Бенда, Георг Антон (Йиржи Антонин)
1722 - 1795

Назад

Benda, Georg Anton (Jiří Antonín)

  • Дата рождения: крещен 30 июня 1722
  • Место рождения: Старе-Бенатки
  • Дата смерти: 6 ноября 1795
  • Место смерти: Кёстриц

Биография

Георг Бенда был чешско-немецким композитором, сыном Яна Йиржи Бенды. В 1735 году он посещал школу пиаристов в Космоноси (Богемия), а с 1739 по 1742 год учился в иезуитском колледже в Йичине. В 1742 году он эмигрировал с родителями и сестрой в Пруссию, где присоединился к своим братьям в качестве скрипача в придворном оркестре.

В мае 1750 года он был назначен капельмейстером к герцогу Фридриху III Саксен-Гота-Альтенбургскому. В первые годы службы он писал кантаты для придворной капеллы и различные инструментальные произведения. Первоначально опера в Готе не ставилась из-за противодействия духовенства, но 11 августа 1765 года, в день рождения герцогини Луизы Доротеи, состоялась премьера единственной итальянской оперы Бенды "Ксиндо признанный"; регулярные постановки итальянских интермедий начались там в следующем месяце. Затем Бенде был предоставлен шестимесячный оплачиваемый отпуск для учебы в Италии. Выехав из Готы 10 октября 1765 года, он посетил Венецию (где встретился с Гассе), Болонью, Флоренцию и Рим, и за это время познакомился с операми Галу́ппи, Глюка, Траэтты, Пиччинни и Паизиелло. По возвращении он сочинил две интермедии, которые были поставлены до того, как спектакли были приостановлены после смерти Луизы Доротеи 22 октября 1767 года. В признание его заслуг перед двором Бенде был присвоен новый титул директора капеллы в августе 1770 года.

Со смертью Фридриха III в 1772 году и вступлением на престол Эрнста II обязанности Бенды в капелле сократились. Однако важный новый период композиции был стимулирован прибытием в Готу в июне 1774 года театральной труппы Зайлера, что дало Бенде первую возможность писать немецкие сценические произведения. Первым из них была "Ариадна на Наксосе", мелодрама (произведение, сочетающее разговорный текст и музыку), написанная Иоганном Кристианом Брандесом для его жены Шарлотты, которая исполнила заглавную роль на премьере. Его широко освещаемый успех привел к сочинению второй мелодрамы "Медея" для Софи Зайлер, другой ведущей актрисы труппы; ее текст был написан Фридрихом Вильгельмом Готтером, готским придворным архивариусом, который предоставил текст для четырех зингшпилей Бенды, поставленных в Готе: "Ярмарка", "В лесу", "Ромео и Джульетта" и "Дровосек".

20 марта 1778 года Бенда уволился с поста директора капеллы, решение, по-видимому, было вызвано его неприязнью к композитору Антону Швайцеру, который приехал в Готу с труппой Зайлера и остался музыкальным директором придворного театра, основанного в сентябре 1775 года. 11 апреля 1778 года он подготовил "Спецификацию" произведений, которые он сочинил во время своей службы в Готе. Затем он отправился в Гамбург работать в театре, но в октябре 1778 года уехал в Вену, где его мелодрамы были хорошо приняты; однако его надежда на назначение там не осуществилась. Третья мелодрама "Пигмалион", сочиненная в Вене, была поставлена после его возвращения в Готу в сентябре 1779 года. Затем он вышел на пенсию с небольшой пенсией и жил в уединении сначала в Георгентале возле Готы, где готовил различные произведения к публикации, затем в Ордруфе и, наконец, в Кёстрице; в последние годы он также часто останавливался в Бад-Роннебурге. В 1781 году он поехал в Париж, чтобы руководить постановкой "Ариадны" в Комеди-Итальенн. Он также совершал поездки в Мангейм, где в 1787 году его последний зингшпиль "Татарский закон" провалился при первой и единственной постановке. В 1792 году он сочинил свое последнее произведение, кантату для сопрано и оркестра под названием "Жалобы Бенды".

Творчество

Хотя при жизни Бенда был одинаково знаменит как композитор церковной музыки, сегодня его в основном помнят за его немецкие сценические произведения и, в частности, за его мелодрамы. Он не был создателем этого жанра в Германии, но в "Ариадне" и "Медее" создал первые успешные образцы формы, которые сразу же стали широко подражаемыми; энтузиазм Моцарта по поводу этих работ зафиксирован в письме к его отцу от 12 ноября 1778 года. Источником вдохновения Бенды был аккомпанированный речитатив и его чередование кратких разделов инструментальной музыки и разговорного текста; лишь изредка он сочетает музыку и текст в едином, одновременном потоке. Каждая мелодрама основана на одной или двух темах и ряде повторяющихся эпизодических мотивов; все они варьируются (иногда существенно), чтобы соответствовать драматической ситуации. Изменения гармонии и инструментовки играют важную роль. В "Ариадне" имитации природных звуков используются для усиления драматического эффекта; в "Медее" музыка выражает более глубокие грани психологического развития героини.

