Беллацци, Франческо
.... - 1628

Назад

Bellazzi, Francesco

  • Дата рождения: неизвестно
  • Место рождения: Виджевано, около Милана
  • Дата смерти: неизвестно
  • Место смерти: неизвестно

Биография

Франческо Беллацци был итальянским композитором, принадлежавшим к ордену францисканцев. Единственная известная музыкальная должность, которую он занимал, — это пост руководителя капеллы в церкви Святого Франциска в Милане, где он служил с 1623 по 1628 год.

Беллацци принадлежал к числу многочисленных североитальянских церковных композиторов, писавших литургическую музыку для приходских, а не придворных или кафедральных храмов. В отличие от некоторых своих современников, он не полностью воспринял концертный стиль начала XVII века, оставаясь верным более традиционным формам церковного многоголосия.

Творчество

Музыка Беллацци для богослужений ясно отражает его консервативные взгляды. Его восьмиголосные "Псалмы для вечерни", опубликованные в 1618 году, написаны для двух хоров и полностью лишены сольных партий, что напоминает двуххорный стиль предыдущего столетия. Том 1628 года также содержит фальсобордонные распевы — ещё одну черту старой традиции.

Однако в сборнике "Концертные псалмы в современной манере" 1624 года композитор обращается к более современному стилю. Здесь используются ансамбли в составе ATTB, что, при транспонировании второго тенора, соответствовало бы SATB, и, несмотря на отсутствие развитых сольных эпизодов, сочинения отличаются более концертным характером. Эти псалмы необычны тем, что предназначены для службы повечерия и третьего часа, которые редко исполнялись в многоголосной обработке и обычно звучали в виде григорианского пения.

Мотеты Беллацци, опубликованные в 1620 году, отличаются большей выразительностью фактуры и тщательной передачей смыслового содержания текста. В целом его творчество представляет собой пример постепенного перехода итальянской церковной музыки от ренессансного многоголосия к барочной концертной манере.

Произведения

Духовная музыка

  • "Псалмы для вечерни" на восемь голосов ("Psalmi ad vesperas", 8vv) (1618)
  • "Первая книга святых концертов" на два–четыре и шесть голосов, два вида литаний Пресвятой Богородицы на пять голосов, вместе с мессой на четыре голоса и партитурой для органа, соч. 2 ("Liber primus sacrorum concentuum, 2–4, 6vv … 2 genera litanium B.V.M., 5vv, una cum missa, 4vv; ac partitione … organi", op.2) (1620)
  • "Месса, мотеты, литании Пресвятой Богородицы, Песнь Богородицы и фальсобордоны со 'Слава Отцу' на восемь голосов, концерты на два–четыре голоса с партитурой для органа", соч. 4 ("Messa, motetti, letanie della B.V., Mag et falsi bordoni con Gloria Patri a 8 aggionto il primo choro, concerti a 2–4 … con la partitura per org", op.4) (1622)
  • "Полные псалмы" на пять голосов для вечерни, для капеллы и концерта, соч. 5 ("Salmi intieri, 5vv, per li vespri … da capella e da concerto", op.5) (Милан, 1623)
  • "Концертные псалмы в современной манере для повечерия на четыре голоса, с антифонами Пресвятой Богородицы и псалмами третьего часа на пять голосов с генерал-басом (орган)", соч. 7 ("Salmi concertati all’uso moderno … nelle compiete … a 4vv … con le antifone della B. Virgine e li salmi di terza a 5 con bc (org)", op.7) (1624)
  • "Месса, Песнь Богородицы и концертные мотеты, фальсобордоны со 'Слава Отцу' и французская канцона на восемь голосов, с партитурой", соч. 8 ("Messa, Mag et motetti concertati … falsi bordoni con Gloria Patri e canzon francese, 8vv, con partitura", op.8) (1628)