Бертани, Лелио
ок.1553 - 1612
Назад
Лелио Бертани (Lelio Bertani) - Итальянский композитор
Родился в 1553 или 1554 году, Брешиа - умер в 1612 году, Брешиа.
Несомненно, он сочинил мадригалы к 1571 году, поскольку в том же году был напечатан ответ его коллеги-брешианца Костанцо Антеньяти на пьесу Бертани. В 1574 году он сменил своего учителя Джованни Контино на посту маэстро капеллы кафедрального собора Брешии, который он все еще занимал в 1591 году (Фонтана). По словам Росси, он служил последнему герцогу Альфонсо Феррарскому, из чего следует, что он работал в придворном музыкальном учреждении Феррарцев, но, хотя записи о заработной плате при феррарском дворе за конец XVI века сохранились почти полностью, Бертани там не упоминается. Однако он все же посетил двор и подарил герцогу кое-что из своей музыки, в том числе первую книгу мадригалов для шести голосов; вероятно, именно за эту услугу он получил вознаграждение в 50 скудо, упомянутое Росси. Он был назначен маэстро капеллы Падуанского собора в ноябре 1598 года и попросил разрешения уйти с этого поста в июле 1604 года (даты 1588 и 1607 годов, иногда приводимые в этой связи, неверны). Бертани пользовался большим уважением среди своих современников, о чем свидетельствует как его рекомендация Луццаски на важный пост в 1601 году, так и его включение в многочисленные антологии многих стран в течение 1580-1610 годов. Выборка из нескольких его мадригалов показывает, что это уважение было оправданным. Особенно заметным в стиле Бертани 1580-х годов является почти инструментальное отношение к вокальной композиции: предпочтение, например, мотивным текстурам, развитию и объединению с помощью чисто мотивных и тональных средств, независимых от слов, - того рода, на которые в то же десятилетие жаловались Барди и Галилей. Бертани должен быть признан выдающимся мастером в том стиле, в котором он работал, как бы ни оценивался сам стиль. Его мастерство в разрешении противоречивых требований гармонической и имитационной нижней части, в расширении и развитии повторений мотивными, гармоническими и текстурными средствами, в одновременном раскрытии двух или трех мотивов или в использовании выписанного орнамента в структурных целях выдерживает сравнение с мастерством Маренцио или Монтеверди 1580-х годов. и 90-е годы. Он виртуозно владеет текстурой и темпом. Только отсутствие большого драматического воображения и, как предположил Росси, отсутствие амбиций помешали Бертани войти в число лучших мадригалистов своего времени.
Ноты сочинений Лелио Бертани на сайте библиотеки IMSLP