Бертали, Антонио
1605 - 1669
Назад
Bertali, Antonio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Антонио Бертали был австрийским композитором и скрипачом итальянского происхождения. Он получил начальное музыкальное образование у Стефано Бернарди, руководителя капеллы собора Вероны с 1611 по 1622 год. Предположительно, именно назначение Бернарди на службу к эрцгерцогу Карлу Иосифу привело к трудоустройству Бертали при императорском дворе в Вене. По-видимому, он прибыл туда в 1624 году, поскольку императорский указ 1666 года ссылается на его 42-летнюю службу при дворе. Самое раннее зафиксированное свидетельство в венских архивах — это его брачное свидетельство, датированное 26 января 1631 года, где он указан как инструменталист императорской капеллы.
В свои ранние годы в Вене Бертали, должно быть, приобрел прочную репутацию композитора, так как ему вскоре поручили сочинение музыки для особых случаев при дворе. В Вене и за ее пределами он также пользовался репутацией превосходного скрипача. Первого октября 1649 года он был назначен капельмейстером императорского двора, сменив Джованни Валентини. Одним из его главных достижений на этом посту было продвижение и сочинение опер, что в немалой степени способствовало установлению регулярных постановок итальянской оперы при дворе с 1660-х годов. Его слава росла по мере того, как он продолжал создавать духовные произведения, а также праздничную инструментальную музыку для важных придворных событий и умело управлял делами быстро расширяющейся императорской капеллы. Кристоф Бернхард в своем трактате упомянул его произведения как образцы пышного стиля. Его посмертная репутация во многом основывалась на двух сборниках инструментальной музыки, изданных в 1671 и 1672 годах.
Стиль музыки Бертали прочно укоренен в североитальянской традиции первой половины семнадцатого века. Таким образом, его драматические произведения опираются на модели Кавалли и Чести, хотя в ораториях больше индивидуальности, чем в операх. Его увертюры напоминают французский тип, а краткие ритурнели обычно драматически или тематически связаны с предшествующими ариями или сценами. Арии короткие и в строфической форме, с контрастом, обеспечиваемым бинарной или, реже, тернарной структурой. В целом, Бертали избегает сложного вокального письма и концентрируется на выразительном изложении текста, особенно в частых ариозных окончаниях речитативов. Ансамбли, часто встречающиеся в его ораториях и коротких драматических произведениях, по стилю схожи с полифоническими мадригалами начала семнадцатого века. Его литургическая музыка охватывает широкий спектр стилей и составов, от коротких неаккомпанированных четырехголосных пьес мадригального типа до строгих контрапунктических месс в старинном стиле и праздничных полихоральных произведений с инструментальными ансамблями. Большинство этих работ вписываются в основные литургические стили венского двора. Инструментальная музыка Бертали включает широкий диапазон популярных стилей середины семнадцатого века.
Оперы
Оратории
Духовная музыка
Светская вокальная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Антонио Бертали на сайте библиотеки IMSLP