Бернхард, Кристоф
1628 - 1692
Назад
Кристоф Бернхард (Christoph Bernhard) - Немецкий музыкальный теоретик, композитор и певец
Родился 1 января 1628 года, Кольберг, Померания (ныне Колобжег, Польша) - умер 14 ноября 1692 года, Дрезден.
Наиболее известен своими рассуждениями о музыкально-риторических фигурах в "Tractatus compositionis augmentatus". Место рождения, указанное выше, описано в стихотворении на похороны шурина Бернхарда К.К. Дедекинда и подтверждено Вальтером; дата рождения указана в Мюллер-Блаттау без каких-либо документов. Маттесон утверждает, без сомнения, ошибочно, что Бернхард родился в Данциге в 1612 году. По словам Дедекинда, Бернхард учился в Данциге (вероятно, у старшего Каспара Ферстера и, возможно, Пауля Сиферта) и в Варшаве (весьма вероятно, у Скакки).; Утверждение Маттесона о том, что Бернхард учился в Данциге у Бальтазара Эрбена, также, должно быть, ошибочно, поскольку Эрбен стал капельмейстером Мариенкирхе только в 1658 году, значительно позже того, как Бернхард обосновался в Дрездене. В какой-то момент Бернхард также изучал юриспруденцию. Он начал петь альтом в избирательном суде Дрездена под руководством Шютца, вероятно, в 1648 году и 1 августа 1649 года получил контракт с ансамблем курфюрста (который также обязывал его ежедневно обучать пению мальчиков из церковного хора). Вскоре после этого он вместе с королевской свитой отправился в Готторф на свадьбу. Музыкальным руководителем был Агостино Фонтана, итальянский певец-виртуоз, служивший капельмейстером при датском короле Кристиане IV; Бернхард остался в Дании (по словам Дедекинда, в Копенгагене), чтобы около года учиться у Фонтаны. 1 августа 1655 года Бернхард был назначен заместителем капельмейстера Дрездена, а его жалованье было увеличено с 200 до 350 гульденов; в его новые обязанности входило дирижирование хоралами в унисон и хоральное пение (см. Спаньоли). С воцарением италофила Иоганна Георга II на посту курфюрста Саксонии в 1656 году итальянские музыканты приобрели еще большее влияние при дворе. Среди них были Г.А. Бонтемпи, Винченцо и Бартоломео Альбричи, Джозеппе Перанда и Доминик Мелани. Бернхард совершил две поездки в Италию при поддержке Иоганна Георга II, чтобы из первых рук познакомиться с итальянской музыкой, музыкантами и техникой пения. Одна из поездок состоялась в 1657 году (его стихотворение-посвящение к "Эльбианскому музею" Дедекинда подписано "Рим, 1657"), но дата другой неизвестна; по словам Дедекинда, Бернхард также посетил Венецию. 28 октября 1659 года он женился на Кристине Барбаре Вебер. Растущее напряжение между немецкими и итальянскими музыкантами, вероятно, стало главным фактором, побудившим Бернхарда в 1663 году последовать за своим бывшим коллегой Маттиасом Векманом в Гамбург. Там он сменил Томаса Селле на посту кантора Йоханнеума и гражданского директора церковной музыки в Гамбурге. На этот пост претендовали еще шесть человек, и он получил его с перевесом в один голос. Векманн помог ему стать известным в Гамбурге, исполнив собственную пьесу под именем Бернхарда. Бернхард принял предложение Гамбурга 18 октября 1663 года и был возведен на престол 9 февраля 1664 года. Отцы города встретили его приезд в элегантном стиле и полностью перестроили его дом, что Бернхард с благодарностью отметил, посвятив им свою книгу "Geistliche Harmonien" (1665). Как общественный музыкальный руководитель, он дирижировал образной музыкой для субботних вечерних и воскресных утренних служб в четырех главных церквях, чередуя их с восемью-десятью платными певцами, восемью муниципальными музыкантами и хором из Йоханнеума. Тот факт, что Бернхард был принят в члены братства английских вождей вскоре после его прибытия в Гамбург, свидетельствует о том уважении, с которым к нему относились. Визиты Иоганна Риста (в 1666 году) и младшего Каспара Ферстера (в 1667 году) предоставили возможность послушать камерную музыку в доме Бернхарда. В 1670 году Шютц попросил его сочинить песнопение для своих похорон на текст "Cantabiles mihi erant justificationes tuae", который, к большому одобрению Шютца, он переложил на пять голосов в стилусе гравис (см. §3 ниже). Она была исполнена на похоронах Шютца в 1672 году, но впоследствии была утеряна. Бернхард, должно быть, также принимал участие в еженедельных концертах музыкальной коллегии, основанной Векманом в 1660 году. В дополнение к исполнению самых современных произведений из Венеции, Рима, Вены, Мюнхена и Дрездена, они совместно с Рейнкеном, Букстехуде и Тейле развивали научный контрапункт как эзотерическое искусство; два года спустя Букстехуде повторил четырехчастный обратимый контрапункт Бернхарда “Пруденция благоразумная”. Годы совместной деятельности Бернхарда и Векмана стали одним из самых ярких периодов музыкальной жизни Гамбурга XVII века. Незадолго до смерти Векмана (24 февраля 1674 года) Иоганн Георг II вызвал Бернхарда обратно в Дрезден, чтобы тот руководил образованием двух своих внуков, и 31 марта 1674 года он был назначен на должность с поручением обучать их религии, чтению и письму. Он также вернулся на свой пост заместителя капельмейстера. В 1676 году он руководил новым изданием дрезденского сборника гимнов, в котором лютеранские хоралы были объединены с псалтирью Беккера, переложенной Шютцем. Иоганн Георг III, ставший курфюрстом в 1680 году, вскоре решил сократить свое музыкальное заведение, чтобы сократить расходы. Все итальянцы либо уехали, либо были уволены, и с 24 августа 1681 года Бернхард был единственным капельмейстером, а также инспектором музыкальной библиотеки; он занимал обе должности до своей смерти. С воцарением Иоганна Георга IV в 1691 году он служил своему четвертому курфюрсту Саксонскому.
Ноты сочинений Кристофа Бернхарда на сайте библиотеки IMSLP