Бертани, Лелио
1553 - 1612
Назад
Bertani, Lelio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Лелио Бертани был итальянским композитором. Он определенно сочинял мадригалы уже к 1571 году, поскольку ответ его земляка из Брешии Костанцо Антеньяти на произведение Бертани был напечатан в том же году. Он сменил своего учителя Джованни Контино на посту руководителя капеллы собора Брешии в 1574 году и занимал эту должность еще в 1591 году. Согласно Росси, он служил последнему герцогу Альфонсо Феррарскому, что было истолковано как его работа в музыкальном учреждении феррарского двора, однако, хотя феррарские придворные ведомости о зарплате сохранились почти полностью для конца шестнадцатого века, Бертани в них не упоминается. Он действительно посещал двор и преподнес герцогу некоторые из своих произведений, включая первую книгу мадригалов для шести голосов; вероятно, это и была та служба, за которую он получил вознаграждение в 50 скуди, упомянутое Росси. Он был назначен руководителем капеллы собора Падуи в ноябре 1598 года и попросил разрешения уйти с этой должности в июле 1604 года.
Бертани пользовался большим уважением среди своих современников, что подтверждается как его рекомендацией на важный пост в 1601 году от Лудзаски, так и включением его произведений в многочисленные антологии многих стран в период с 1580 по 1610 год. Особенно prominent в стиле Бертани 1580-х годов является почти инструментальный подход к вокальной композиции: предпочтение, например, мотивной фактуры и развития, а также объединения сугубо мотивными и тональными средствами, независимо от слов, того рода, который вызывал нарекания у Барди и Галилея в то же десятилетие. Бертани следует признать превосходным мастером в том стиле, в котором он работал, независимо от оценки самого стиля. Его мастерство в разрешении противоречивых требований гармонической и имитационной нижней партии, в расширении и развитии его повторений с помощью мотивных, гармонических и фактурных средств, в одновременном экспонировании двух или трех мотивов или в использовании выписанной орнаментики в структурных целях, выдерживает сравнение с мастерством Маренцио или Монтеверди в 1580-х и 90-х годах. Его варьирование фактуры и контроль над темпом мастерски. Лишь отсутствие великого драматического воображения и, как предположил Росси, отсутствие амбиций помешали Бертани войти в число самых прекрасных мадригалистов своей эпохи.
Мадригалы
Контрафактуры
Ноты сочинений Лелио Бертани на сайте библиотеки IMSLP