Баттен, Адриан
1591 - 1637

Назад

Адриан Баттен (Adrian Batten) - Английский композитор

Крещён 1 марта 1591 года, Солсбери - умер в 1637 году, Лондон. 

Согласно реестрам больницы Святого Фомы в Солсбери, он был одним из семерых детей Ричарда Баттена и Элизабет Новелл. В завещании Ричарда Баттена, составленном в 1619 году, говорится, что он был столяром. Свидетельства о раннем музыкальном образовании Адриана Баттена скудны; в примечании к рукописи говорится: "Эти песни мистера Джона Холмса были написаны им самим в 1635 году мистером Адрианом Баттеном, одним из хоров викариев собора Святого Павла в Лондоне, который несколько раз был его ругателем. Джон Холмс был мирянином-викарием Винчестерского собора с 1599 по 1622 год, и вполне вероятно, что Баттен был там певчим и остался после того, как у него изменился голос. К сожалению, в соборе отсутствуют соответствующие записи, но на внешней стороне восточной стены часовни епископа Гардинера высечено "Адриан Баттин, 1608 год". Возможно, это ознаменовало конец его карьеры певчего. Еще одно свидетельство о его пребывании в Винчестере можно найти в реестрах церкви Святого Суитуна-на-Кингсгейте, где 14 марта 1614 года Адриан, сын Адриана Баттена, был крещен. В следующем месяце Баттен переехал в Лондон и стал мирянином-викарием Вестминстерского аббатства с годовым окладом в 8 фунтов стерлингов. Во время пребывания в аббатстве он был прихожанином церкви Святой Маргариты в Вестминстере, и в тамошних церковных книгах записаны крещения Томаса Баттена, "сына Адриана", 5 июня 1616 года и Ричарда 8 сентября 1621 года. Смерть дочери Сьюзен зафиксирована 22 мая 1623 года, а двух его сыновей Томаса и Ричарда - 16 июля и 31 августа 1625 года. В 1625 году также умер Яков I; Адриан Баттен упоминается в отчетах лорда-камергера как один из певцов на его похоронах. Во время своего пребывания в Вестминстерском аббатстве Баттен время от времени увеличивал свой доход, копируя музыку. В документах аббатства за 1622 год записано: "Мистеру Баттену выплачено вознаграждение за то, что он лишил мистера Уикса его службы, а мистера Таллса - его Магнификата и монаха Димиттиса, а также за службу мистеру Томкинсу". Имя Баттена фигурирует в счетах казначея Вестминстерского аббатства как мирянина-викария до конца октября 1626 года. Таким образом, можно предположить, что именно в этом году, а не в 1624, как обычно утверждается, он переехал в собор Святого Павла. Его имя впервые появляется в контрактной книге декана Донна 22 декабря 1628 года, когда он назван одним из шести викариев-хоралов. Его имя продолжает фигурировать в подобных документах вплоть до 3 декабря 1635 года, и в том же году он упоминается как викарий-хорал в "Визите епископа Лондонского". В книге контрактов декана Виниффа от 13 мая 1637 года названы только пять викариев-хоралов, имя Баттена отсутствует. 22 июля 1637 года с согласия Эдварда, Джона и Уильяма Баттенов, его братьев, Джону Гилберту, суконщику из города Солсбери, были выданы грамоты на управление поместьем Адриана Баттена, покойного настоятеля прихода Сент-Сепулькре на Ньюгейт-стрит в Лондоне. Баттен сочинил большое количество богослужений и гимнов, но, по-видимому, никакой светской или инструментальной музыки. Считается, хотя иногда и ставится под сомнение, что он был переписчиком самого обширного источника по английской церковной музыке того периода, так называемого “Органного сборника Баттена”. Он был компетентным мастером, писавшим в набожном и сдержанном стиле. Берни сказал, что он был “хорошим гармонистом старой школы, ничего не добавляя к общему арсеналу идей, как в области мелодии, так и гармонии, которыми это искусство было обеспечено задолго до его рождения”. Большинство критических замечаний, которые высказываются в адрес Баттена, можно было бы применить практически к любому из его современников, но Баттен - удобный “мальчик для битья”. Это правда, что он не был новатором; он проявлял определенное нежелание отходить от “домашней” тональности, и его мелодические изобретения не могли сравниться с изобретениями Гиббонса и Томкинса, его более выдающихся современников. Тем не менее, во многих его работах есть определенное наивное очарование; стихотворные гимны "Услышь мою молитву, Господи", "Из глубины" и "Господи, ты отыскал меня" являются прекрасными примерами. Последнее из названных произведений представляет собой необычную и не совсем неудачную попытку словесного оформления. Полные гимны из пяти частей "Услышь молитвы, о Боже наш, и мы умоляем тебя" демонстрируют глубину чувств, по меньшей мере равную той, что можно найти в музыке Гиббонса, а восьмичастный "Хлопни в ладоши", хотя и не достигают высот в исполнении Гиббонса, состоящего из тех же слов, красноречиво использует массивные гомофонические пассажи, чередующиеся с полифонией. Его "полное" служение, аналогичное по объему "Великим" служениям Берда и Томкинса, заслуживает внимания, хотя в целом было бы справедливо сказать, что он добился большего успеха в более простых формах.

Ноты сочинений Адриана Баттена на сайте библиотеки IMSLP