Беневоли, Орацио
1605 - 1672

Назад

Орацио Беневоли (Orazio Benevoli) - Итальянский композитор

Родился 19 апреля 1605 года, Рим - умер 17 июня 1672 года, Рим. 

Он был сыном кондитера из Лотарингии Робера Венуо (по-итальянски Беневоло). С 16 февраля 1617 по 15 марта 1623 года он был певчим в церкви Святого Луиджи деи Франчези в Риме, где Уголини преподавал ему музыку, а также изучал грамматику и латынь. Когда управление церковью перешло к Оратории Святого Филиппо Нери, Беневоли, которому было всего 18 лет, в феврале 1624 года получил свою первую должность маэстро капеллы Святой Марии в Трастевере, Рим. Он оставался там до 1630 года, когда перешел на аналогичную должность в Санто-Спирито в Сассии, сменив Грегорио Аллегри, а также заняв должности органиста и мастера музыки. В то же время он принимал участие в торжественных празднествах, отмечавшихся в Сан-Луиджи-деи-Франчези и Сан-Пьетро. С 5 июня 1638 по 24 сентября 1644 года он был маэстро капеллы Святого Луиджи деи Франчези, сменив своего учителя Уголини. Затем он отправился в Вену, где стал капельмейстером эрцгерцога Леопольда Вильгельма, брата императора Фердинанда III. В начале 1646 года он вернулся в Рим и, по словам Баини, на несколько недель занял свой старый пост в соборе Луиджи. С 23 февраля 1646 года он был маэстро капеллы церкви Марии Маджоре. Указом от 7 октября 1646 года он был назначен преемником Вирджилио Маццокки на посту маэстро капеллы Джулии в Сан-Пьетро, и занимал этот важный пост до самой своей смерти. 14 августа 1650 года была исполнена его месса на 48 голосов для 12 хоров, написанная для Зальцбурга в 1628 году и ныне утраченная. Беневоли был опекуном конгрегации Святой Чечилии в 1654, 1665 и 1667 годах. Среди его личных учеников были Эрколе Бернабеи, Антимо Либерати и Паоло Лоренцани. Либерати обвинял Беневоли в бедности, из-за которой на протяжении всей жизни не было современных печатных изданий его работ. Только с 1642 года его музыка появилась в печати, а затем лишь отдельные произведения вошли в различные антологии. До сих пор оценки музыки Беневоли почти полностью ограничивались 53-голосной миссой Салисбургенсис, которая, как предполагалось, была исполнена при освящении Зальцбургского собора в 1628 году. Это было расценено как гениальный росчерк пера 23-летнего юноши и как предвосхищение кульминационных результатов монументального стиля римского барокко. На самом деле Хинтермайер доказал, что это была не та месса, которая исполнялась в 1628 году, и что Беневоли определенно не сочинял ее. Вероятно, она была исполнена в Зальцбурге в 1682 году вместе с гимном "Plaudite tympani", и Бибер был назван наиболее вероятным ее автором. В творчестве Беневоли, которое полностью состоит из духовной музыки и включает, с одной стороны, монодические пьесы с продолжением, а с другой - мессы различного рода, многие из которых предназначены для большого количества исполнителей, можно обнаружить различные влияния. Известно, что несколько произведений были утрачены. Те мессы, которые продолжают традицию Палестрины, в стиле пьено с тенденцией к гомофонии, явно контрастируют с его прогрессивной техникой (использование стиля концертато с противопоставлением солистов и рипьено), но следует помнить, что наряду с инновациями увековечение стиля Палестрины было особенно востребовано в XVII веке.-век римских композиторов духовной музыки. Прогрессивность Беневоли проявляется в заметной склонности к современным мажорно-минорным гармониям и тональности, в его подходе к форме, а также в его обработке и расположении фактур. Характерной чертой является принцип, унаследованный от Палестрины и венецианской школы, взаимосвязанных блоков хорового звучания, иногда полифонического, иногда гомофонического. Различные хоры, обычно состоящие из четырех частей, должны располагаться далеко друг от друга, чередоваться во время подражательных секций, коротких или длинных, а затем воссоединяться. Каждый хор представляет собой самостоятельную музыкальную единицу, и, например, произведение для четырех хоров состоит из 16 реальных партий. Контрапункт менее заметен, чем в произведениях других представителей римской школы. Инструментальное сопровождение ограничено непрерывными басами, которые имеют особое значение в полифонической структуре. Сольные вокальные партии свободно украшены фиоритурами. Особенностью творчества Беневоли является композиция для равных голосов, например, в его "Царстве небесном" для 12 сопрано в 6 хорах с органом и в его "и в самом деле небесном" для четырех басов и континуо.

Ноты сочинений Орацио Беневоли на сайте библиотеки IMSLP