Белли, Доменико
.... - 1627
Назад
Belli, Domenico
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Доменико Белли был итальянским композитором и музыкантом. По утверждению Франсуа-Жозефа Фети, он служил при герцогском дворе в Парме в начале XVII века, но документы, подтверждающие это утверждение, не найдены. 10 августа 1607 года он стал членом престижной Компании Архангела Рафаила, что позволило ему войти в контакт со многими наиболее важными флорентийцами того времени. В письме от 27 октября 1609 года кардиналу Фердинандо Гонзага (также члену братства) Белли указал, что будет рад поступить на службу к новому кардиналу в Риме. Но он остался во Флоренции, и с 1610 по 1613 год был учителем музыки у клириков церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, на этой должности он сменил Марко да Гальяно. Протоколы капитула каноников показывают, что кроме того, на него была возложена ответственность за музыку в Сан-Лоренцо на Страстной неделе в 1611 и 1612 годах. 19 сентября 1618 года и он, и его жена Анджелика были зачислены музыкантами на службу ко двору Медичи. В последний раз он появляется в платежных ведомостях в апреле 1627 года; его жена продолжала служить при дворе после его смерти.
Вся сохранившаяся музыка Белли была опубликована в 1616 году. Он сочинил своего "Орфея страждущего" для карнавала того же года. Она состоит из пяти сцен (на текст, по крайней мере частично написанный Габриэлло Кьябрерой), которые представлялись как интермедии между актами "Аминты" Торквато Тассо, которую семья Риналди представила в своей резиденции, Палаццо делла Герардеска, во Флоренции. Белли также написал музыку к "Андромеде" Якопо Чиконьини, которая была поставлена 9 марта 1618 года, снова в Палаццо делла Герардеска. Музыка утеряна, но ее описание, в котором Белли высоко хвалят, содержится в письме, написанном Каччини секретарю великого герцога Тосканского на следующий день после спектакля.
В примечательном письме, написанном из Флоренции Фердинандо Гонзага, герцогу Мантуи, 11 июня 1616 года, Белли указал, что его "Арии" считались «трудными и неисполнимыми» из-за обилия восьмых нот в басовых партиях. Он продолжил, прося герцога устроить исполнение этих песен при мантуанском дворе, чтобы их незаслуженная репутация могла быть улучшена. Басовые линии действительно ритмически сложны и примечательны также высокой степенью хроматизма, который они содержат. Некоторые предвосхищают типичные басовые фигурации более поздних кантат со строфическим басом, как и формальные схемы некоторых песен. Одна песня, "Очи прекрасные, ко мне суровые", по сути, является ранним примером этой формы, с рефренами и ритурнелями в дополнение. Благодаря своей гармонической и формальной смелости, Белли принадлежит к числу наиболее радикальных представителей монодии начала XVII века.
Духовная музыка
Сценические произведения и интермедии
Вокальная музыка
Ноты сочинений Доменико Белли на сайте библиотеки IMSLP