Бошан, Пьер
1631 - 1705

Назад

Beauchamp, Pierre

  • Дата рождения: 30 октября 1631 года
  • Место рождения: Париж, Франция
  • Дата смерти: начало февраля 1705 года
  • Место смерти: Париж, Франция

Биография

Пьер Бошан был французским танцовщиком, хореографом, композитором и дирижером. Его ошибочно отождествляли с Шарлем-Луи Бошаном. Называемый отцом всех балетмейстеров, он кодифицировал пять позиций ног и рук и разработал рациональную систему записи танца, которая теперь носит имя Рауля-Оже Фёйе, опубликовавшего ее в 1700 году. Бошан был личным учителем танцев Людовика XIV и любимым партнером в придворных балетах в 1650-х и 1660-х годах. На протяжении всей своей карьеры он сотрудничал с Люлли, с которым впервые встретился как комический танцовщик, а позже как композитор придворных балетов. Бошан ставил хореографию для интермедий и танцев в комедиях-балетах Мольера, начиная с "Надоедал", для которого он также сочинил музыку и дирижировал оркестром. Он был балетмейстером Академий оперы Пьера Перрена, создавая танцы для "Помоны" Камбера. Будучи балетмейстером оперы Люлли в 1670-х и 1680-х годах, он ставил хореографию для премьер произведений Люлли. После смерти Люлли в 1687 году Бошан покинул Оперу, чтобы ставить хореографию и сочинять музыку для балетов в иезуитских коллежах, хотя он продолжал ставить хореографию и танцевать в придворных балетах короля. Людовик XIV оказал ему многие почести: он был назначен интендантом балетов короля в 1661 году и директором Королевской академии танца в 1680 году.

Творчество

Пьер Бошан является одной из ключевых фигур в становлении французского балета и классического танца. Его вклад в хореографию и теорию танца трудно переоценить: он систематизировал основные позиции классического танца, заложив основы его техники, и разработал одну из первых систем танцевальной нотации. Его многолетнее сотрудничество с такими выдающимися современниками, как композитор Жан-Батист Люлли и драматург Мольер, оказало profound влияние на развитие французского музыкального театра. Будучи первым директором Королевской академии танца, он сыграл важнейшую роль в институционализации балетного искусства во Франции.

Произведения

Хореография для комедий-балетов Мольера

  • "Надоедалы" ("Les fâcheux") (1661) - также композитор и дирижер
  • "Вынужденный брак" ("Le mariage forcé") (1664)
  • "Мещанин во дворянстве" ("Le bourgeois gentilhomme") (1669)
  • "Великолепные любовники" ("Les amants magnifiques") (1670, с Доливе)
  • "Психея" ("Psyché") (1671)
  • "Мнимый больной" ("Le malade imaginaire") (1673)

Хореография для опер и балетов

  • "Помона" ("Pomone") Камбера (1671)
  • "Нетерпение" ("L'impatience") Люлли (1661)
  • "Рождение Венеры" ("La naissance de Vénus") Люлли (1665)
  • "Альцеста" ("Alceste") Люлли (1674)
  • "Атис" ("Atys") Люлли (1676)
  • "Изида" ("Isis") Люлли (1677)
  • "Триумф Любви" ("Le triomphe de l'Amour") Люлли (1681, с Пекуром)
  • "Балет юности" ("Ballet de la Jeunesse") Люлли (1686)

Ноты сочинений Пьера Бошана на сайте библиотеки IMSLP