Берто, Мартен
1708 - 1771

Назад

Berteau, Martin

  • Дата рождения: 1708 год
  • Место рождения: неизвестно
  • Дата смерти: 23 января 1771
  • Место смерти: Анже, Франция

Биография

Мартен Берто был французским виолончелистом, основателем французской школы виолончельной игры. Среди его учеников были Тийер, Жансон, Кюпи и старший Дюпор. Он начинал с игры на басовой виоле, обучаясь в Германии у чешского исполнителя на этом инструменте Кожеца. После того как он услышал итальянского виолончелиста Франчишелло, он оставил виолу ради виолончели. В 1739 году он с большим успехом исполнил собственный концерт на Духовном концерте в Париже. Жан-Бенжамен де Лаборд высоко его хвалил: "Господин Берто был профессором, который более всего способствовал совершенствованию этого инструмента благодаря своей манере игры". Некоторые сомнения высказывались относительно подлинности немногих сохранившихся произведений, в основном из-за путаницы с датой его смерти, которую Франсуа-Жозеф Фети, Роберт Айтнер и другие считали 1756 годом. Однако более поздняя дата, указанная выше, подтверждается регистром церкви Сен-Пьер в Анже и пометкой аббата Роза в рукописи. Жан Луи Дюпор включил этюд Берто, требующий использования позиции большого пальца, в свой "Опыт о аппликатуре виолончели и ведении смычка".

Творчество

Мартен Берто является ключевой фигурой в истории виолончельного искусства Франции. Его значение заключается прежде всего в его педагогической деятельности и формировании принципов исполнительской техники, которые легли в основу национальной школы. Перейдя с басовой виолы на виолончель, он перенес на нее развитую технику левой руки, включая использование большого пальца для игры в высоких позициях, что значительно расширило технические и выразительные возможности инструмента. Хотя до нас дошло не так много его сочинений, они, как и его исполнительская манера, оказали глубокое влияние на следующее поколение французских виолончелистов, многие из которых были его прямыми учениками и стали видными музыкантами. Его творчество и методика заложили фундамент для дальнейшего расцвета виолончельного искусства во Франции.

Произведения

Изданные сочинения

  • "Шесть камерных сонат" ("Sonate da camera") для виолончели и генерал-баса, 1748 год
  • "Десять камерных сонат" ("Sonate da camera") для скрипки и генерал-баса, сочинение 2, 1767 год

Рукописи

  • "Четыре сонаты господина Берто" ("Sonate de Signore Berteau") для виолончели и генерал-баса, 1759 год
  • "Вариации на арию" ("Air varié") для виолончели

Отдельные пьесы в сборниках

  • Менуэт, изящные арии, веселые арии в "Собрании избранных арий лучших авторов, аранжированных для виолончели господином Кюпи младшим", 1746 год
  • Виваче в "Разумном методе обучения виолончели" Жана-Батиста Бреваля, 1804 год
  • Этюд номер 6 в "Опыте о аппликатуре виолончели и ведении смычка" Жана Луи Дюпора, 1806 год

Утерянные произведения

  • "Пьесы" ("Pièces") для виолончели или фагота, сочинение 3, около 1767 года
  • "Музыка для виолончели" ("Musique de violoncelle"), сочинение 4, около 1777 года
  • "Сонаты", 1783 год
  • Четыре концерта, исполнявшиеся на Духовном концерте
  • "Трио-соната" ("Sonate en trio") для двух скрипок и виолончели, исполненная на Духовном концерте 5 апреля 1750 года

Ноты сочинений Мартена Берто на сайте библиотеки IMSLP