Бергер, Андреас
1584 - 1656

Назад

Berger, Andreas

  • Дата рождения: 1584
  • Место рождения: Дользенхайм, около Альтенбурга, Саксония
  • Место смерти: 10 января 1656
  • Место смерти: Ульм

Биография

Андреас Бергер был немецким композитором, певцом и учителем. Получив от отца мало материальных благ, он в молодости переехал в Швандорф, Нёрдлинген, а затем в Аугсбург, где в 1606 году появилась его первая публикация. Титул "Имперского нотариуса", который он носил с 1624 года, указывает на юридическое образование. В конце 1606 года он был назначен тенором в придворную капеллу Штутгарта, а в 1608 году также выступал в качестве композитора при герцоге Иоганне Фридрихе; однако его заявка на пост капельмейстера не увенчалась успехом. Несмотря на современные отзывы, что он был "хорошим музыкантом и прекрасным композитором", он был уволен в 1612 году, когда количество певчих в капелле сократили. После этого он, по-видимому, применял свои таланты в различных сферах. До 1624 года он работал преподавателем и музыкальным руководителем в Бопфингене, близ Нёрдлингена; затем в течение десяти лет был капельмейстером и, вероятно, также официальным писцом у графа Людвига Эберхарда Эттингенского, прежде чем вернуться в Аугсбург в 1634 году, чтобы стать официальным секретарем города. Он был городским писцом в Лойткирхе, близ Меммингена, с 1635 года до 1641 года, когда переехал в Ульм, где работал секретарем суда до своей смерти.

Творчество

Бергер сочинял как духовную, так и светскую вокальную музыку. Сборник 1606 года "Гармонии" содержит 32 мотета на четыре-восемь голосов, из которых сочинения для меньшего количества голосов строго придерживаются полифонического стиля конца XVI века. Наиболее эффективны в музыкальном плане те мотеты, что основаны преимущественно на плавном контрапункте, тогда как его попытки использовать короткие, острые мотивы в качестве основы для имитации менее успешны. Однако с другими прогрессивными чертами он справлялся более умело; к ним относятся гомофонные пассажи, особенно сильные при антифонном использовании в произведениях для двойного хора; некоторая звукоизобразительность, включая поразительные диссонансы; и широкое использование секвенций, показывающих тональное чувство, которые соседствуют со следами модального влияния. Общее построение этих мотетов показывает определенное сходство с подобными произведениями Ханса Лео Хаслера, публиковавшимися в то время в Аугсбурге. Бергер написал свой сборник светских песен 1609 года, чтобы восполнить то, что он считал сравнительным недостатком немецких песен по сравнению с латинскими и итальянскими; это простые строфические пьесы. Десятиголосное переложение антифона "Даруй мир, Господи" 1635 года является его наиболее зрелым сохранившимся произведением; в нем демонстрируются эффективные контрасты звучности и фактуры, а также в трактовке текста, наряду с сильными отголосками многохорового стиля Джованни Габриели.

Произведения

Духовная музыка

  • "Гармонии, или духовные песни" на 4-8 голосов ("Harmoniae seu cantiones sacrae", 4–8vv) (Аугсбург, 1606)
  • "Даруй мир, Господи" на 10 голосов ("Da pacem, Domine", 10vv) (Аугсбург, 1635)
  • "Великое тройное трио" ("Magnum tricinium tergeminum") (Ульм, около 1648), утеряно

Светская музыка

  • "Любовные элегии, то есть: Новые немецкие светские печальные и плачевные песни" на 4-8 голосов ("Threnodiae amatoriae, das ist: Neue teutsche weltliche Traur- und Klagelieder", 4–8vv) (Аугсбург, 1609)