Беневоли, Орацио
1605 - 1672

Назад

Benevoli, Orazio

  • Дата рождения: 19 апреля 1605
  • Место рождения: Рим
  • Дата смерти: 17 июня 1672
  • Место смерти: Рим

Биография

Орацио Беневоли был итальянским композитором, сыном кондитера из Лотарингии по имени Робер Венуа. С 16 февраля 1617 года по 15 марта 1623 года он пел в хоре церкви Святого Луиджи францисканцев в Риме, где изучал музыку у Вирджилио Уголини, а также грамматику и латинский язык. После передачи управления церковью ораторианцам святого Филиппо Нери Беневоли получил свою первую должность руководителя капеллы в церкви Святой Марии в Трастевере в Риме в феврале 1624 года.

Он оставался там до 1630 года, когда перешел на аналогичную должность в церковь Святого Духа в Сассии, сменив Грегорио Аллегри, одновременно занимая посты органиста и учителя музыки. В этот период Беневоли участвовал в торжественных праздниках, проводившихся в церквях Святого Луиджи и Святого Петра. С 5 июня 1638 года по 24 сентября 1644 года он возглавлял капеллу церкви Святого Луиджи, сменив своего учителя Уголини.

Позднее Беневоли уехал в Вену и стал капельмейстером при эрцгерцоге Леопольде Вильгельме. В начале 1646 года он вернулся в Рим и на короткое время возобновил прежнюю деятельность в церкви Святого Луиджи. С 23 февраля 1646 года он возглавлял капеллу в базилике Святой Марии Большой. Декретом от 7 октября 1646 года он был назначен руководителем капеллы при церкви Святого Петра и занимал этот пост до своей смерти. Среди его учеников были Эрколе Бернабеи, Антимо Либерати и Паоло Лоренцани.

Творчество

Всё творчество Беневоли посвящено духовной музыке. Оно охватывает широкий диапазон: от монодических произведений с бассо континуо до больших месс для многочисленных голосов. Некоторые его работы утрачены. В мессы, продолжающие традицию Палестрины, он сочетал строгий стиль и гомофонию с современным для XVII века концертным стилем, противопоставляя солистов и оркестр.

Его музыка демонстрирует прогрессивное использование мажорно-минорной гармонии и тональности, инновационный подход к форме и структуре фактур. Характерной особенностью является переплетение блоков хорового звучания: полифонических и гомофонных, с разделением хоров на расстоянии и чередованием имитационных разделов. Каждый хор представлял собой самостоятельную музыкальную единицу, а в произведениях для нескольких хоров это создаёт сложную многоголосную структуру. Контрапункт менее выражен, чем у других представителей римской школы, а инструментальное сопровождение ограничено бассо континуо, который несёт основную гармоническую функцию. Сольные партии украшаются виртуозными пассажами.

Особенностью творчества Беневоли является сочинение для равных голосов, например, произведения для двенадцати сопрано в шести хорах с органом или для четырёх басов с бассо континуо.

Произведения

Духовная музыка

  • Мессы на 3-4, 6, 8-10, 12, 16 голосов, включая:
  • "Ангел Господень" ("Angelus Domini") на 12 голосов (1643);
  • "Победа" ("Victoria") на 16 голосов (1643);
  • "В тесноте" ("In angustia") на 16 голосов (1656);
  • "Если Бог за нас" ("Si Deus pro nobis") на 16 голосов (1660);
  • "Се священник" ("Ecce sacerdos") на 12 голосов (1661);
  • "Потоп" ("In diluvium") на 16 голосов (1661);
  • "Ты еси Пётр" ("Tu es Petrus") на 16 голосов (1666-67);
  • "Чудотворная Мария" ("Maria prodigio") на 16 голосов;
  • "Откуда любовь взяла" ("Onde tolse amor") на 12 голосов;
  • "Безымянная" ("Sine nomine") на 16 голосов;
  • "Притягивает сердца" ("Tira corda") на 16 голосов.
  • 34 мотета на 1-4 голоса, некоторые с basso continuo (опубликованы в антологиях 1642-1675 гг.)
  • Около 12 Песней Пресвятой Богородицы ("Magnificat") на 8, 12, 14, 16, 24 голоса
  • 26 псалмов на 10, 12, 14, 16, 24 голоса
  • Другие духовные вокальные произведения, включая антифоны, оффертории, мотеты, гимны на 1-8 голосов

Примечание

  • "Зальцбургская месса" ("Missa salisburgensis") на 53 голоса (около 1682 г.) ранее ошибочно приписывалась Беневоли; современные исследования считают автором Г.И.Ф. фон Бибера или А. Хофера.

Ноты сочинений Орацио Беневоли на сайте библиотеки IMSLP