Бер, Иоганн
1655 - 1700
Назад
Beer, Johann
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Бер был австрийско-немецким композитором, певцом, скрипачом, клавишником, музыкальным теоретиком и писателем. В семь лет его отец отправил его в бенедиктинский монастырь в Ламбахе, недалеко к северо-востоку от Санкт-Георгена, где он начал свое музыкальное образование. Бер продолжил дальнейшее общее и музыкальное обучение в Райхерсберге, к югу от Пассау, а также в самом Пассау. В 1670 году его родители забрали его в Регенсбург, куда они переехали, чтобы сохранить свою протестантскую веру. Будучи студентом гимназиума Поэтикум, Бер подружился со своим однокурсником Пахельбелем. Он продолжал изучать музыку, включая композицию, и написал музыку для школьной пьесы "Император Маврикий". В конце его учебы в гимназии город Регенсбург присудил ему стипендию для поступления в университет Лейпцига в 1676 году в качестве студента теологии. Вскоре он познакомился с тамошними музыкантами, включая кантора церкви Святого Фомы Себастьяна Кнюпфера и Вернера Фабрициуса, органиста церкви Святого Николая.
Маттезон, опубликовавший автобиографический очерк Бера в "Основании почетной арки", хвалил его музыкальный талант как прекрасного тенора, скрипача и клавишника. Бер оставался в университете всего шесть месяцев, прежде чем переехал в Галле в качестве певца в придворной капелле герцога Августа Саксен-Вайсенфельсского. Именно здесь он женился 17 июня 1679 года. 4 июня 1680 года герцог Август умер, и его преемник, герцог Иоганн Адольф I, перевел двор в Вайсенфельс, куда Бер также переехал 6 декабря. В Вайсенфельсе Бер быстро приобрел известность как исполнитель-музыкант, актер, учитель и композитор. Его покровитель явно ценил эти таланты, и богатство Бера росло пропорционально его музыкальным успехам. Он отказался от финансово привлекательной должности капельмейстера в Кобурге в 1684 году, а в субботу перед Пасхой 1685 года он был назначен концертмейстером придворного оркестра в Вайсенфельсе. Позже он также стал библиотекарем герцогской библиотеки.
Бер был близким доверенным лицом и частым спутником в поездках герцога Вайсенфельсского; он также постоянно был востребован как оперный и концертный певец. В дополнение к своим многчисленным музыкальным обязанностям и достижениям он написал ряд книг о музыке, а также сатирические романы. Осенью 1691 года он отклонил предложение занять должность при датском дворе в Копенгагене. Его выдающаяся карьера преждевременно оборвалась из-за его случайной смерти, когда, наблюдая за соревнованием по стрельбе, он был поражен шальной пулей.
Иоганн Бер был чрезвычайно талантливым и разносторонним немецким музыкантом конца XVII века. Он проявил себя как композитор, певец, инструменталист и писатель. В музыкальном плане Бер написал три оперы, а также ряд инструментальных и духовных вокальных произведений. Хотя его композиторская деятельность не является доминирующей в истории музыки, его мастерство как исполнителя заслуживает особого внимания.
Бер также оставил значительное наследие как писатель. Его малоизвестные сатирические романы, в которых музыка и музыканты занимают центральное место, дают ценное представление о социальном и культурном положении музыкантов в Германии XVII века. Его чувство юмора оживляет также несколько музыкальных трактатов. В трактате "Ворчливый Урсус" он критиковал традиционные музыкальные ценности и методы обучения церковных музыкантов, воплощенные в работе Готфрида Фокеродта "Злоупотребление свободными искусствами в особенности".
Музыкальное наследие Бера включает оперы, духовные произведения и инструментальные композиции. Несмотря на ограниченное количество сохранившихся композиций, они демонстрируют его мастерство в вокальной и инструментальной музыке. Его творчество отличается сочетанием тонкой гармонической проработки и яркой эмоциональной выразительности.
Как писатель и музыкальный теоретик, Бер создал работы, в которых обсуждаются философия музыки, эстетика и роль музыканта в обществе. Его труды, включая "Музыкальные рассуждения", ценны своими масштабными комментариями о музыкальной практике и положении музыкантов в немецком обществе XVII века. Его работы представляют собой важный источник информации для историков музыки и исследователей эпохи барокко.
Оперы:
Духовная музыка:
Инструментальная музыка:
Художественные произведения (романы)
Музыкально-теоретические труды
Ноты сочинений Иоганна Бера на сайте библиотеки IMSLP