Бернхард, Кристоф
1628 - 1692
Назад
Bernhard, Christoph
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Кристоф Бернхард был немецким музыковедом-теоретиком, композитором и певцом. Он наиболее известен своим обсуждением музыкально-риторических фигур в труде "Трактат о композиции". Указанное место рождения документировано в похоронной поэме его шурина Кристиана Фридриха Дедекинда и подтверждено Вальтером; дата рождения появляется у Мюллер-Блаттау без документации. Иоганн Маттезон утверждает, что Бернхард родился в Данциге в 1612 году. Согласно Дедекинду, Бернхард учился в Данциге и в Варшаве. В какой-то момент Бернхард также изучал право. Он начал петь альтом при курфюрстском дворе в Дрездене под руководством Генриха Шютца, вероятно, в 1648 году, и получил контракт с ансамблем курфюрста первого августа 1649 года. Вскоре после этого он отправился с королевской свитой в Готторф на свадьбу. Музыкой руководил Агостино Фонтана; Бернхард остался в Дании, чтобы учиться у Фонтана около года.
Первого августа 1655 года Бернхард был повышен до вице-капельмейстера в Дрездене. С восшествием на престол италофила Иоганна Георга Второго в 1656 году итальянские музыканты получили большее влияние при дворе. Бернхард совершил две поездки в Италию, чтобы получить более непосредственный опыт итальянской музыки, музыкантов и техники пения. Одна из поездок состоялась в 1657 году. Он женился на Кристине Барбаре Вебер двадцать восьмого октября 1659 года.
Растущая напряженность между немецкими и итальянскими музыкантами, вероятно, стала главным фактором в решении Бернхарда в 1663 году последовать за своим бывшим коллегой Маттиасом Векманом в Гамбург. Там он сменил Томаса Зелле на посту кантора Иоаннеума и городского директора церковной музыки в Гамбурге. Он принял предложение Гамбурга восемнадцатого октября 1663 года и был введен в должность девятого февраля 1664 года. Как городской музыкальный директор он руководил фигуральной музыкой для субботней вечерни и воскресных утренних служб для четырех главных церквей. Тот факт, что Бернхард вскоре после прибытия в Гамбург был принят в члены братства Английских путешественников, указывает на уважение, которым он пользовался. Визиты Иоганна Риста и младшего Каспара Фёрстера предоставили поводы для камерной музыки в доме Бернхарда. В 1670 году Шютц попросил его сочинить мотет для своих похорон; он был исполнен на похоронах Шютца в 1672 году, но впоследствии утерян. Бернхард, должно быть, также участвовал в еженедельных концертах музыкального коллегиума, основанного Векманом в 1660 году. Годы совместной деятельности Бернхарда и Векмана стали одним из высших моментов музыкальной жизни Гамбурга семнадцатого века.
Незадолго до смерти Векмана Иоганн Георг Второй отозвал Бернхарда обратно в Дрезден для надзора за образованием своих двух внуков, и он был назначен на должность тридцать первого марта 1674 года. Он также возобновил свою должность вице-капельмейстера. В 1676 году он курировал новое издание дрезденского сборника гимнов. Иоганн Георг Третий, ставший курфюрстом в 1680 году, вскоре решил сократить свой музыкальный штат. Все итальянцы либо ушли, либо были уволены, и с двадцать четвертого августа 1681 года Бернхард стал единственным капельмейстером, а также инспектором музыкальной библиотеки; он занимал обе должности до своей смерти. С восшествием на престол Иоганна Георга Четвертого в 1691 году он служил своему четвертому курфюрсту Саксонии.
Сочинения Бернхарда почти полностью состоят из духовной вокальной музыки. Его единственный опубликованный сборник, "Духовные гармонии", появился в 1665 году в Дрездене; вероятно, он был сочинен там. В это время большая часть лучшей протестантской церковной музыки распространялась в рукописях, и этот том является исключением среди современных печатных работ по своему качеству, размаху и виртуозным требованиям. Он содержит двадцать духовных концертов для одного-четырех солирующих голосов и генерал-баса, часто с двумя скрипками. Все тексты на немецком языке, и большинство из них библейские. Два диалога включают обширные добавления к основному библейскому тексту. В одном из них, "Вам дано", интерполяции поэтические и изложены в простом арийном стиле; работа является очень ранним примером немецкой концертно-арийной кантаты. Винченцо Альбричи познакомил с произведениями такого типа на латыни с придворным репертуаром Дрездена в 1660 году. В остальном стиль сборника явно происходит от "Малых духовных концертов" и "Священных симфоний" Шютца, особенно в тщательной расстановке текста. Концерты Бернхарда предоставляют многочисленные примеры музыкально-риторических фигур, которые он описал в своих трактатах.
Другие духовные вокальные произведения Бернхарда столь же высокого качества. Написанные в различных стилях, они включают мессы и мотеты в строгом стиле, множество малых и больших духовных концертов и несколько концертно-арийных кантат. Большинство рукописных произведений сохранились в коллекции Густава Дюбена и были скопированы в Стокгольме в течение гамбургского периода Бернхарда. Ни одно из сохранившихся произведений Бернхарда не может быть определенно приписано его второму дрезденскому периоду. Мадригал "Позволь нам, о Прекраснейшая, любить" - единственное светское произведение, приписываемое Бернхарду, которое можно считать аутентичным. Четырнадцать песен с инициалами "К.Б." в сборнике Каспара фон Штилера "Закованная Венера" приписывались Бернхарду, хотя сборник был опубликован за три года до его прибытия в Гамбург.
Духовная музыка (на немецком языке)
Духовная музыка (на латинском языке)
Светская музыка
Письменные труды
Ноты сочинений Кристофа Бернхарда на сайте библиотеки IMSLP