Бернье, Николя
1665 - 1734
Назад
Николя Бернье (Nicolas Bernier) - Французский композитор, клавесинист, теоретик и педагог
Родился 5 или 6 июня 1665 года, Мант-ла-Жоли - умер 6 июля 1734 года, Париж.
Вероятно, он учился музыке в магистратуре университетской церкви Нотр-Дам в Манте и в кафедральном соборе Эвре. Согласно "Состоянию королевской музыки" (1773), затем он учился у Кальдары в Риме. В 1692 году Бернье жил на улице Тикетон в Париже и преподавал игру на клавесине. 20 ноября 1693 года ему не удалось занять пост мэтра музыки в Руанском соборе в соперничестве с Жан-Франсуа Лалуэтом. 17 сентября 1694 года он был назначен настоятелем Шартрского кафедрального собора и оставался там до 18 марта 1698 года, когда получил аналогичную должность в Сен-Жермен-л'Оксерруа, Париж. Песня "Те Деум", исполненная перед королем в Фонтенбло 24 октября 1700 года, имела большой успех и была вновь исполнена в нескольких парижских церквях в 1701 и 1704 годах. 5 апреля 1704 года он сменил Марка-Антуана Шарпантье на посту мэтра музыки Сент-Шапель, уйдя с этого поста 18 сентября 1726 года в пользу своего друга Франсуа де Ла Круа. Ему потребовалось покровительство Филиппа, герцога Орлеанского, чтобы сохранить эту должность после его женитьбы на Марии-Катрин Марэ 20 июня 1712 года, поскольку правила Сент-Шапель требовали, чтобы мэтр музыки соблюдал “обет безбрачия в облачении священника”. Несмотря на заявление Серфа де Ла Вьевиля, Бернье был не аббатом, а всего лишь послушником, имевшим право носить монашеский воротник. В 1715 году он принял участие в дивертисментах, организованных герцогиней Мэн в ее замке Со. В январе 1723 года, по просьбе регента, Мишель-Ришар де Лаланд отказался от трех из четырех трехмесячных обязанностей су-мэтра музыки в Королевской часовне. Созданные таким образом должности были переданы без проведения конкурса Андре Кампре, Шарлю-Юберу Жерве и Бернье, которые исполняли свои обязанности в течение летнего срока полномочий вплоть до своей смерти. В 1726 году, после смерти Лаланда, должность стала вакантной, и ее разделили между оставшимися су-мэтрами, а Бернье руководил образованием пажей Шапель до 1733 года. На самом деле он был известен как педагог. Он написал трактат под названием "Принципы композиции" и причислил Луи-Клода Дакена к своим ученикам. Бернье предложил индивидуальное решение для объединения французского и итальянского вкусов. Он добился равновесия между двумя стилями в своей первой книге французских кантат, жанре, одним из первых создателей которого он был вместе с Жан-Батистом Мореном. Энергичные речитативы и напевы да капо, с начальным девизом или без него, свободно сменяют друг друга, в то время как выразительная мелодия с несколькими широкими интервалами или длинными мелизмами больше уходит корнями во французскую традицию. "Ночи со" содержат единственные инструментальные произведения Бернье: танцы и две увертюры, в которых прослеживается луллианская структура, но итальянский стиль. 45 малых песнопений, 36 больших песнопений и 39 кантат демонстрируют стилистическую особенность, присущую Бернье: частое систематическое повторение мотива, независимо от того, переложен он или нет. Бернье пользовался репутацией контрапунктиста, и безупречное написание фугальных припевов в "Блаженстве вирш" и "Исповеди господней" свидетельствует о его мастерстве. Два его великих мотета были исполнены несколько раз на концерте "Спиричуэл", начиная с 1725 года. Большая часть его "Принципов композиции" посвящена двухчастному контрапункту; это произведение напоминает трактаты Ниверса и Массона.
Ноты сочинений Николя Бернье на сайте библиотеки IMSLP