Белли, Джулио
1560 - 1620

Назад

Belli, Giulio

  • Дата рождения: около 1560
  • Место рождения: Лонджано, около Форли
  • Дата смерти: после 1620
  • Место смерти: вероятно, Имола

Биография

Джулио Белли был итальянским композитором. По его собственному свидетельству, он был учеником Джовантомазио Чимелло в Неаполе до 1569 года; затем он вернулся в Лонджано и 30 сентября 1579 года вступил в местный францисканский монастырь. 7 ноября 1582 года он стал руководителем капеллы в соборе Имолы, а 20 мая 1590 года был принят на три года на аналогичную должность в церкви Санта-Мария-ин-Карпи; однако в 1591 году он переехал в церковь Сан-Франческо в Болонье в качестве префекта музыки. По-видимому, он был в Ферраре в 1592 и 1593 годах, а в 1594 или 1595 году уехал в Венецию в качестве руководителя капеллы церкви Ка-Гранде; в 1596 году он занял аналогичную должность в соборе Монтаньяны. В 1597 году он был руководителем капеллы при дворе герцога Альфонсо II д’Эсте и в Академии Смерти в Ферраре, а в 1599 году был руководителем в соборе Озимо. С 1600 года он был руководителем капеллы в соборе и архиепископской семинарии Равенны, а в 1603 году, после непродолжительного пребывания в Реджо, стал руководителем в соборе Форли. В начале 1606 года он вернулся в Ка-Гранде, а 9 мая переехал в базилику Сан-Антонио в Падуе, где оставался до 1608 года. В 1610 году он был руководителем капеллы в базилике Сан-Франческо в Ассизи, а с 7 января 1611 года по 1 апреля 1613 года вновь работал в соборе Имолы. В 1615 году он снова был руководителем капеллы в Ка-Гранде, а в 1621 году окончательно вернулся в Имолу. Францисканский монах по имени Санте Белли, руководитель капеллы в Корреджо в 1590 году, похоже, был его братом. Некоторые источники ошибочно отождествляли Джулио Белли с одноименным ученым из Каподистрии. Его также путали с Дж.К. Белли, придворным лютнистом в Мантуе. Несколько учеников Белли стали известны как композиторы, включая Дж.Б. Спада и Роберто Поджолини.

Творчество

Современный писатель отметил, что Белли был добродетельным и высокочтимым человеком и искуснейшим в своей профессии. Это подтверждается главным образом его духовными произведениями, некоторые из которых выдержали множество изданий. Его ранняя музыка показывает влияние Палестрины и североитальянского полихорального стиля, но его поздние работы, в частности духовные концерты, используют меньшие составы и признают современную практику, включая партию basso continuo. Он также добавил партии basso continuo к более поздним изданиям некоторых своих произведений, которые изначально были сочинены а капелла. Большинство его месс предназначены для пяти голосов, но быстро меняющиеся вокальные группы в антифональных хорах часто создают впечатление шести-восьми голосов. Его мессы пародируют мотеты чаще, чем мадригалы, но он написал прекрасную мессу на тему "Vestiva i colli" Палестрины. Он был менее плодовит как композитор светской вокальной музыки, но был достаточно хорошо известен как мадригалист, чтобы найти место в антологии "Мадригалы на пять голосов" Морли. Его канцонетты 1584 года характеризуются живой голосоведкой и консонантной гармонией. Его инструментальные пьесы 1613 года являются ранними примерами трехголосных канцон.

Произведения

Духовная музыка

  • "Первая книга месс на 5 голосов" ("Missarum liber primus", 5vv) (1586)
  • "Псалмы для вечерни на все праздники года и две песни Пресвятой Богородицы, в конце добавлен Тебя Бога хвалим" ("Psalmi ad vesperas in totius anni solemnitatibus … duoque cantica beatae virginis, et in fine addito Te Deum laudamus", 5vv) (1592)
  • "Первая книга месс и духовных песен на 8 голосов" ("Missarum sacrarumque cantionum, liber primus", 8vv) (1595)
  • "Псалмы для вечерни на все праздники года и две песни Пресвятой Богородицы на 8 голосов" ("Psalmi ad vesperas in totius anni solemnitatibus, duoque cantica beatae virginis", 8vv) (1596)
  • "Первая книга месс на 4 голоса" ("Missarum, liber primus", 4vv) (1599)
  • "Первая книга духовных песен с литаниями Пресвятой Девы Марии на 4–6, 8 и 12 голосов" ("Sacrarum cantionum, cum litaniis Beatae Virginis Mariae, liber primus", 4–6, 8, 12vv) (1600)
  • "Псалмы для вечерни на все праздники года и три песни Пресвятой Девы Марии на 6 голосов" ("Psalmi ad vesperas in totius anni festivitatibus, ac tria cantica Beatae Virginis Mariae", 6vv) (1603)
  • "Повечерие, мотеты и литании Богородицы, фальсобордоны на восемь тонов с вставками" ("Compieta, mottetti & letanie della madonna, falsi bordoni sopra li otto toni, con li Sicut erat interi", 8vv) (1605)
  • "Повечерие, фальсобордоны, антифоны и литании Богородицы на 4 голоса с basso continuo (орган)" ("Compieta, falsi bordoni, antifone et litanie della madonna", 4vv, bc (org)) (1607)
  • "Священные мессы на 4–6 и 8 голосов с basso continuo (орган)" ("Missae sacrae", 4–6, 8vv, bc (org)) (1608)
  • "Церковные концерты на 2–3 голоса" ("Concerti ecclesiastici", 2, 3vv) (1613)
  • Отдельные мессы и мотеты в антологиях (1609, 1610, 1613, 1616, 1617, 1618, 1621, 1622, 1623, 1627)

Светская музыка

  • "Первая книга канцонетт на 4 голоса" ("Canzonette … libro primo", 4vv) (1584)
  • "Первая книга мадригалов на 5 и 6 голосов" ("Il primo libro de madrigali", 5, 6vv) (1589)
  • "Третья книга мадригалов на 6 голосов" ("Il terzo libro de madrigali", 6vv) (1590)
  • "Вторая книга мадригалов на 5 и 6 голосов" ("Il secondo libro de madrigali", 5, 6vv) (1592–1593)
  • "Вторая книга канцонетт на 4 голоса, с некоторыми римскими на 3 голоса" ("Il secondo libro delle canzonette", 4vv, con alcune romane, 3vv) (1593)
  • Отдельные мадригалы в антологиях (1592, 1598, 1604)

Инструментальная музыка

  • "Две канцоны на 3 голоса в сборнике церковных концертов" ("Concerti ecclesiastici", 2, 3vv) (1613)

Письменные труды

  • "Правила контрапункта" ("Regole di contrappunto") (рукопись, автограф)

Ноты сочинений Джулио Белли на сайте библиотеки IMSLP