Бенда, Франц (Франтишек)
1709 - 1786

Назад

Франц (Франтишек) Бенда (Franz (František) Benda) - Скрипач и композитор

Родился 22 ноября 1709 года, Бенатки-над-Йизероу - умер 7 марта 1786 года, Потсдам.

Сын Яна Иржи Бенды. Его автобиография, написанная в 1763 году, представляет подробности его раннего обучения и музыкантов, с которыми он общался на протяжении своей долгой карьеры; документация о его собственной деятельности и ссылки на его соратников делают этот документ одним из наиболее часто цитируемых документов той эпохи.

В юности Бенда был прекрасным певцом, и этот талант обеспечил большую часть его раннего музыкального образования, а также его материальные потребности, начиная с 1718 года в церкви Святого Николая в Праге и с 1720 года в Хофкапелле в Дрездене. Он вернулся в Прагу в 1723 году в качестве альта и ученика иезуитской семинарии, где начал свои первые сочинения, ныне утерянные. Во время участия в исполнении оперы Дж.Дж. Фукса " Костанца и Фортецца" он был особенно впечатлен пением Гаэтано Урсини, чьему стилю он подражал. Иезуиты разрешили добавлять латинские тексты к этим итальянским ариям, которые Бенда пел с большим успехом и до сих пор хорошо помнит в свои более поздние годы. Когда его голос сломался, он вернулся в родительский дом и начал заниматься скрипкой, в частности, изучая концерты Вивальди. По настоянию отца он выучился ремеслу ткача льна, но также играл для танцев в тавернах; позже он утверждал, что многому научился у слепого скрипача, особенно в вопросах ритма. Затем Бенда провел серию встреч в качестве скрипача в аристократических семьях Вены, где познакомился со многими из лучших музыкантов того времени. Вместе с несколькими из этих молодых друзей-музыкантов Бенда сбежал от своих работодателей и в конце концов устроился хофкапельмейстером к графу Сучачевскому в Варшаве, где оставался более двух лет. С этого момента его репутация музыканта и скрипача предшествовала ему, и в 1732 году его пригласили присоединиться к Королевскому придворному оркестру в Варшаве, предложение, которое он принял. Однако неудовлетворенность своей зарплатой и обязанностями заставила его искать лучшую должность, а смерть Августа II 1 февраля 1733 года дала возможность вернуться в Дрезден; во время посещения близлежащего Руппина он был нанят в качестве скрипача наследным принцем Пруссии Фридрихом 17 апреля 1733 года. В первые годы своего пребывания в окружении Фридриха Бенда снова посетил Дрезден, возобновил знакомство со скрипачом Иоганном Георгом Пизенделем и участвовал в выступлениях с К.П.Э. Бахом и Дж.Э. Гольдбергом. Он оставался на службе у Фридриха до своей смерти, последовав за ним в Рейнсберг в 1736 году, а затем в Потсдам, когда Фридрих вступил на престол в 1740 году. Он был назначен концертмейстером в Королевской капелле в 1771 году.

Будучи членом одного из выдающихся музыкальных заведений середины 18-го века, Бенда оказался в компании с некоторыми ведущими музыкантами. Он изучал композицию и исполнение адажио с Иоганном Готлибом Грауном, а затем изучал написание концертов с братом Иоганна, капельмейстером Карлом Генрихом Грауном. Он продолжал получать признание как певец в первые годы своего назначения, и в его автобиографии говорилось, что от него ожидали регулярного исполнения арий при дворе. Бенда, очевидно, стал опорой оркестра Фредерика. В своей автобиографии он подсчитал, что он сопровождал короля, заядлого флейтиста, в 10 000 концертах. Его положение было четко отражено в графике заработной платы за 1744-5 гг., В котором он занимал третье место после капельмейстера К.Х. Грауна и концертмейстера Дж.Г. Грауна. Чарльз Берни описал Бенду как одного из выдающихся музыкантов берлинского двора, который "приобрел большую репутацию в своей профессии не только благодаря своей выразительной манере игры на скрипке, но и благодаря своим изящным и эффектным композициям для этого инструмента". Дж.Ф. Райхардт похвалил Бенду как исполнителя, который мог "покорить и покорить сердца своей аудитории". Положение Бенды нашло отражение в публикации о его смерти в " Берлинских новостях" от 16 марта 1786 года: "Седьмого числа этого месяца скончался один из самых выдающихся и уважаемых людей своего времени, королевский концертмейстер Франц Бенда .... Общеизвестно, что он был одним из величайших музыкантов и что на своем инструменте, скрипке, он создал целую эпоху ".

Немногие работы Бенды были опубликованы при его жизни. В 1763 году он скромно перечислил свои сочинения как "80 скрипичных соло, 15 концертов, несколько симфоний и значительное количество каприз". Более поздние исследования показали, что его общий объем работ значительно более обширен, но в отсутствие подтвержденного музыкального автографа остаются сомнения в отношении принадлежности произведений отдельным членам семьи Бенда. Многие из его произведений для скрипки и баса имеют приукрашивания, написанные как в быстрых движениях, так и в адажио. Берни отметил, что его манера играть приукрашенные медленные движения была "настолько поистине кантабиле, что в его композициях едва ли можно найти отрывок, который не под силу человеческому голосу, и он так влияет на исполнителя, так по-настоящему трогателен в адажио, что несколько способных профессоров не смогли найти ни одного отрывка, который можно было бы спеть, и он настолько впечатляет исполнителя, настолько поистине патетичен в адажио, что несколько способных профессоров они заверили меня, что он часто плакал из-за них во время исполнения одного из них ". Какими бы важными ни были эти украшения, сохранившиеся в ряде архивов, они, возможно, были подготовлены в качестве лишь педагогических примеров, поскольку они фигурируют в документации по исполнительской практике 18-го века; возможно, они были скопированы учениками Бенды или добавлены в сольную партию скрипичных сонат, подражая его стилю игры.

Слава Бенды привлекла многих учеников-скрипачей после окончания Семилетней войны в 1763 году, и несколько позже он занял важные музыкальные позиции в Северной Европе. Их влияние объединилось, чтобы сформировать узнаваемую школу немецкой игры на скрипке, которая была основана на собственном стиле Бенды и наиболее четко отражена в его скрипичных сонатах и " Каприcах". Иоганн Адольф Шайбе признал влияние Бенды, когда писал, что "Пизендель в Дрездене и Бенда в Берлине в отношении скрипки были оригинальными гениями и своими учителями, и их можно назвать отцами скрипачей среди немцев, как это было верно в отношении Тартини в Италии". Иоганн Иоахим Кристоф Боде в своем переводе "Современного состояния музыки во Франции и Италии" Берни утверждал, что "ни один скрипач не оказал влияния на этого выдающегося человека, который создал для нас, немцев, оригинальный стиль и чьи соло и концерты представляют собой" самое достойное намерение музыки ".

Из его шестерых детей, переживших младенчество, четверо стали музыкантами: Мария Каролина, Фридрих, Карл Герман Генрих и Юлиана.

Ноты сочинений Франца (Франтишека) Бенду на сайте библиотеки IMSLP