Белли, Джироламо
1552 - 1620
Назад
Belli, Girolamo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Джироламо Белли был итальянским композитором и педагогом. Он получил музыкальное образование у Луццаско Луццаски и начал карьеру певцом при дворе семьи Гонзага в Мантуе, а позднее переехал в Рим. Самые ранние из известных его произведений — четыре мадригала, вошедшие в рукописный сборник около 1580 года, и один мадригал, опубликованный в антологии "Высохший лавр". Последний был издан в Ферраре и позволяет предположить, что Белли находился там в начале 1580-х годов; достоверно же известно, что он поселился в Ферраре в 1583 году.
Высказанное Эйнштейном предположение о службе Белли при дворе герцога Мантуи между 1584 и 1587 годами, вероятно, основано на посвящениях во "Второй книге мадригалов для шести голосов" и в сборнике "Любовные кражи", однако документальных подтверждений этому нет. Первые публикации Белли были посвящены герцогу Альфонсо II д’Эсте и его супруге Маргарите Гонзага — очевидно, в надежде получить придворное место, но архивные записи не свидетельствуют о том, что это удалось.
Основная часть жизни Белли, по-видимому, прошла в Ардженто, где он работал учителем и руководителем капеллы. Среди его учеников были Джованни Николо Меццогорри и Бьяджо Томази. Ошибочное мнение Баруффальди о том, что Белли основал Академию Возвышенных в Ардженто, основано на неверном толковании писем Алессандро Гуарини: они относились к личному девизу и академическому псевдониму Белли в Академии Гармоников в Чезене. Кроме того, известно, что он был связан с Академией Бесстрашных в Ферраре как минимум с 1608 года, когда посвятил своим коллегам по академии сборник "Мадригалы и канцоны" (ныне утерянный).
Светская музыка Белли испытала заметное влияние его учителя Луццаско Луццаски. Сам композитор открыто признавал этот долг в "Девятой книге мадригалов для пяти голосов", где включил пародии на четыре мадригала Луццаски из сборника "Мадригалы для пения и игры на одном, двух и трёх сопрано".
Сборник "Любовные кражи" представляет собой изящные интеллектуальные упражнения: тексты составлены из произведений известных авторов, а музыкальный язык содержит аллюзии на популярные мадригалы того времени. Похожий стиль отличает "Первую книгу мадригалов для шести голосов", где встречается пятичастная обработка стихотворения Джованни Баттисты Гуарини "Поцелуи нежные и милые".
Многие мадригалы Белли утеряны, включая по меньшей мере семь книг для пяти голосов и один сборник мадригалов и канцон для четырёх голосов. Семь мадригалов из утраченной "Седьмой книги мадригалов" были включены английским композитором Фрэнсисом Трежианом в антологию начала XVII века.
В духовной музыке Белли придерживался более строгого и контрапунктического стиля. "Духовные песни" 1585 года посвящены папе Сиксту V и открываются мотетом "О, наилучший Пастырь". Мотеты из этого сборника отличаются сдержанностью и полифонической тщательностью письма. Позднейшие "Духовные песни" 1594 года, посвящённые кардиналу Альдобрандини, включают последовательность мотетов и мессу для двойного хора, созданные в духе венецианской школы. "Псалмы" 1610 года опубликованы с отдельной органной партией, что свидетельствует о переходе Белли к более современному концертному стилю.
Духовная музыка
Светская музыка
Утерянные произведения
Ноты сочинений Джироламо Белли на сайте библиотеки IMSLP