Белли, Доменико
ок.1550 - 1627

Назад

Доменико Белли (Domenico Belli) - Итальянский композитор и музыкант

Родился около 1550 года, Флоренция - умер 5 мая 1627 года, Флоренция. 

По словам Фетиса, он служил при герцогском дворе в Парме в начале 17 века, но документов, подтверждающих это утверждение, найдено не было. 10 августа 1607 года он стал членом престижной компании Арканджело Рафаэлло, что позволило ему познакомиться со многими самыми влиятельными флорентийцами того времени. В письме от 27 октября 1609 года кардиналу Фердинандо Гонзаге (также члену братства) Белли указал, что был бы рад поступить на службу к новому кардиналу в Риме. Но он остался во Флоренции и с 1610 по 1613 год был преподавателем музыки у священнослужителей Сан-Лоренцо, Флоренция, на этой должности он сменил Марко да Гальяно. В протоколах капитула каноников указано, что, кроме того, на него была возложена ответственность за музыку в Сан-Лоренцо на Страстной неделе в 1611 и 1612 годах. 19 сентября 1618 года он и его жена Анжелика были зачислены музыкантами при дворе Медичи. В последний раз он упоминается в платежных ведомостях в апреле 1627 года; его жена продолжала служить при дворе после его смерти. Вся сохранившаяся музыка Белли была опубликована в 1616 году. В том же году он сочинил "Орфея доленте" для карнавала. Он состоит из пяти сцен (по крайней мере, частично на текст Габриэло Кьябреры), которые были представлены как промежуточные между актами "Аминты" Тассо, которую семья Ринальди поставила в своей резиденции, Палаццо делла Герардеска, во Флоренции. Белли также написал музыку к опере Якопо Чиконьини "Андромеда", которая была поставлена 9 марта 1618 года, опять же в Палаццо делла Герардеска. Музыка утрачена, но ее описание, в котором Белли дается высокая оценка, содержится в письме, написанном Каччини секретарю великого герцога Тосканского на следующий день после выступления. В примечательном письме, написанном из Флоренции Фердинандо Гонзаге, герцогу Мантуи, 11 июня 1616 года, Белли указал, что его арии считались "трудными и невыразимыми" из-за большого количества дрожащих басов. Он продолжил, попросив герцога исполнить песни при мантуанском дворе, чтобы улучшить их печальную репутацию. Басовые партии действительно ритмически проработаны и отличаются поразительной степенью хроматизма, которую они содержат. Некоторые из них предвосхищают типичные басовые образы более поздних строфико-басовых кантат, а также формальные схемы некоторых песен. Одна песня, Occhi belli a me severi, по сути, является ранним примером этой формы, с дополнительными припевами и ритурнелло. Благодаря своей гармонической и формальной предприимчивости Белли принадлежит к числу самых радикальных монодистов начала XVII века.

Ноты сочинений Доменико Белли на сайте библиотеки IMSLP