Бержирон де Бриу, Николя-Антуан
1690 - 1768
Назад
Bergiron, Nicolas-Antoine
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Никола-Антуан Бержирон был французским композитором и соучредителем концертной академии в Лионе восемнадцатого века. Сын Антуана Бержирона, адвоката Парижского парламента и одного из организаторов охоты короля Людовика Четырнадцатого, он изучал классическую литературу и право, поступив в Парижский университет в июле 1715 года. Двумя годами ранее его отец сокрушался о "фатальном и неудержимом упрямстве" сына в отношении музыки, что выразилось в сотрудничестве Бержирона с ученым Жаном-Пьером Кристеном, изобретателем ртутного термометра, по организации Академии изящных искусств для проведения регулярных концертов вокальной и инструментальной музыки.
Его первое сохранившееся сочинение представляло собой развлекательную пьесу для маршала де Вильруа, губернатора Лиона и фаворита короля Людовика Четырнадцатого и мадам де Ментенон, исполненную в Академии в августе 1714 года. Произведение открывается типичной увертюрой в стиле Люлли и чередует танцы, такие как менуэты, сарабанда и другие, и симфонии между нежными ариями и воинственными ариями. "Венецианские празднества" Андре Кампра 1710 года были явной моделью, и многие пассажи представляют собой переработку его тем. Бержирон сочинил ряд подобных дивертисментов в течение следующего десятилетия, включая "Охоту" 1723 года, основанную на фрагментах произведений Луи Люлли, Шарля Монтеклера, Шарля-Юбера Жерве, Герцога Орлеанского, Марена Демарэ, Лакоста, Саломона и Кампра. Он также пытался писать оперы и был одним из участников группы, которая в начале 1739 года пыталась реорганизовать и восстановить былую славу Лионской оперы постановкой "Иевфая" Монтеклера. Однако его репутация композитора в основном основывалась на мотетах и кантатах, которые составляли основной репертуар академии на протяжении всей его жизни. Хотя он уступил руководство в значительной степени любительским оркестром и хором Жаку Давиду в 1718 году, Бержирон оставался связанным с академией в качестве инспектора и сменил Кристена на посту переписчика нот и библиотекаря после смерти последнего в 1757 году; он все еще был директором концертов в 1763–1764 годах, и его некролог в лионских "Маленьких афишах" от 27 апреля 1768 года упоминает его как "экзаменатора и цензора произведений, предназначенных для театра". Будучи ведущей фигурой в деятельности академии на протяжении более полувека, он заслужил похвалы от известных посетителей, включая Франсуа Бернье и Жана-Филиппа Рамо.
Творчество Никола-Антуана Бержирона типично для французской музыки периода Регентства и раннего правления Людовика Пятнадцатого. Он находился под сильным влиянием стиля Жана-Батиста Люлли, особенно в использовании французской увертюры, а также заимствовал и адаптировал идеи у своих современников, таких как Андре Кампра. Его сочинения, в основном предназначенные для исполнения в основанной им Академии, включают оперы, дивертисменты, кантаты и мотеты. Дивертисменты часто представляли собой пастиши, составленные из популярных фрагментов других композиторов. Его кантаты, написанные для одного голоса и инструментов, следуют французской моде того времени. Крупные мотеты, предназначенные для большого хора и оркестра, продолжали традицию, установленную при Версальском дворе. Бержирон играл ключевую роль в музыкальной жизни Лиона, способствуя популяризации и исполнению как светской, так и духовной музыки.
Оперы
Дивертисменты
Кантаты
Духовная музыка