалем ему было поручено пересмотреть книги римского песнопения, которые претерпели многие изменения после Тридентского собора. Результатом стала "Служба церкви", сборник литургических песнопений на латыни, напечатанный невмами. Бертод проповедовал при дворе, в частности во время королевских визитов в Фонтенбло, где он исполнял свои "Благочестивые и невинные арии" перед королевой. Возможно, в награду за его верность в годы Фронды король поручал ему некоторые дипломатические задания. Его живые "Мемуары" свидетельствуют о его дерзости, хитрости и даже любви к спорту.
Творчество Франсуа Бертода целиком посвящено духовным целям и представляет собой интересный пример адаптации светской музыки для религиозных нужд. Его главный вклад — создание духовных контрафактур, где популярные мелодии его современников снабжались новыми, набожными текстами. Этот подход позволял сделать духовную музыку более доступной и приятной для слуха паствы, особенно для монахинь, для которых он изначально и предназначался. Его работа над мотетами, основанными на григорианском хорале, но с использованием элементов светской исполнительской практики, демонстрирует стремление модернизировать и оживить церковное пение. Участие в официальной реформе богослужебного песнопения подчеркивает его признание как эксперта в этой области. Таким образом, Бертод выступает как типичный представитель своей эпохи, сочетающий благочестие с практическим пониманием музыкальных вкусов своего времени.
Духовные контрафактуры (Духовные арии)
Духовная музыка
Литургические песнопения (Редакция)
Письменные труды (поэзия и назидательная литература)