Бернье, Николя
1665 - 1734

Назад

Bernier, Nicolas

  • Дата рождения: 5 или 6 июня 1665
  • Место рождения: Мант-ла-Жоли, Франция
  • Дата смерти: 6 июля 1734
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Николя Бернье был французским композитором, клавесинистом, теоретиком и учителем. Вероятно, он обучался музыке в певческой школе коллегиальной церкви Нотр-Дам в Манте и в школе собора Эврё. Согласно источнику "Состояние королевской музыки на данный момент", он затем изучал музыку у Антонио Кальдары в Риме. В 1692 году Бернье жил на улице Тикетонн в Париже и преподавал игру на клавесине. Двадцатого ноября 1693 года он не смог получить должность руководителя музыки в Руанском соборе, проиграв в конкурсе Жану-Франсуа Лалуэтту. Он был назначен главой певческой школы Шартрского собора семнадцатого сентября 1694 года и оставался там до восемнадцатого марта 1698 года, когда получил аналогичную должность в церкви Сен-Жермен-л'Осерруа в Париже. Торжественное "Тебя, Бога, хвалим", исполненное перед королем в Фонтенбло двадцать четвертого октября 1700 года, имело большой успех и было спето снова в нескольких парижских церквях в 1701 и 1704 годах. Пятого апреля 1704 года он сменил Марка-Антуана Шарпантье на посту руководителя музыки Святой капеллы, сложив с себя эти обязанности восемнадцатого сентября 1726 года в пользу своего друга Франсуа де Ла Круа. Покровительство Филиппа, герцога Орлеанского, потребовалось ему, чтобы сохранить должность после его брака с Мари-Катрин Маре двадцатого июня 1712 года, поскольку устав Святой капеллы требовал, чтобы ее руководитель музыки был безбрачным и в церковном облачении. Несмотря на утверждение Ле Серфа де Ла Виевиля, Бернье не был аббатом, а лишь аколитом, имевшим право носить церковный воротник. В 1715 году он участвовал в развлечениях, организованных герцогиней Мэн в ее замке Со. В январе 1723 года, по просьбе регента, Мишель-Ришар Делаланд уступил три из своих четырех квартальных периодов службы в качестве помощника руководителя музыки в Королевской капелле. Образовавшиеся таким образом должности были распределены без конкурса Андре Кампра, Шарлю-Юберу Жерве и Бернье, который исполнял обязанности в течение летнего квартала вплоть до своей смерти. В 1726 году квартал Делаланда стал вакантным после его смерти и был разделен между оставшимися помощниками руководителя, причем Бернье взял на себя обучение пажей Капеллы до 1733 года. Он был, фактически, знаменит как учитель. Он написал трактат под названием "Принципы композиции", и среди его учеников был Луи-Клод Дакен.

Творчество

Бернье предложил личное решение для объединения французских и итальянских вкусов. Он достиг равновесия между двумя стилями в своей первой книге французских кантат, жанра, одним из первых создателей которого он был вместе с Жан-Батистом Мореном. Энергичные речитативы и арии да капо, с начальным девизом или без него, свободно следуют друг за другом, в то время как выразительная мелодия, с небольшим количеством широких интервалов или длинных распевов, укоренена скорее во французской традиции. "Ночи в Со" содержат единственные инструментальные пьесы Бернье: танцы и две увертюры, которые принимают структуру Люлли, но являются итальянизирующими по стилю. Сорок пять малых мотетов, тридцать шесть больших мотетов и тридцать девять кантат демонстрируют стилистическую особенность, присущую Бернье: часто систематическое повторение мотива, будь то транспонированное или нет. Бернье имел репутацию контрапунктиста, и отточенное письмо фугированных хоров в "Блажен муж" и "Исповедуюсь Тебе, Господи" свидетельствуют о его мастерстве. Два его больших мотета несколько раз исполнялись на Духовных концертах, начиная с 1725 года. Большая часть его "Принципов композиции" посвящена двухголосному контрапункту; работа напоминает трактаты Нивера и Массона.

Произведения

Духовная музыка

Малые мотеты

  • "Двадцать шесть мотетов" ("[26] Motets") для 1-3 голосов и генерал-баса, сочинение 1 (1703)
  • "Пятнадцать мотетов" ("[15] Motets") для 1-3 голосов и генерал-баса, сочинение 2 (1713)
  • Три мотета для одного голоса и один мотет для трех голосов в сборнике "Мотеты господина де Ла Круа" (1741)

Большие мотеты

  • "Блажен муж" ("Beatus vir")
  • "Благослови, душа моя" ("Benedic anima mea")
  • "Пойте Господу" ("Cantate Domino")
  • "Исповедуюсь Тебе, Господи" ("Confitebor tibi Domine")
  • "Когда я взываю" ("Cum invocarem")
  • "Бог наш прибежище" ("Deus noster refugium")
  • "Хвали, душа моя, Господа" ("Lauda anima mea Dominum")
  • "Хвали, Иерусалим, Господа" ("Lauda Jerusalem")
  • "Хвалите Господа, ибо" ("Laudate Dominum quoniam")
  • "Помилуй меня, Боже" ("Miserere mei")
  • "Придите, воспоём" ("Venite exultemus")

Прочие духовные сочинения

  • "Девять уроков Тёмных заутрений" ("[9] Leçons de Ténèbres") для сопрано и генерал-баса
  • Месса, утеряно
  • "Тебе, Бога, хвалим", утеряно
  • "Песнопения служб разным новым Святым", утеряно

Светская музыка

Кантаты

  • "Двадцать четыре французские кантаты, или камерная музыка" ("[24] Cantates françoises ou musique de chambre") для 1-2 голосов и генерал-баса, книги 1-4 (1703)
  • "Нимфы Дианы" ("Les nymphes de Diane") – французская кантата для двух голосов и генерал-баса (1703)
  • "Ночи в Со, камерные концерты, или французские кантаты" ("Les nuits de Sceaux, concerts de chambre, ou cantates françoises") для солирующих голосов, генерал-баса и инструментов, книга 5 (1715)
  • "Шесть французских кантат, или камерная музыка" ("[6] Cantates françoises, ou musique de chambre") для одного голоса и генерал-баса, книга 6 (1718)
  • "Шесть французских кантат, или камерная музыка" ("[6] Cantates françoises, ou musique de chambre") для одного голоса и генерал-баса, книга 7 (1723)

Письменные труды

  • "Принципы композиции господина Бернье" ("Principes de composition de Mr Bernier")

Ноты сочинений Николя Бернье на сайте библиотеки IMSLP