Бернарди, Стефано
ок.1585 - 1636
Назад
Стефано Бернарди (Stefano Bernardi) - Итальянский композитор и теоретик
Родился около 1585 года, Верона - умер в 1636 году, Зальцбург (?).
В ранние годы он пел под руководством Баккузи в Веронском кафедральном соборе, а в 1603 году был там капелланом. Некоторое время он провел в Риме, где, по крайней мере, в 1610 году был маэстро ди капелла церкви Мадонны деи Монти. Он вернулся в Верону в апреле 1611 года, чтобы занять аналогичную должность в кафедральном соборе, и также был связан с музыкой в тамошней Филармонической академии, по крайней мере, в 1616 году. Он уехал в 1622 году, чтобы стать музыкантом на службе у эрцгерцога Карла Йозефа, епископа Бреслау и Брессаноне, после смерти которого в 1624 году он поселился в Зальцбурге по меньшей мере на десять лет. Он участвовал в создании музыки к церемонии освящения Зальцбургского кафедрального собора в 1628 году: он написал Теологию для 12 хоров и драматическое произведение, которое не сохранилось. В 1627 году он стал доктором права. Хотя Бернарди был в первую очередь церковным композитором, он написал много светской музыки, и несколько его томов вокальной музыки содержат в конце ряд инструментальных произведений. Он опубликовал свой трактат о контрапункте, когда находился на пороге нового стиля концертато, все еще придерживаясь традиционной полифонической идиомы. Дихотомия между старым и новым выражена в совершенно современном сборнике месс 1615 года, некоторые из которых написаны а капелла, а некоторые - концертато. Первые написаны в несколько смягченном постпалестринском стиле, беглом и иногда экспрессивном; один из них основан на знаменитом произведении Аркадельта "Il bianco e dolce cigno", которому на тот момент было почти 80 лет, что свидетельствует о невероятной популярности этого мадригала. Однако Бернарди уже использовал принцип концертато в мотетах и псалмах 1613 года. В некоторых из первых есть контрастирующие сольные партии и партии тутти (хотя в остальном это бледные и невыразительные произведения), а псалмы - одни из самых ранних, в которых такие контрасты фактуры стали возможны благодаря органному континууму. Другие его сборники псалмов и месс выдержаны в традиционном античном стиле, независимо от того, используются двойные хоры или нет. Но в более позднем томе, Salmi concertati 1637 года, он вернулся к концертной манере: самое интересное, что во всех псалмах он выделил только одну солистку, сопрано, перемежая соло четырехголосным рипиено, исполняющим волнующе ритмичную контрапунктическую музыку. Это похоже на то, как если бы сольный концерт уже был готов, даже если тематическая интеграция еще не была разработана. В ряде мотетов из сборника 1621 года есть партии для инструментов, включая корнет, лютню и теорбо, а также для более распространенных скрипок и тромбонов. Том 1634 года содержит три диалога. Инструментальные произведения Бернарди рассчитаны на трех-шести исполнителей и исполняются непрерывно. Их стиль позволяет использовать их в различных комбинациях, как указано на титульном листе Мадригалетти 1621 года. В сочинениях из шести частей академического концерта 1616 года Бернарди сделал две верхние части более подвижными, возможно, имея в виду скрипичные партии. Его три тома мадригалов из пяти частей демонстрируют переход от аккомпанемента к концертной фактуре: первая книга напоминает раннего Монтеверди с его вниманием к словесной живописи и богатой партитурой, хотя текст часто слоговой; во второй книге представлен "континуо", но только для того, чтобы попробовать, поскольку текстуры не очень разнообразны. Бернарди внес интересный вклад в утонченное искусство мадригалетто в трехтомнике 1611 года, а также в сборнике 1621 года. Первая была опубликована в Риме, когда он там жил, и в ней отсутствует продолжение; возможно, ее содержание было ориентировано на любительский рынок, который Маренцио обеспечивал именно такой музыкой в 1580-х годах. Завершает сборник "Крестьянский маскарад", состоящий из шести частей.
Ноты сочинений Стефано Бернарди на сайте библиотеки IMSLP