Бенедетти, Франческо Мария
1683 - 1749
Назад
Benedetti, Francesco Maria
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Мария Бенедетти был итальянским композитором и священником. При крещении получил имя Джованни Доменико Антонио, но взял имя Франческо Мария, когда 25 ноября 1699 года вступил новицием в орден францисканцев. Он прослужил два с половиной месяца в капелле базилики Святого Франциска в Ассизи, прежде чем 1 июля 1704 года переехал в Читта-ди-Кастелло, возможно, уже принеся окончательные обеты. Предположительно, у него там были музыкальные обязанности, поскольку респонсорий на праздник Святого Антония Падуанского, написанный им, датирован 20 сентября 1704 года. С 10 апреля 1706 года по 10 февраля 1707 года он находился в Ассизи в качестве первого органиста базилики. Булла папы Климента Одиннадцатого от 6 ноября 1706 года позволила ему принять священный сан на 13 месяцев раньше предписанного минимального возраста в 25 лет, и в конце 1706 года он был рукоположен в священники. В марте 1707 года он был переведен в Турин, и хотя он оставался там до сентября 1711 года, в Ассизи имеются три его автографных мотета, датированных 1710 годом. 3 октября 1711 года он вернулся в Ассизи в качестве руководителя капеллы, сменив Франческо Антонио Урио. В 1715 году его пригласили сочинить две "академические" кантаты для празднования возобновления заседаний Академии Возбужденных после 15-летнего перерыва. В этот период его монастырские обязанности возросли: он стал членом Совета отцов и получил лицензию на выслушивание исповедей мирян. 30 апреля 1716 года он покинул Ассизи и отправился в церковь Святого Франциска в Турине, где оставался, вероятно, с теми же обязанностями руководителя капеллы, до 1721 или 1722 года. Сочинения, датируемые 1722–1727 годами, позволяют предположить, что он отправился в собор Аосты, также в качестве руководителя капеллы. Его подпись в Реестре месс от 19 июля 1727 года показывает, что к этой дате он вернулся в Ассизи, сменив Франческо Мария Цуккари. 22 декабря 1734 года Бенедетти был назначен руководителем капеллы собора Урбино, но он не смог занять этот пост, поскольку декрет 1703 года запрещал монахам занимать такие должности вне ордена.
В Ассизи Бенедетти успешно сочетал религиозные обязанности и музыкальные задачи. Он был плодовитым композитором, энергичным организатором музыки для самых важных праздников года, и как учитель высоко ценился отцом Джованни Баттистой Мартини. В 1741 году Бенедетти получил разрешение построить за свой счет апартаменты в монастыре, которые в конечном итоге перешли к его преемникам. В 1744 году в Читта-ди-Кастелло ему был присвоен титул "Бессменного Достойного", поскольку "в течение 24 лет подряд он исполнял обязанности учителя музыки в святой капелле Ассизи и в различных соборах Пьемонта, в течение которых времени сочинил множество музыкальных произведений, получивших большое признание у слушателей". На титульном листе "Песни Пресвятой Богородицы", сочиненной в Аосте в 1725 году, неизвестная рука описала его как "искусного и сильного". Интерес к его музыке сохранялся и после его смерти: отец Мартини запрашивал партитуры двух его Повечерий и "ночи полных псалмов на 8 голосов"; и одна из его заупокойных месс исполнялась до середины XIX века.
Музыкальное наследие Бенедетти, почти полностью духовное, представляет интересный пример итальянского контрапунктического стиля позднего барокко. Он писал ясно и с ритмической настойчивостью, богато используя последовательности, динамические эффекты и контрасты тембров. Его выбор и использование ансамблей показывает техническое умение и предпочтение концертных форм.
Духовная музыка
Светская музыка
Инструментальная музыка
Теоретический труд
Примечание: Большинство из более чем 270 произведений композитора хранятся в Ассизи, Аосте, Болонье, Лорето и Мюнстере.
Ноты сочинений Франческо Мария Бенедетти на сайте библиотеки IMSLP