Беер, Иоганн
1655 - 1700

Назад

Иоганн Беер (Johann Beer) - Австро-немецкий композитор, певец, скрипач, клавишник, теоретик музыки и романист

Родился 28 февраля 1655 года, Санкт-Георг, Верхняя Австрия -  умер 6 августа 1700 года, Вайсенфельс.

В семь лет отец отправил его в бенедиктинский монастырь в Ламбахе, недалеко к северо-востоку от Санкт-Георга, где он начал свое музыкальное образование. Бир продолжил общие и музыкальные занятия в Райхерсберге, к югу от Пассау, а также в самом Пассау. В 1670 году его родители перевезли его в Регенсбург, куда они переехали, чтобы сохранить свою протестантскую веру. Будучи студентом гимназии "Поэтикум", Бир подружился со своим сокурсником Пахельбелем. Он продолжал изучать музыку, в том числе композицию, и написал партитуру для школьной пьесы " Император Маврикия". По окончании учебы в гимназии город Регенсбург предоставил ему стипендию для поступления в Лейпцигский университет в 1676 году в качестве студента-теолога. Вскоре он познакомился с тамошними музыкантами, в том числе с Томасом Кантором Себастьяном Кнупфером и Вернером Фабрициусом, органистом Николаикирхе.

Маттесон, опубликовавший автобиографический очерк Бира в " Базис эйн Эренпорте", высоко оценил его музыкальный талант как прекрасного тенора, скрипача и клавишника. Бир оставался в университете всего шесть месяцев, прежде чем переехать в Галле в качестве певца в придворной капелле герцога Августа Саксен-Вайсенфельского. Именно здесь он женился 17 июня 1679 года. 4 июня 1680 года герцог Август умер, и его преемник, герцог Иоганн Адольф I, перевез двор в Вайсенфельс, куда Бир также переехал 6 декабря. В Вайсенфельсе Бир быстро приобрел известность как музыкант-исполнитель, актер, педагог и композитор. Его покровитель явно ценил эти таланты, и богатство Бира росло пропорционально его музыкальным успехам. В 1684 году он отказался от привлекательной в финансовом отношении должности капельмейстера в Кобурге, а в субботу перед Пасхой 1685 года был назначен концертмейстером придворного оркестра в Вайссенфельсе. Позже он также стал библиотекарем герцогской библиотеки.

Бир был близким доверенным лицом и частым спутником герцога Вайсенфельса; он также был постоянно востребован как оперный и концертный певец. В дополнение к своим многочисленным музыкальным обязанностям и достижениям он написал ряд книг по музыке, а также сатирические романы. Осенью 1691 года он отклонил предложение занять должность при датском дворе в Копенгагене. Его выдающаяся карьера была преждевременно прервана его случайной смертью, когда, наблюдая за соревнованиями по стрельбе, он был ранен шальной пулей. (Дополнительные подробности о жизни Бира, взятые из его автобиографического очерка, см. В Schmiedecke.)

Бир был очень талантливой, разносторонней фигурой в немецкой музыке конца 17-го века. Как композитор он не важен; известно, что он написал три оперы, и сохранилось несколько инструментальных и священных вокальных произведений (в D-Bsb, GMl, SWl, Library Stolberg Grimma). Его репутация талантливого певца и инструменталиста хорошо задокументирована. Как писатель он заслуживает постоянного внимания. Его малоизвестные сатирические романы, в которых музыка и музыканты играют важную роль, многое говорят нам о социальном и культурном статусе музыкантов 17-го века. Его исключительное чувство юмора также оживляет его несколько музыкальных трактатов. В книге Урсуса Мурмурата он подверг критике традиционные музыкальные ценности и методы обучения церковных музыкантов, воплощенные в трактате Готфрида Вокеродта " Злоупотребление искусством Фрейена в особенности" (1697). Его музыкальный дискурс особенно ценен своими обширными комментариями о музыке и музыкантах, а также о философии и эстетике его искусства. Никто, пишущий о музыке в Германии 17-го века, не должен пренебрегать обширными трудами Бира, но, к сожалению, не существует исчерпывающего исследования его произведений, которое сделало бы их доступными на английском языке.

Ноты сочинений Иоганна Беера на сайте библиотеки IMSLP