Бертали, Антонио
1605 - 1669
Назад
Антонио Бертали (Antonio Bertali) - Австрийский композитор и скрипач итальянского происхождения
Родился в марте 1605 года, Верона - умер 17 апреля 1669 года, Вена.
Музыкальная литература с конца 17-го века до середины 20-го содержит много противоречий и дезинформации о его жизни, и возникшая в результате путаница была устранена только в 1970-х годах Бартельсом и Олсеном. На его портрете, написанном в октябре 1664 года, есть надпись “aetatis suae 59 ann, et 7 Mens”. Раннее музыкальное образование он получил у Стефано Бернарди, маэстро капеллы Веронского собора с 1611 по 1622 год. Представляется разумным предположить, что именно назначение Бернарди в 1622 году на службу к эрцгерцогу Карлу Иосифу, епископу Бреслау и Брессаноне и брату императора Фердинанда II, привело Бертали к работе при императорском дворе в Вене. По-видимому, он прибыл туда в 1624 году, поскольку в императорском постановлении от 1666 года говорилось о его 42-летней службе при дворе. Однако самым ранним зарегистрированным свидетельством в венских архивах является свидетельство о его браке (в доме Стефана), датированное 26 января 1631 года, в котором он указан как музыкант-инструменталист императорской капеллы. В первые годы своего пребывания в Вене Бертали, должно быть, приобрел солидную репутацию композитора, поскольку вскоре ему было поручено сочинение музыки для торжественных случаев при дворе, таких как кантата "Донна настоящая", посвященная бракосочетанию будущего императора Фердинанда III с испанской инфантой Анной Марией в 1631 году, Ратисбоненсис для императорского сейма в Регенсбурге в 1636 году и Реквием Фердинанду II в 1637 году. В Вене и за ее пределами он также пользовался репутацией превосходного скрипача; в посвящении Дж.А. Бертоли "Музыкальному сочинению" (1645) он назван "доблестным скрипачом". Однако только 1 октября 1649 года он был назначен капельмейстером императорского двора, сменив Джованни Валентини. Одним из его главных достижений за время пребывания на этом посту стала пропаганда и сочинение опер, деятельность, которая в немалой степени способствовала налаживанию регулярных представлений итальянской оперы при дворе с 1660-х годов. Его слава росла по мере того, как он продолжал сочинять духовные произведения, а также праздничную инструментальную музыку для важных придворных мероприятий и умело руководил делами быстро расширяющейся императорской капеллы. В своем "Tractatus compositionis augmentatus" (1657) Кристоф Бернхард упомянул его произведения, наряду с произведениями таких композиторов, как Монтеверди, Кавалли и Роветта, как образцы роскошного стиля. Рукописные работы Бертали, в основном утраченные, перечислены в каталоге частной коллекции Леопольда I “Distinta specificatione's dell'archivio musicale для службы капеллы и камеры в Чезаре”. Его посмертная репутация в значительной степени основывалась на двух сборниках инструментальной музыки, опубликованных в 1671 и 1672 годах. Стиль музыки Бертали прочно укоренился в североитальянской традиции первой половины XVII века. Таким образом, его драматические произведения основаны на образцах Кавалли и Чести, хотя в ораториях больше индивидуальности, чем в операх. Его увертюры напоминают французские, а краткие ритурнели обычно драматически или тематически связаны с предшествующими ариями или сценами. Арии короткие и строфические, контраст которым обеспечивает бинарная или, реже, троичная структура. Как правило, Бертали избегает сложного вокального оформления и концентрируется на выразительных элементах текста, особенно на частых ариозных концовках речитативов. Ансамбли, часто встречающиеся в его ораториях и коротких драматических произведениях, близки по стилю к полифоническим мадригалам начала XVII века. Его литургическая музыка охватывает широкий спектр стилей и сочинений, от коротких четырехчастных пьес без сопровождения в мадригальском стиле до строгих контрапунктических месс в стиле антико и праздничных полихоральных пьес с инструментальными ансамблями. Большинство из этих произведений соответствуют основным литургическим стилям венского двора, и многие из них, по-видимому, были написаны для особых случаев, таких как послеродовая проповедь (Чехия). Инструментальная музыка Бертали включает в себя широкий спектр популярных стилей середины XVII века, от контрапунктических сонат, распространенных при дворе, до крупномасштабных, многосекционных произведений, включая трубы, корнетты, струнные инструменты и континуо для важных церковных праздников и придворных торжеств.
Ноты сочинений Антонио Бертали на сайте библиотеки IMSLP