Берарди, Анджело
1636 - 1694
Назад
Berardi, Angelo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Анджело Берарди был итальянским теоретиком музыки, композитором и органистом. Он является одним из самых prominent итальянских теоретиков позднего XVII века и особенно важен своими трудами по контрапункту.
Большая часть информации о его жизни происходит из его опубликованных работ. Его место рождения указано на титульных листах четырех его теоретических трудов, но еще предстоит установить, из какой именно из многочисленных Сант-Агат в Италии он происходил. Он был учеником Марко Скаччи, который жил в Галлезе near Витербо, примерно с 1650 года и до своей смерти. Поскольку его опуса 4 (1667) указывает на него как на руководителя капеллы собора Витербо, он должен был учиться у Скаччи в какой-то момент между 1650 и 1667 годами. Согласно Радиччотти, он был руководителем капеллы и органистом в Тиволи с 21 сентября 1673 года по 1679 год. Когда он опубликовал "Рассуждения о музыке" в 1681 году, он был «профессором музыки» и руководителем капеллы собора Сполето. Во время публикации его следующих двух теоретических трудов, "Гармонические наставления" (1687) и "Музыкальная смесь" (1689), он был каноником в колледже Сант-Анджело в Витербо. На титульном листе "Музыкальных почему" (1693) он указан как каноник и руководитель капеллы церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме. На момент смерти ему было около 58 лет.
Хотя первый трактат Берарди, "Музыкальные речи", утерян, некоторое представление о его содержании можно получить из его ссылок на него в первом сохранившемся трактате, "Рассуждения о музыке". Он отсылал к нему для более подробного обсуждения таких тем, как слоги сольмизации, лады и консонансы, а также для краткого описания всех музыкальных инструментов. Если это репрезентативная выборка его содержания, то, по-видимому, в нем было мало информации, не встречающейся в его других трактатах.
"Рассуждения о музыке", написанные в форме диалога, являются наиболее традиционными из сохранившихся трактатов Берарди. Затронутые в нем темы включают определение, разделение и происхождение музыки, ее благородную природу, музыку сфер и разнообразие музыкальных стилей. В третьем диалоге Берарди разделил музыку на три стиля: церковный, камерный и театральный; он разделил каждую из первых двух категорий на подгруппы и указал композиторов, чья музыка к ним относится. Как композиторов церковной традиции он назвал Жоскена Депре, Джованни Пьерлуиджи да Палестрину, Джованни Мария Нанино и Джакомо Кариссими; он включил Луку Маренцио, Клаудио Монтеверди и Луиджи Росси в камерную традицию, а Якопо Пери, Клаудио Монтеверди и Антонио Чести — как композиторов театрального стиля.
Важнейшим аспектом теоретических сочинений Берарди является его систематическое описание контрапунктной композиции. "Гармонические наставления" и "Музыкальная смесь" дают полное описание контрапункта, как он практиковался в XVII веке. "Гармонические наставления" состоят из трех книг. В первой излагаются базовые типы контрапункта, включая практику сочинения "со строгими правилами", где композитор строго придерживается последовательного использования или избегания определенного композиционного приема. Во второй книге приведены правила сочинения канонов на все интервалы от унисона до октавы. Третья книга посвящена задержаниям, представляя всестороннее исследование использования диссонанса.
"Музыкальная смесь" также состоит из трех частей. Первая часть в основном умозрительная и включает обсуждение "второй практики", упоминая использование тритона для выражения текста в произведениях Киприана де Роре, Луки Маренцио, Помпонио Ненны и Клаудио Монтеверди. Вторая часть вновь сосредотачивается на хроматических экспериментах эпохи Возрождения. Третья часть дает правила трехголосного контрапункта, а также определение ладов и объяснение их транспозиции.
В своих последних двух трактатах, "Музыкальные секреты" и "Музыкальные почему", Берарди заполнил пробелы, оставленные другими трактатами, и вновь подчеркнул некоторые важные, по его мнению, темы. Наиболее интересная часть "Музыкальных почему", вероятно, заключается в двух письмах, обсуждающих "вторую практику". Возможно, несколько удивительно для контрапунктиста, Берарди легко признавал ее существование, но предостерегал от того, чтобы называть "первую практику" старой, а "вторую" — новой: поскольку они используют одни и те же материалы, он считал, что они сосуществуют.
Берарди также был плодовитым композитором, почти полностью церковной музыки. Его стиль, хотя и обязанный Палестрине, менее консервативен, чем можно предположить из его теоретических трудов. Его использование генерал-баса, хроматических отношений терций, модуляции в далекие от церковных ладов тональности, концертного письма, мелодических приемов и исполнительских указаний — все это можно отнести к барочным характеристикам.
Духовная музыка
Инструментальная музыка
Письменные труды
Ноты сочинений Анджело Берарди на сайте библиотеки IMSLP