Бер, Иоганн
1655 - 1700

Назад

Beer, Johann

  • Дата рождения: 28 февраля 1655 года
  • Место рождения: Санкт-Георген-об-Йезенбах, Верхняя Австрия
  • Дата смерти: 6 августа 1700 года
  • Место смерти: Вайсенфельс, Германия

Биография

Иоганн Бер был австрийско-немецким композитором, певцом, скрипачом, клавишником, музыкальным теоретиком и писателем. В семь лет его отец отправил его в бенедиктинский монастырь в Ламбахе, недалеко к северо-востоку от Санкт-Георгена, где он начал свое музыкальное образование. Бер продолжил дальнейшее общее и музыкальное обучение в Райхерсберге, к югу от Пассау, а также в самом Пассау. В 1670 году его родители забрали его в Регенсбург, куда они переехали, чтобы сохранить свою протестантскую веру. Будучи студентом гимназиума Поэтикум, Бер подружился со своим однокурсником Пахельбелем. Он продолжал изучать музыку, включая композицию, и написал музыку для школьной пьесы "Император Маврикий". В конце его учебы в гимназии город Регенсбург присудил ему стипендию для поступления в университет Лейпцига в 1676 году в качестве студента теологии. Вскоре он познакомился с тамошними музыкантами, включая кантора церкви Святого Фомы Себастьяна Кнюпфера и Вернера Фабрициуса, органиста церкви Святого Николая.

Маттезон, опубликовавший автобиографический очерк Бера в "Основании почетной арки", хвалил его музыкальный талант как прекрасного тенора, скрипача и клавишника. Бер оставался в университете всего шесть месяцев, прежде чем переехал в Галле в качестве певца в придворной капелле герцога Августа Саксен-Вайсенфельсского. Именно здесь он женился 17 июня 1679 года. 4 июня 1680 года герцог Август умер, и его преемник, герцог Иоганн Адольф I, перевел двор в Вайсенфельс, куда Бер также переехал 6 декабря. В Вайсенфельсе Бер быстро приобрел известность как исполнитель-музыкант, актер, учитель и композитор. Его покровитель явно ценил эти таланты, и богатство Бера росло пропорционально его музыкальным успехам. Он отказался от финансово привлекательной должности капельмейстера в Кобурге в 1684 году, а в субботу перед Пасхой 1685 года он был назначен концертмейстером придворного оркестра в Вайсенфельсе. Позже он также стал библиотекарем герцогской библиотеки.

Бер был близким доверенным лицом и частым спутником в поездках герцога Вайсенфельсского; он также постоянно был востребован как оперный и концертный певец. В дополнение к своим многчисленным музыкальным обязанностям и достижениям он написал ряд книг о музыке, а также сатирические романы. Осенью 1691 года он отклонил предложение занять должность при датском дворе в Копенгагене. Его выдающаяся карьера преждевременно оборвалась из-за его случайной смерти, когда, наблюдая за соревнованием по стрельбе, он был поражен шальной пулей.

Творчество

Иоганн Бер был чрезвычайно талантливым и разносторонним немецким музыкантом конца XVII века. Он проявил себя как композитор, певец, инструменталист и писатель. В музыкальном плане Бер написал три оперы, а также ряд инструментальных и духовных вокальных произведений. Хотя его композиторская деятельность не является доминирующей в истории музыки, его мастерство как исполнителя заслуживает особого внимания.

Бер также оставил значительное наследие как писатель. Его малоизвестные сатирические романы, в которых музыка и музыканты занимают центральное место, дают ценное представление о социальном и культурном положении музыкантов в Германии XVII века. Его чувство юмора оживляет также несколько музыкальных трактатов. В трактате "Ворчливый Урсус" он критиковал традиционные музыкальные ценности и методы обучения церковных музыкантов, воплощенные в работе Готфрида Фокеродта "Злоупотребление свободными искусствами в особенности".

Музыкальное наследие Бера включает оперы, духовные произведения и инструментальные композиции. Несмотря на ограниченное количество сохранившихся композиций, они демонстрируют его мастерство в вокальной и инструментальной музыке. Его творчество отличается сочетанием тонкой гармонической проработки и яркой эмоциональной выразительности.

Как писатель и музыкальный теоретик, Бер создал работы, в которых обсуждаются философия музыки, эстетика и роль музыканта в обществе. Его труды, включая "Музыкальные рассуждения", ценны своими масштабными комментариями о музыкальной практике и положении музыкантов в немецком обществе XVII века. Его работы представляют собой важный источник информации для историков музыки и исследователей эпохи барокко.

Произведения

Оперы:

  • "Три оперы" ("Three Operas") — точные названия не сохранились

Духовная музыка:

  • "Несколько духовных вокальных произведений" ("Several Sacred Vocal Works")

Инструментальная музыка:

  • "Несколько инструментальных сочинений" ("Several Instrumental Works")

Художественные произведения (романы)

  • "Простацкий мироозерцатель, или Удивительный Ян Ребху"
  • "Удивительный, чудесный и неслыханный рыцарь Хопфензак... от живого человека"
  • "Совершенная комическая история Корило. Новый муж"
  • "Юкунди Юкундиссими, удивительное описание жизни"
  • "Отлично отполированная женская щетка знаменитого испанца Франсиско Самбелле... переведена на верхненемецкий всюду известным Яном Ребху"
  • "Описание гражданского зверя, набросанное с краткими обстоятельствами... переведено на немецкий молодым Симплициусом Симплициссимусом"
  • "Знаменитый дурацкий приют... опубликованный Гансом Загляни в мир"
  • "Политический трубочист... набросанный Антонино Каминеро"
  • "Политический вертел... от Амандо де Братимеро"
  • "Влюбленный европеец... собранный... Амандусом де Аманто"
  • "Немецкие зимние ночи Цендория а Цендориис"
  • "Развлекательные летние дни... представленные Вольфгангом фон Вилленхагом"
  • "Другое изложение новопойманных политических обезьян... выставленных на обозрение Флорианом де Франкоментом"
  • "Немецкая обезьяна в одежде... от Аламодо Пиккельхеринга"
  • "Обращенный государственный муж, или Мудрый секретарь"
  • "Влюбленный австриец... через Яна Ребху"

Музыкально-теоретические труды

  • "Урсус ворчит, то есть ясное и четкое доказательство, каким образом господин Готфрид Фокерод... в своем опубликованном 10 августа ушедшего 1696 года году... программном сочинении о музыке... сделал слишком много"
  • "Урсус хитрит. Хитрость против хитрости, или музыкальная охота на лис, в которой... апология Фокеродена... сдирается"
  • "Музыкальная война"
  • "Музыкальные рассуждения, выведенные через принципы философии... вместе с приложением... под названием музыкальная война между композицией и гармонией"
  • "Фонологическая школа, или учебный трактат о гармонической композиции, то есть обширные уроки, которые необходимы для музыкальной композиции"

Ноты сочинений Иоганна Бера на сайте библиотеки IMSLP