Бержирон, Николя-Антуан
1690 - 1768
Назад
Николя-Антуан Бержирон (Nicolas-Antoine Bergiron) - Французский композитор
Родился 12 декабря 1690 года, Лион - умер до 27 апреля 1768 года, Лион.
Один из основателей концертной академии в Лионе XVIII века. Сын Антуана Бержирона (1654-1731), адвоката Парижского парламента и одного из организаторов охоты Людовика XIV, он изучал классику и юриспруденцию, поступив в Парижский университет в июле 1715 года. Двумя годами ранее его отец сетовал на "фатальную и жестокую тягу сына к музыке", что нашло отражение в его сотрудничестве с ученым Дж. Кристин (изобретательница ртутного термометра) в организации Академии изящных искусств для проведения регулярных концертов вокальной и инструментальной музыки. Его первым сохранившимся сочинением было представление для маршала де Виллеруа, губернатора Лиона и фаворита Людовика XIV и мадам де Ментенон, которое было исполнено в Академии в августе 1714 года. Произведение начинается типичной луллианской увертюрой и перемежается танцами (менуэтами, сарабандой и т.д.) и симфониями между "нежными" и "боевыми" песнями: "Празднества победителей" Кампры (1710) были наглядным примером, и многие отрывки были переработаны им самим. В течение следующего десятилетия Бержирон сочинил ряд подобных дивертисментов, в том числе "Дорогу" (1723), основанную на отрывках из произведений Луи Люлли, Монтеклера, Жерве, герцога Орлеанского, Демаре, Лакоста, Саломона и Кампры. Он также пробовал себя в оперном искусстве и был одним из тех, кто в начале 1739 года попытался реорганизовать и вернуть Лионской опере былую славу, поставив "Иефте" Монтеклера. Однако его репутация композитора основывалась главным образом на его мотетах и кантатах, которые на протяжении всей его жизни были основным продуктом питания академии. Хотя в 1718 году он передал руководство в основном любительским оркестром и хором Жаку Давиду, он остался при академии в качестве инспектора (officier du concert) и сменил Кристина на посту переписчика и библиотекаря после смерти последнего в 1757 году; он по-прежнему был концертным директором в 1763-1764 годах, и его некролог опубликован в "Lyons Petites". в "афишах" от 27 апреля 1768 года о нем говорится как о "Исследователе и цензоре судеб театра’. Являясь ведущей фигурой в деятельности академии на протяжении более чем полувека, он заслужил похвалу уважаемых посетителей, в том числе Бернье и Рамо.