Бернье, Николя
1665 - 1734
Назад
Bernier, Nicolas
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Николя Бернье был французским композитором, клавесинистом, теоретиком и учителем. Вероятно, он обучался музыке в певческой школе коллегиальной церкви Нотр-Дам в Манте и в школе собора Эврё. Согласно источнику "Состояние королевской музыки на данный момент", он затем изучал музыку у Антонио Кальдары в Риме. В 1692 году Бернье жил на улице Тикетонн в Париже и преподавал игру на клавесине. Двадцатого ноября 1693 года он не смог получить должность руководителя музыки в Руанском соборе, проиграв в конкурсе Жану-Франсуа Лалуэтту. Он был назначен главой певческой школы Шартрского собора семнадцатого сентября 1694 года и оставался там до восемнадцатого марта 1698 года, когда получил аналогичную должность в церкви Сен-Жермен-л'Осерруа в Париже. Торжественное "Тебя, Бога, хвалим", исполненное перед королем в Фонтенбло двадцать четвертого октября 1700 года, имело большой успех и было спето снова в нескольких парижских церквях в 1701 и 1704 годах. Пятого апреля 1704 года он сменил Марка-Антуана Шарпантье на посту руководителя музыки Святой капеллы, сложив с себя эти обязанности восемнадцатого сентября 1726 года в пользу своего друга Франсуа де Ла Круа. Покровительство Филиппа, герцога Орлеанского, потребовалось ему, чтобы сохранить должность после его брака с Мари-Катрин Маре двадцатого июня 1712 года, поскольку устав Святой капеллы требовал, чтобы ее руководитель музыки был безбрачным и в церковном облачении. Несмотря на утверждение Ле Серфа де Ла Виевиля, Бернье не был аббатом, а лишь аколитом, имевшим право носить церковный воротник. В 1715 году он участвовал в развлечениях, организованных герцогиней Мэн в ее замке Со. В январе 1723 года, по просьбе регента, Мишель-Ришар Делаланд уступил три из своих четырех квартальных периодов службы в качестве помощника руководителя музыки в Королевской капелле. Образовавшиеся таким образом должности были распределены без конкурса Андре Кампра, Шарлю-Юберу Жерве и Бернье, который исполнял обязанности в течение летнего квартала вплоть до своей смерти. В 1726 году квартал Делаланда стал вакантным после его смерти и был разделен между оставшимися помощниками руководителя, причем Бернье взял на себя обучение пажей Капеллы до 1733 года. Он был, фактически, знаменит как учитель. Он написал трактат под названием "Принципы композиции", и среди его учеников был Луи-Клод Дакен.
Бернье предложил личное решение для объединения французских и итальянских вкусов. Он достиг равновесия между двумя стилями в своей первой книге французских кантат, жанра, одним из первых создателей которого он был вместе с Жан-Батистом Мореном. Энергичные речитативы и арии да капо, с начальным девизом или без него, свободно следуют друг за другом, в то время как выразительная мелодия, с небольшим количеством широких интервалов или длинных распевов, укоренена скорее во французской традиции. "Ночи в Со" содержат единственные инструментальные пьесы Бернье: танцы и две увертюры, которые принимают структуру Люлли, но являются итальянизирующими по стилю. Сорок пять малых мотетов, тридцать шесть больших мотетов и тридцать девять кантат демонстрируют стилистическую особенность, присущую Бернье: часто систематическое повторение мотива, будь то транспонированное или нет. Бернье имел репутацию контрапунктиста, и отточенное письмо фугированных хоров в "Блажен муж" и "Исповедуюсь Тебе, Господи" свидетельствуют о его мастерстве. Два его больших мотета несколько раз исполнялись на Духовных концертах, начиная с 1725 года. Большая часть его "Принципов композиции" посвящена двухголосному контрапункту; работа напоминает трактаты Нивера и Массона.
Духовная музыка
Малые мотеты
Большие мотеты
Прочие духовные сочинения
Светская музыка
Кантаты
Письменные труды
Ноты сочинений Николя Бернье на сайте библиотеки IMSLP