Бертали, Антонио
1605 - 1669

Назад

Bertali, Antonio

  • Дата рождения: март 1605
  • Место рождения: Верона, Италия
  • Дата смерти: 17 апреля 1669
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Антонио Бертали был австрийским композитором и скрипачом итальянского происхождения. Он получил начальное музыкальное образование у Стефано Бернарди, руководителя капеллы собора Вероны с 1611 по 1622 год. Предположительно, именно назначение Бернарди на службу к эрцгерцогу Карлу Иосифу привело к трудоустройству Бертали при императорском дворе в Вене. По-видимому, он прибыл туда в 1624 году, поскольку императорский указ 1666 года ссылается на его 42-летнюю службу при дворе. Самое раннее зафиксированное свидетельство в венских архивах — это его брачное свидетельство, датированное 26 января 1631 года, где он указан как инструменталист императорской капеллы.

В свои ранние годы в Вене Бертали, должно быть, приобрел прочную репутацию композитора, так как ему вскоре поручили сочинение музыки для особых случаев при дворе. В Вене и за ее пределами он также пользовался репутацией превосходного скрипача. Первого октября 1649 года он был назначен капельмейстером императорского двора, сменив Джованни Валентини. Одним из его главных достижений на этом посту было продвижение и сочинение опер, что в немалой степени способствовало установлению регулярных постановок итальянской оперы при дворе с 1660-х годов. Его слава росла по мере того, как он продолжал создавать духовные произведения, а также праздничную инструментальную музыку для важных придворных событий и умело управлял делами быстро расширяющейся императорской капеллы. Кристоф Бернхард в своем трактате упомянул его произведения как образцы пышного стиля. Его посмертная репутация во многом основывалась на двух сборниках инструментальной музыки, изданных в 1671 и 1672 годах.

Творчество

Стиль музыки Бертали прочно укоренен в североитальянской традиции первой половины семнадцатого века. Таким образом, его драматические произведения опираются на модели Кавалли и Чести, хотя в ораториях больше индивидуальности, чем в операх. Его увертюры напоминают французский тип, а краткие ритурнели обычно драматически или тематически связаны с предшествующими ариями или сценами. Арии короткие и в строфической форме, с контрастом, обеспечиваемым бинарной или, реже, тернарной структурой. В целом, Бертали избегает сложного вокального письма и концентрируется на выразительном изложении текста, особенно в частых ариозных окончаниях речитативов. Ансамбли, часто встречающиеся в его ораториях и коротких драматических произведениях, по стилю схожи с полифоническими мадригалами начала семнадцатого века. Его литургическая музыка охватывает широкий спектр стилей и составов, от коротких неаккомпанированных четырехголосных пьес мадригального типа до строгих контрапунктических месс в старинном стиле и праздничных полихоральных произведений с инструментальными ансамблями. Большинство этих работ вписываются в основные литургические стили венского двора. Инструментальная музыка Бертали включает широкий диапазон популярных стилей середины семнадцатого века.

Произведения

Оперы

  • "Обман любви" ("L’inganno d’amore"), Регенсбург, 24 февраля 1653 года, утеряно
  • "Фетида" ("Theti"), Вена, 13 июля 1656 года
  • "Король Джелидоро" ("Il rè Gelidoro"), Вена, 19 февраля 1659 года, утеряно
  • "Разоблаченная магия" ("La magia delusa"), Вена, 4 июня 1660 года
  • "Любовь Аполлона и Клитии" ("Gli amori d’Apollo con Clizia"), Вена, 1 марта 1661 года, утеряно
  • "Растущий Кир" ("Il Ciro crescente"), Вена, 14 июня 1661 года
  • "Зенобия Радамиста" ("La Zenobia di Radamisto"), Вена, 18 ноября 1662 года
  • "Безумная любовь" (Без названия, начинается с "Pazzo amor"), Вена, около 18 ноября 1664 года
  • "Альчиндо" ("L’Alcindo"), Вена, 20 апреля 1665 года
  • "Спор воздуха и воды" ("La contesa dell’aria e dell’acqua"), Вена, 24 января 1667 года, утеряно

Оратории

  • "Покаяние, любовь к Богу" ("Il pentimento, l’amore verso Dio"), Вена, 1661 год, утеряно
  • "Мария Магдалина" ("Maria Maddalena"), Вена, 1663 год
  • "Обманутый ад" ("L’inferno deluso"), Вена, 1665 год, утеряно
  • "Избиение младенцев" ("La strage degl’innocenti"), Вена, 1665 год

Духовная музыка

  • Два мотета
  • "Месса Воскресения" ("Missa Resurrectionis")
  • "Месса семиминим" ("Missa semiminima")
  • "Вот, воссиял нам" ("Ecce illuxit nobis")
  • Тридцать две мессы, восемь заупокойных месс, тридцать два интроита, секвенция, восемь вечерен, десять повечерий, шестнадцать магнификатов, пять "Te Deum", семьдесят три антифона, шестнадцать литаний, пять уроков и респонсориев, семьдесят восемь псалмов, семьдесят пять мотетов (большинство утеряно)

Светская вокальная музыка

  • Сорок "моральных и духовных сочинений"
  • Четырнадцать кантат к случаю
  • Сто тридцать четыре "любовных сочинения" (большинство утеряно)

Инструментальная музыка

  • "Музыкальная сокровищница" ("Thesaurus musicus"), на три части, утеряно
  • "Превосходнейшие пробы" ("Prothinia suavissima"), двадцать четыре сонаты на 3-4 части
  • Сонаты: одиннадцать "с торжественными трубами" на 13-18 частей; двадцать девять на 3-8 частей; десять для двух скрипок, тромбона или басовой виолы и генерал-баса; одна для скрипки и генерал-баса
  • "Чаконна" ("Chiacona") для скрипки и генерал-баса

Ноты сочинений Антонио Бертали на сайте библиотеки IMSLP