Берлин, Юхан Даниэль
1714 - 1787

Назад

Berlin, Johan Daniel

  • Дата рождения: 12 мая 1714
  • Место рождения: Мемель, Пруссия (ныне Клайпеда, Литва)
  • Дата смерти: 4 ноября 1787
  • Место смерти: Тронхейм, Норвегия

Биография

Юхан Даниэль Берлин был норвежским органистом, композитором, изобретателем и писателем немецкого происхождения. Он обучался игре на органе у своего отца, Генриха Берлина, а в 1730 году отправился в Копенгаген, где стал учеником городского музыканта Андреаса Берга. В 1737 году Берлин был назначен городским музыкантом в Тронхейме, должность которую он занимал до 1767 года. С 1740 года и до своей смерти он был органистом в соборе Тронхейма, а с 1752 по 1761 год также в церкви Вар Фруэ Кирке. Берлин, вероятно, был самой неординарной и разносторонней фигурой в Тронхейме восемнадцатого века: он не только добросовестно выполнял свои обязанности городского музыканта, но и публиковал книги и статьи на самые разные темы, включая теорию музыки, метеорологию и астрономию; он организовывал концерты, сочинял музыку и строил инструменты; на протяжении многих лет он был начальником городской пожарной службы и инспектором городского водопровода; он был картографом и архитектором; и он владел одной из крупнейших в Норвегии коллекций музыкальной литературы и инструментов. Его учебник "Музыкальные элементы" является первым датско-норвежским учебником по музыке и до сих пор считается поучительным и всеобъемлющим трудом. Его статьи по другим предметам были опубликованы Королевским норвежским научным обществом, соучредителем которого он был. В 1746 году Берлин построил клавишную виолу да гамба, которую он назвал "чембало да гамба вертикале", в 1751 году — фортепиано с педалью, а в 1752 году — монохорд; кроме того, он сконструировал механизм, позволявший ему играть громко и тихо на своем клавесине Хааса. Сохранился только монохорд. В январе 1787 года он был избран в правление Музыкального общества Тронхейма.

Творчество

Берлин написал почти 30 сочинений, из которых сохранились лишь немногие. Их стиль находится между поздним барокко и галантным стилем, возможно, с уклоном в сторону последнего. Музыка Берлина демонстрирует ясность мелодии и гармонии, характерную для эпохи Просвещения, при этом сохраняя контрапунктическое мастерство, унаследованное от барокко. Его деятельность как организатора концертов и теоретика значительно способствовала музыкальной жизни Норвегии его времени.

Произведения

Оркестровые произведения

  • Три симфонии
  • "Шесть концертов для клавесина", утеряно
  • Концерт для скрипки
  • "Концерт для чембало да гамба вертикале", утеряно
  • "Концерт для басовой виолы", утеряно

Камерная музыка

  • "Шесть танцев-менуэтов" ("6 Dants-Menuetter") для скрипки и бассо континуо (1766)
  • "Сонатина" ("Sonatina") для клавесина (1751)
  • Восемь менуэтов для клавесина
  • "Пять сонат для двух басовых виол", утеряно

Вокальная музыка

  • Две кантаты, утеряно

Письменные труды

  • "Музыкальные элементы" ("Musikalske elementer") (1744)
  • "Руководство по томометрии, или Как с помощью логарифмического вычисления по геометрической прогрессии легко и быстро рассчитать так называемый равномерно темперированный музыкальный строй" ("Anleitung zur Tonometrie, oder Wie man durch Hülfe der logarithmischen Rechnung nach der geometrischen Progressionsrechnung die so gennante gleichschwebende musikalische Temperatur leicht und bald ausrechnen kann") (1767)

Ноты сочинений Юхана Даниэля Берлина на сайте библиотеки IMSLP