Из зингшпилей Бенды "Ярмарка" и "Ромео и Джульетта" пользовались значительной популярностью в репертуаре театров Северной и Центральной Германии; "Ромео" и более ранний "В лесу" были одними из первых зингшпилей с серьезными сюжетами, что отразилось в музыке обоих произведений включением более длинных, высоко драматичных, сквозных сцен. Оба имеют определенные черты серьезной оперы: развернутые арии, аккомпанированный речитатив и, в "Ромео и Джульетте", похоронный хор типа использованного Глюком, в то время как в "Ярмарке" уже присутствуют сильные драматические и лирические сцены, эффективная музыкальная характеристика и крупномасштабные музыкальные номера в рамках зингшпиля.

Светская вокальная музыка менее документирована; музыка Бенды, написанная для "Оды" Штёльцеля (1767), позже была положена на новый текст Гроссмана и исполнена в Бонне и Франкфурте в 1781 году в память о недавно умершем драматурге Лессинге. Светские кантаты Бенды начала 1770-х годов, такие как "Жалобы Аминта", приближаются к стилю его более поздних мелодрам: оркестровые пассажи их аккомпанированных речитативов, в частности, напоминают инструментальные эпизоды его мелодрам.

Среди инструментальных произведений Бенды набор клавирных сонат, опубликованный в 1757 году, привлек благоприятные комментарии от писателей, включая Хиллера, Бёрни и Гербера. Слава Бенды также основывается на его оркестровых произведениях, особенно его симфониях и концертах для клавесина. Его концерты предвосхищают ранние романтические тенденции (особенно в медленных частях), но сохраняют барочные черты, такие как длинные, непериодические темы; также типичны сильно ритмичные унисонные пассажи. Симфонии, датируемые в основном периодом 1750–1765 годов, состоят из трех частей, причем первая часть имеет четко артикулированную сонатную форму, а вторая — лирический стиль.

Произведения

Сценические произведения

  • "Ксиндо признанный" ("Xindo riconosciuto") (опера-сериа, 3 акта), Гота, 11 августа 1765
  • "Добрый муж" ("Il buon marito") (интермеццо, 2 акта), Гота, 29 октября 1766
  • "Капельмейстер" ("Il maestro di capella") (интермеццо, 2 акта), Гота, 25 апреля 1767
  • "Ариадна на Наксосе" ("Ariadne auf Naxos") (мелодрама, 1 акт), Гота, 27 января 1775
  • "Ярмарк" ("Der Jahrmarkt") (комическая опера, 1 акт), Гота, 10 февраля 1775
  • "Медея" ("Medea") (мелодрама, 1 акт), Лейпциг, 1 мая 1775
  • "В лесу" ("Walder") (серьезная оперетта, 1 акт), Гота, 23 февраля 1776
  • "Ромео и Джульетта" ("Romeo und Julie") (серьезная опера, 3 акта), Гота, 25 сентября 1776
  • "Дровосек, или Три желания" ("Der Holzhauer, oder Die drey Wünsche") (комическая оперетта, 1 акт), Гота, 2 января 1778
  • "Теона" ("Theone") (мелодрама, 1 акт), не поставлена
  • "Пигмалион" ("Pygmalion") (монодрама, 1 акт), Гота, 20 сентября 1779
  • "Татарский закон" ("Das tartarische Gesetz") (пьеса с пением, 3 акта), Мангейм, 4 марта 1787
  • "Найденыш, или Нежданно приходит часто" ("Das Findelkind, oder Unverhofft kömt oft") (оперетта, 1 акт), не закончена
  • Музыка к "Макбету", около 1778, возможно не исполнялась

Духовная музыка

  • Циклы кантат (1750-51, 1753-54, 1760-61)
  • 5 поздравительных кантат ко дню рождения герцога и герцогини Саксен-Готских (1751, 1764-67)
  • "Умирающий (страдающий) Иисус" (оратория), 1757, музыка утеряна
  • 3 песни в сборнике духовных песен
  • 2 Кирие со "Слава" ("Gloria"), на 4 голоса и инструменты
  • "Qui tollis" на 4 голоса и basso continuo
  • "Песнь Пресвятой Богородицы" ("Magnificat") на 4 голоса, инструменты и basso continuo (атрибуция uncertain)

Светская вокальная музыка

  • Кантаты: "Жалобы Аминта на бегство Лалаге" ("Amynts Klagen über die Flucht der Lalage"); "Возвращение Лалаги" ("Die Zurückkunft der Lalage"); "Марианна" ("Marianne"); "Кефал и Аврора" ("Cephalus und Aurore"); "Жалобы Бенды" ("Bendas Klagen")
  • Прочая вокальная музыка: арии, оды, канон, песни (включая 12 итальянских арий и 25 песен в сборниках)

Инструментальная музыка

  • Оркестровые: около 30 симфоний; 2 концерта для клавесина с оркестром (1779); Концертино для клавесина и струнных (1783-84); 7 концертов для клавесина с оркестром; 11 концертов для скрипки с оркестром; "Ночные шутки" ("Scherzi notturni"); 2 концерта для альта с оркестром
  • Камерные: 6 сонат для клавесина (1757); Соната для клавесина в сборнике (1760); Многочисленные сонаты, сонатины и небольшие произведения для клавира (в сборниках 1780-87); 8 сонат для 2 скрипок/флейт, скрипки и basso continuo; Соната для флейты и basso continuo; Соната для 2 клавесинов

Ноты сочинений Георга Антона (Йиржи Антонина) Бенды на сайте библиотеки IMSLP