Бенда, Георг Антон (Йиржи Антонин)
1722 - 1795
Назад
Benda, Georg Anton (Jiří Antonín)
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Георг Бенда был чешско-немецким композитором, сыном Яна Йиржи Бенды. В 1735 году он посещал школу пиаристов в Космоноси (Богемия), а с 1739 по 1742 год учился в иезуитском колледже в Йичине. В 1742 году он эмигрировал с родителями и сестрой в Пруссию, где присоединился к своим братьям в качестве скрипача в придворном оркестре.
В мае 1750 года он был назначен капельмейстером к герцогу Фридриху III Саксен-Гота-Альтенбургскому. В первые годы службы он писал кантаты для придворной капеллы и различные инструментальные произведения. Первоначально опера в Готе не ставилась из-за противодействия духовенства, но 11 августа 1765 года, в день рождения герцогини Луизы Доротеи, состоялась премьера единственной итальянской оперы Бенды "Ксиндо признанный"; регулярные постановки итальянских интермедий начались там в следующем месяце. Затем Бенде был предоставлен шестимесячный оплачиваемый отпуск для учебы в Италии. Выехав из Готы 10 октября 1765 года, он посетил Венецию (где встретился с Гассе), Болонью, Флоренцию и Рим, и за это время познакомился с операми Галу́ппи, Глюка, Траэтты, Пиччинни и Паизиелло. По возвращении он сочинил две интермедии, которые были поставлены до того, как спектакли были приостановлены после смерти Луизы Доротеи 22 октября 1767 года. В признание его заслуг перед двором Бенде был присвоен новый титул директора капеллы в августе 1770 года.
Со смертью Фридриха III в 1772 году и вступлением на престол Эрнста II обязанности Бенды в капелле сократились. Однако важный новый период композиции был стимулирован прибытием в Готу в июне 1774 года театральной труппы Зайлера, что дало Бенде первую возможность писать немецкие сценические произведения. Первым из них была "Ариадна на Наксосе", мелодрама (произведение, сочетающее разговорный текст и музыку), написанная Иоганном Кристианом Брандесом для его жены Шарлотты, которая исполнила заглавную роль на премьере. Его широко освещаемый успех привел к сочинению второй мелодрамы "Медея" для Софи Зайлер, другой ведущей актрисы труппы; ее текст был написан Фридрихом Вильгельмом Готтером, готским придворным архивариусом, который предоставил текст для четырех зингшпилей Бенды, поставленных в Готе: "Ярмарка", "В лесу", "Ромео и Джульетта" и "Дровосек".
20 марта 1778 года Бенда уволился с поста директора капеллы, решение, по-видимому, было вызвано его неприязнью к композитору Антону Швайцеру, который приехал в Готу с труппой Зайлера и остался музыкальным директором придворного театра, основанного в сентябре 1775 года. 11 апреля 1778 года он подготовил "Спецификацию" произведений, которые он сочинил во время своей службы в Готе. Затем он отправился в Гамбург работать в театре, но в октябре 1778 года уехал в Вену, где его мелодрамы были хорошо приняты; однако его надежда на назначение там не осуществилась. Третья мелодрама "Пигмалион", сочиненная в Вене, была поставлена после его возвращения в Готу в сентябре 1779 года. Затем он вышел на пенсию с небольшой пенсией и жил в уединении сначала в Георгентале возле Готы, где готовил различные произведения к публикации, затем в Ордруфе и, наконец, в Кёстрице; в последние годы он также часто останавливался в Бад-Роннебурге. В 1781 году он поехал в Париж, чтобы руководить постановкой "Ариадны" в Комеди-Итальенн. Он также совершал поездки в Мангейм, где в 1787 году его последний зингшпиль "Татарский закон" провалился при первой и единственной постановке. В 1792 году он сочинил свое последнее произведение, кантату для сопрано и оркестра под названием "Жалобы Бенды".
Хотя при жизни Бенда был одинаково знаменит как композитор церковной музыки, сегодня его в основном помнят за его немецкие сценические произведения и, в частности, за его мелодрамы. Он не был создателем этого жанра в Германии, но в "Ариадне" и "Медее" создал первые успешные образцы формы, которые сразу же стали широко подражаемыми; энтузиазм Моцарта по поводу этих работ зафиксирован в письме к его отцу от 12 ноября 1778 года. Источником вдохновения Бенды был аккомпанированный речитатив и его чередование кратких разделов инструментальной музыки и разговорного текста; лишь изредка он сочетает музыку и текст в едином, одновременном потоке. Каждая мелодрама основана на одной или двух темах и ряде повторяющихся эпизодических мотивов; все они варьируются (иногда существенно), чтобы соответствовать драматической ситуации. Изменения гармонии и инструментовки играют важную роль. В "Ариадне" имитации природных звуков используются для усиления драматического эффекта; в "Медее" музыка выражает более глубокие грани психологического развития героини.
Из зингшпилей Бенды "Ярмарка" и "Ромео и Джульетта" пользовались значительной популярностью в репертуаре театров Северной и Центральной Германии; "Ромео" и более ранний "В лесу" были одними из первых зингшпилей с серьезными сюжетами, что отразилось в музыке обоих произведений включением более длинных, высоко драматичных, сквозных сцен. Оба имеют определенные черты серьезной оперы: развернутые арии, аккомпанированный речитатив и, в "Ромео и Джульетте", похоронный хор типа использованного Глюком, в то время как в "Ярмарке" уже присутствуют сильные драматические и лирические сцены, эффективная музыкальная характеристика и крупномасштабные музыкальные номера в рамках зингшпиля.
Светская вокальная музыка менее документирована; музыка Бенды, написанная для "Оды" Штёльцеля (1767), позже была положена на новый текст Гроссмана и исполнена в Бонне и Франкфурте в 1781 году в память о недавно умершем драматурге Лессинге. Светские кантаты Бенды начала 1770-х годов, такие как "Жалобы Аминта", приближаются к стилю его более поздних мелодрам: оркестровые пассажи их аккомпанированных речитативов, в частности, напоминают инструментальные эпизоды его мелодрам.
Среди инструментальных произведений Бенды набор клавирных сонат, опубликованный в 1757 году, привлек благоприятные комментарии от писателей, включая Хиллера, Бёрни и Гербера. Слава Бенды также основывается на его оркестровых произведениях, особенно его симфониях и концертах для клавесина. Его концерты предвосхищают ранние романтические тенденции (особенно в медленных частях), но сохраняют барочные черты, такие как длинные, непериодические темы; также типичны сильно ритмичные унисонные пассажи. Симфонии, датируемые в основном периодом 1750–1765 годов, состоят из трех частей, причем первая часть имеет четко артикулированную сонатную форму, а вторая — лирический стиль.
Сценические произведения
Духовная музыка
Светская вокальная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Георга Антона (Йиржи Антонина) Бенды на сайте библиотеки IMSLP