Берекетес, Петрос
1665 - 1725

Назад

Петрос Берекетес (Petros Bereketes) - Ромейский (греческий) композитор и кантор

Родился в 1665 году, Константинополь - умер в 1725 году. 

Несмотря на несомненное влияние работ Панайотеса Нового Хрисафея, Германоса из Новых Патр и Баласиоса, он, по-видимому, никогда не был непосредственно связан с патриаршим двором, который воспитывал его старших коллег. Его собственный существенный вклад в продолжающееся обновление византийского песнопения был сделан в Константинопольской приходской церкви Святого Константина (в районе Гипсоматеи), где Берекетес последовательно занимал должности чтеца, доместика и протопсалтеса. Из традиционного репертуара Берекетес практически проигнорировал стихиры и ирмологион, недавно "украшенные" Панайотесом, Германосом и Баласиосом, чтобы сосредоточить свое композиторское мастерство на более гибких в структурном отношении песнопениях Пападике. Он также довел до совершенства новый паралитургический жанр калофонического ирмо, создав композицию из 45 ирмо для использования на монастырских трапезах или во время раздачи антидорона (благословенного хлеба) в конце Божественной литургии. Развивая то, что Чатзегиакумес и Статес описали как сравнительно популярный стиль литургической музыки, он иногда сочинял произведения, включающие элементы арабо-персидской традиции османской светской музыки. Среди его песнопений для ортодоксов - переложения первого и второго полиелеев (псалмы cxxxiv, cxxxv), Марианского полиелея, девять респонсориев с кратематами для утренней евангельской лекции, тропари Великого поста для псалма 1, восемь стихов магнификата для 9-й оды канона и упорядоченный по модусам цикл из восьми великих славословий и восьми мелизматических трисвяток для Великого славословия. Его евхаристические песнопения включают в себя 20 херувимских гимнов (Литургия святого Иоанна Златоуста) и подборки стихов для причастия по воскресеньям, будням и праздникам. Берекетес был первым композитором византийского песнопения, чье полное собрание сочинений было издано посмертно как единое целое. Несмотря на то, что Грегориос Протопсалтес и Хурмузиос Архивариус перевели их в хризантиновую нотацию, полное собрание его сочинений начало публиковаться только в конце 1990-х годов. Следовательно, за заметным исключением его калофонных гимнов, которые были переведены Грегориосом по Новому методу, лишь немногие из его песнопений получили широкое распространение в печатных изданиях. Наиболее популярным из них является масштабная настройка во всех восьми режимах для антифонных хоров всенощного бдения Theotoke parthene ("Непорочная Матерь Божья"), которая длится не менее 40 минут в транскрипции Chrysanthine.