Бергер, Андреас
1584 - 1656
Назад
Андреас Бергер (Andreas Berger) - Немецкий композитор, певец и педагог
Родился в 1584 году, Дользенхайм, северный Альтенбург, Саксония - умер 10 января 1656 года, Ульм.
Отец почти не оставил ему мирских благ, и в молодости он отправился в Швандорф, Нердлинген, а затем в Аугсбург, где в 1606 году появилась его первая публикация. Титул "кайзерлихер нотариус", который он носил с 1624 года, указывает на юридическое образование. В конце 1606 года он был назначен тенором в придворную капеллу Штутгарта, а в 1608 году выступал также в качестве композитора при герцоге Иоганне Фридрихе; однако его ходатайство на должность капельмейстера не увенчалось успехом. Несмотря на отзывы современников о том, что он был "хорошим музыкантом и прекрасным композитором", в 1612 году он был уволен, когда число певчих в часовне сократилось. После этого он, по-видимому, использовал свои таланты в различных направлениях. До 1624 года он работал репетитором и музыкальным руководителем в Бопфингене, недалеко от Нердлингена; затем в течение десяти лет он был капельмейстером и, вероятно, также официальным писцом графа Людвига Эберхарда Эттингенского, прежде чем в 1634 году вернуться в Аугсбург и стать официальным секретарем города. С 1635 года он был городским клерком в Лойткирхе, недалеко от Меммингена, пока в 1641 году не переехал в Ульм, где работал судебным клерком до самой своей смерти. Бергер сочинял как духовную, так и светскую вокальную музыку. "Книга фисгармоний", изданная в 1606 году, содержит 32 мотета в четырех-восьми частях, из которых те, что для меньшего количества голосов, полностью соответствуют полифоническому стилю конца XVI века. Те, что основаны преимущественно на плавном контрапункте, с музыкальной точки зрения наиболее эффективны, поскольку попытки Бергера использовать более короткие, заостренные мотивы в качестве основы для подражания менее успешны. Однако с другими прогрессивными элементами он справился более умело; к ним относятся пассажи с гомофонией, которые особенно сильны, когда используются антифонно в пьесах для двух хоров; некоторая образная словесная живопись, включая совершенно поразительные диссонансы; и широкое использование последовательностей, демонстрирующих тональное восприятие, которые обнаруживаются наряду со следами модального влияния. Общий план этих песнопений обнаруживает определенное сходство с аналогичными произведениями Х.Л. Хасслера, которые в то время были опубликованы в Аугсбурге. Бергер написал свой сборник светских песен 1609 года, чтобы компенсировать, по его мнению, сравнительный недостаток немецких песен, в отличие от латинских и итальянских; это простые строфические произведения. Десятичастный антифон "Da pacem, Domine", написанный в 1635 году, является его наиболее зрелой из сохранившихся работ; он демонстрирует эффектные контрасты в звучности и фактуре, а также в трактовке текста, а также сильно напоминает полихоральный стиль Джованни Габриэли.